.«Голландская болезнь»: сущность, причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть проблему «голландской болезни» применительно к российской действительности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и общие механизмы феномена «Голландской болезни».
2. Выявить характерные для РФ особенности и показатели данного явления.
3. Определить направления экономической политики в условиях «голландской болезни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1.«Голландская болезнь»: сущность, причины и последствия…....………..... 6
1.1. Сущность и общие механизмы «голландской болезни»……..…..…..6
1.2. Взаимосвязь «голландской болезни» с другими экономическими концепциями……………………………….……………………………………...9
2. «Голландская болезнь в России: особенности и показатели…………...….20
2.1. Причины и показатели макроэкономической нестабильности и «голландской болезни» в России……………………………………………….20
2.2. Отрицательные последствия укрепления национальной валюты…25
3. Экономическая политика России в условиях «голландской болезни»…....35
3.1. Диверсификация экономики…………………...……………………..35
3.2. Размещение средств резервных фондов и стерилизация доходов....38
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемой литературы……………………………………...………49

Файлы: 1 файл

проверенная курсовая.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)
  • совершенствование налоговых и таможенных механизмов изъятия природной ренты;
  • создание системы поддержки экспорта;
  • развитие сельскохозяйственного производства;
  • поддержку малого бизнеса.

Для успешного развития постиндустриальной экономики, основанной на знаниях, необходимо создание условий, обеспечивающих:

    • высокий уровень образования в стране;
    • динамичную инфраструктуру отрасли связи и распространения информации;
    • эффективную инновационную систему, включающую исследовательские центры, университеты и малые фирмы с рисковым капиталом;
    • экономический и институциональный режимы, стимулирующие эффективное создание, распространение и использование знаний.

Для страны с открытой экономикой одной из основных задач является диверсификация экспорта. 
          План по диверсификации экспорта России включает политику поддержки экспорта промышленной продукции посредством использования организационных, торгово-экономических, финансовых инструментов. Среди целей данного проекта можно выделить следующие:

    • повышение конкурентоспособности  российских товаропроизводителей;
    • поддержка национального экспорта на внешнем рынке
    • развитие наукоёмких и высокотехнологичных отраслей производства.33

         Основной мерой для достижения этих целей правительство РФ считает  финансовую поддержку. Она осуществляется на основе Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, сформулированной в 2003 г и предполагающей кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.34 Но следует заметить, что программа государственной поддержки российского экспорта напрямую не формулирует задачу его диверсификации.

          «Диверсификация российского экспорта  может послужить средством, которое «вытянет» экономику страны из «сырьевой ловушки» и станет локомотивом структурной перестройки экономики». 35

        Для выбора конкретных продуктов, развитие которых может дать  значительные результаты, возможно использование двух взаимосвязанных критериев: технического и рыночного. Технически критерий предполагает соответствие технических характеристик продукта мировым стандартам, что требует чёткой системы регулирования стандартов и регламентов в России. Рыночный критерий предполагает определение  тех товаров, рост рыночной динамики которых достаточно высок на мировых рынках. На данный момент наиболее высоким рыночным динамизмом обладают товары высокотехнологичных отраслей.

        Таким  образом, при составлении плана диверсификации российского экспорта следует рассмотреть реалистичное положение России в международном разделении труда и определить области конкурентного преимущества. Это предполагает выявление сильных и слабых сторон частного сектора, способы государственного стимулирования на его экспортные возможности, определить возможности производство высокодинамичных товаров, обеспечить возможность входа в эти рынки.

 

3.2. Размещение средств резервных фондов и стерилизация доходов

 

Для решения трудноразрешимой проблемы выбора между необходимостью борьбы с инфляцией в условиях нарастающего притока нефтедолларов и укреплением рубля, снижающего конкурентоспособность торгуемого и отчасти экспортного секторов, было предложено два основных средства – рекомендации по скорейшему началу промышленной политики по диверсификации экономики создание Стабилизационного фонда (фискальная мера). Усиление протекционистских мер рассматривалось как неэффективный и непрогрессивный способ.  
         Первая задача – по созданию и наполнению Стабилизационного фонда – была, по мнению многих экономистов, успешно реализована усилиями экономического блока правительства, а вторая – по диверсификации экономики, так же успешно провалена. Более того, эти направления противопоставлялись друг другу. Фактически считалось, что диверсификация, стимулируемая государством, не будет достаточно эффективна из-за плохого качества и приведет, в конечном счете, к росту инфляции.

Вопрос о стимулировании обновления технологической базы посредством укрепления курса рубля требует более подробного рассмотрения. Действительно, до середины 2008 года наблюдался стремительный рост инвестиционного импорта. Но такая динамика инвестиционного импорта была сформирована решениями государства об обнулении таможенных пошлин на широкий круг импортируемого оборудования и комплектующих (режим промсборки), что навредило отечественной сфере разработки и производства высокотехнологичной продукции.

Помимо этого, не следует забывать, что при укреплении рубля не только снижаются издержки на закупку импортного оборудования, но и параллельно возрастает конкурентоспособность аналогичной готовой импортной продукции, снижая в конечном счете рентабельность установки нового оборудования. Таким образом, уменьшается привлекательность инвестиционного проекта для отечественного предпринимателя.

Общеизвестен и тот факт, что для притока прямых иностранных инвестиций (инвестиции в основной капитал) благоприятен заниженный курс национальной валюты, а не завышенный.

И наконец, что касается инвестиций и возможности устойчивого роста в условиях заниженного курса национальной валюты, то в 2008 году был представлен интересный доклад экспертов Всемирного банка, посвященный анализу развития экономик 13 стран, которым удавалось расти более 25 лет с темпом роста не менее 7% в год. Так вот, проанализировав этот успешный опыт и опыт неудач догоняющего развития, эксперты сделали вывод о категорическом недопущении преждевременного укрепления курса национальной валюты до того, как экономика не будет готова перейти в сферу высокопроизводительных отраслей промышленности. Отказ от регулирования валютного курса провоцирует рост импорта за счет снижения спроса на продукцию внутренних производителей.36

         Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Он сформирован 1 февраля 2008 года и фактически заменил Стабилизационный фонд РФ, который был разделен на  Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. В отличие от него, помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

        Источниками  формирования Резервного фонда  являются:

  • нефтегазовые доходы федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не будет выше его нормативной величины;
  • доходы от управления средствами Резервного фонда.37

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2014 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.38

По данным Минфина 1 февраля 2012 г в Фонде национального благосостояния числилось 2 трлн 682,21 млрд руб.32

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.  
           Источники Фонда национального благосостояния:

  • нефтегазовые доходы федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.39

13 октября 2008 года Президент  Д. Медведев подписал пакет законов, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, по стабилизации финансовой системы страны в период финансового кризиса. В том числе, законодательные поправки разрешили размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7 % годовых. До этого, 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств, в том числе и средств Фонда национального благосостояния) в российские акции и облигации выступит Банк развития. 34

21 апреля 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал постановление Правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не обязано публиковать в Интернете сведения об объёмах поступивших средств на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния а также о, о том, где они размещены и каким образом используются. По мнению некоторых экономистов, отказ от публикации этих сведений связан со значительным сокращением средств обоих фондов. В настоящее время на сайте Минфина можно узнать информацию о совокупном объёме средств обоих фондов.

           Средства резервных фондов размещают  преимущественно в иностранных  активах. Это происходит потому, что фонд не сможет исполнять роль независимого от состояния национальной экономики резерва при размещении внутри страны. В период экономических кризисов национальная валюта и национальные ценные бумаги могут обесцениваться, и если фонд размещён в национальных активах, то же самое произойдёт и с ним. Помимо этого, фондовые средства не смогут выполнять функцию стабилизации, а, наоборот, будут способствовать инфляции.  
 Средства резервных фондов размещают в ценные бумаги, обладающие высоким уровнем надёжности. Это, как правило, государственные обязательства развитых стран и акции надёжных компаний. При приобретении государственных обязательств, например, облигаций, обеспечивается высокая надёжность, но низкая доходность. При вложении в акции доходность повышается, но надёжность снижается.40

При кризисе в экономике развитых стран цены на сырьевые товары могут падать вследствие снижения спроса. В результате резервный фонд может понести убытки именно в тот период, когда необходимо использовать его средства. Поэтому деньги фондов, стабилизирующих бюджет при колебаниях цен, вкладывают, как правило, только в государственные облигации, а средства более долгосрочных фондов  — ещё и в акции.

В России при создании Стабилизационного фонда сложилась ситуация, при которой доходность фонда оказалась значительно ниже, чем стоимость обслуживания внешнего долга страны. Эта ситуация объясняется следующим. Во-первых, о погашении долга удалось не со всеми странами. Во-вторых, если потратить Стабилизационный фонд на выплату долга, то сохранится опасность возникновения бюджетного дефицита в период низкой сырьевой конъюнктуры.  
         Как было сказано ранее, ещё одним  источником формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются доходы от управления их средствами. С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.41Средства Фонда национального благосостояния могут направляться на выплаты, сокращающие долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета. Минфин РФ управляет средствами Резервного фонда путем размещения средств на валютных счетах в Банке России, следующим образом:

Согласно утвержденному Минфином порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Центробанк РФ уплачивает на остатки проценты, соизмеримые с доходностью индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством РФ.

Наращивание капитальных расходов бюджета может привести к увеличению дефицита бюджета. Однако расширение экономической деятельности приведет к синергетическому росту создаваемой добавленной стоимости в экономике и как следствие к восполнению дефицита бюджета за счет налоговых поступлений в будущих периодах. Текущий дефицит бюджета возможно восполнять за счет ограничения оттока капитала из страны через оффшорные компании за счёт государственных мер по запрету трансфертного ценообразования и стимулированию привлечения частного капитала в проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) для российских бенефициаров. Увеличение доходности вложений в активы по сравнению с вложениями в обязательства иностранных государств путем перевода средств Фонда национального благосостояния из пассивной в активную инвестиционные фазы может быть реализовано путем целевого распределения средств ФНБ на разработку проектно-сметной документации (ПСД) совместных с иностранными инвесторами проектов.

Для этого необходимо обеспечить привлечение средств Внешэкономбанка в рамках Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и средств иностранных инвесторов на разработку проектно-сметная документация (ПСД) крупных инвестиционных проектов, путем формирования пропорционального участия в уставном капитале новой образованной под проект компании.42 
           По каждому инвестиционному проекту установить целевые показатели по привлеченным в каждую отрасль иностранным инвесторам и показатели инновационной составляющей в этих проектах. Таким образом, российская практика инвестирования денежных средств резервных фондов страны должна строиться на эффективных инвестиционных стратегиях и методах регулирования инвестиционной политики. Данная политика должна включать инвестиции в крупные проекты на паритетных начала с иностранными инвесторами. Эффективная инвестиционная деятельность позволит создать встроенный финансово-инвестиционный механизм влияния на процесс модернизации российской экономики и ее инновационное развитие.43

Информация о работе .«Голландская болезнь»: сущность, причины и последствия