Cовременные экономические теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.
Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли.

Содержание работы

Введение 2
Понятие международной торговли 3
Классическая теория международной торговли 4
Теория Хекшера – Олина 8
Неотехнологические теории 9
Теория снижающихся издержек 9
Теория «технологического разрыва» 10
Теория «цикла жизни продукта» 10
Теория Портера 13
Заключение 16

Файлы: 1 файл

ins.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

3. Неотехнологические  теории

 

Теория Хекшера-Олина  объясняла развитие внешней торговли различной наделенностью стран  факторами производства, однако в  последние десятилетия стала  возрастать торговля между странами, где разница в наделенности факторами невелика (Западная Европа), т.е. налицо противоречие - причины торговли исчезли, а торговля возросла. Это объясняется тем, что теория Хекшера-Олина сложилась в те годы, когда преобладающей была межотраслевая торговля. Еще в начале 50-х годов наиболее характерным был обмен сырья из развивающихся стран на продукцию обрабатывающей промышленности развитых стран. К началу 80-х годов уже 2/3 экспорта, например, Великобритании приходилось на Западную Европу и Северную Америку. Во внешней торговле промышленно развитых стран преобладающим стал взаимный обмен продукцией обрабатывающей промышленности. Более того, эти страны одновременно продают и покупают не просто продукцию обрабатывающей промышленности, а одни и те же по наименованию товары, отличающиеся лишь качественными характеристиками. Особенностью производства экспортных товаров промышленно развитых стран являются сравнительно большие затраты на НИОКР. Эти страны сегодня во все большей степени специализируются на производства так называемой наукоемкой высокотехнологичной продукции.

В число высокотехнологичных  отраслей входят производство медицинских  препаратов, электронно-вычислительных машин и оборудования, радиоэлектронных компонентов, лабораторное оборудование, авиационная и ракетно-космическая промышленность.

Развитие наукоемких отраслей и стремительный рост международного обмена их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического направления. Это направление представляет собой  совокупность отдельных моделей, частично дополняющих друг друга, но иногда и противоречащих одна другой.

 

3.1. Теория  снижающихся издержек

(эффект масштаба)

 

Эта теория развилась  на основе критики и отрицания  модели Хекшера-Олина. Исходным является предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях. Поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства.

 

3.2. Теория "технологического разрыва"

 

В соответствии с этой теорией торговля между  странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих  стран, из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой "квазимонополией", иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие - производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно.

В результате появления  технических новшеств образуется "технологический  разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

 

3.3. Теория "цикла жизни продукта"

(product life cycle theory)

 

Является наиболее популярной теорией неотехнологического  направления. Она привлекла почти  всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий.

На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.

На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке  быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

На третьей стадии (зрелости) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

На последней стадии цикла  продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению  спроса, как это было на стадии зрелости.

Такова общая схема прохождения новым продуктом "цикла жизни". Теоретики данной модели не ограничиваются подобными общими описаниями. Они считают, что можно указать конкретные страны, условия которых максимально соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости.

Теории неотехнологического  направления отражают процесс радикальной  перестройки системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых  средств связи, новых материалов. На многих направлениях данного процесса задает тон азиатско-тихоокеанский регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстрое размывание традиционного деления "центр-периферия". Это явление получило название концепции "летящих гусей". Суть ее в том, что налицо непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь "качества специализации". Пример НИС со всей очевидностью показывает, что экономический рост и активное участие в международном разделении труда решающим образом зависят от открытости национальных хозяйств.

 

 

Стадии

 

Производство

 

Спрос

 

1

 

Начало производства

(только для  внутреннего рынка)

 

Невелик

 

2 (стадия

роста)

 

- Серийный выпуск
- Экспорт зарубеж

- Передача технологии производства  зарубеж

 

Продукт становится общепри-знанным

 

3 (стадия

зрелости)

 

- Производственная технология полностью стандартизируется

- Зарубежные компании проникают  на внутр. рынок страны, где  появился товар

 

Спрос на внутреннем рынке насыщен

 

4

 

Производство  начинает сокращаться

 

Продукт

стареет


 

 

 

 

4. Теория Портера:

теория конкурентных преимуществ

 

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности  страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое  страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная  конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно  развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

  • Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
  • Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
  • Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
  • Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Существуют  две дополнительные переменные, в  значительной степени влияющие на обстановку в стране:

  • Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.
  • Государственная политика.

По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

В комплекс правительственных  мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить:

1) Воздействие  правительства на факторные условия 

  • акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.);
  • грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).

2) Воздействие  правительства на условия спроса:

  • государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);
  • регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);
  • воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);
  • стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);
  • предоставление полной и качественной информации покупателям;
  • введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);
  • зарубежная помощь и политические связи (классический пример - схема взаимодействия колония - метрополия)

3) Воздействие  правительства на родственные  и поддерживающие отрасли: 

  • политика правительства в отношении СМИ;
  • образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции);
  • региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).

4) Воздействие  правительства на стратегию, структуру  и соперничество фирм:

  • интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта)
  • воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм
  • регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.)
  • образование новых фирм
  • торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом)
  • привлечение зарубежных инвестиций

Заключение

 

Развитие и  усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого  процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

Если рассматривать  мировую торговлю в плане тенденций  ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.

Нельзя не заметить все возрастающую роль современных  средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

В историческом плане нельзя не отметить рост влияния  азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

Место внешней  торговли в экономике России

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными  энергетическими  ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1995 г. составила около 1,5%, а в импорте - менее 1%.

Информация о работе Cовременные экономические теории