Экономическая политика государства, её теории, эффективность и механизмы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование экономической политики государства, анализ её видов.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятия государственной экономической политики и государственного регулирования экономики.
2. Исследовать объекты и субъекты государственной политики
3. Проанализировать основные подходы и формы реализации экономической политики государства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ЕЁ ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ 6
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ 6
1.2 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 8
1.3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 14
2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЁЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 19
2.1 НАПРАВЛЕНИЯ (ВИДЫ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 19
2.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 20
3 НАПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

ekonomicheskaya_politika_gosudarstva_ee_teorii_effektivnost.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время Беларусь находится в стадии перехода от централизованной экономики к рыночной. Данный переход обусловлен в первую очередь недостаточной эффективностью централизованной экономики, отсутствием экономических стимулов для производительного труда.

Неэффективность централизованной бюрократической системы особенно сильно проявилась в конце 80-ых годов, когда административные воздействия все чаще оказывались безуспешными. Деградация централизованной экономической системы сопровождалась сбоями в производстве и потреблении, социально-экономическая система становилась все более неустойчивой.

В отличие от централизованной, административно управляемой экономики, рыночная хозяйственная система учитывает приоритетное стремление человека к приумножению своего личного благосостояния. Но здесь удовлетворить свои личные потребности можно лишь продав на рынке результаты своего труда, которые тем самым получают общественное признание.

Исторический опыт развития стран с рыночной экономикой однако показывает, что рыночные силы, взятые в чистом виде по ряду позиций, противоречат общечеловеческой морали и принципам социальной справедливости, а при определенных условиях время от времени могут приводить к социальным, экономическим и экологическим кризисам. Поэтому в современных развитых рыночных экономиках имеется определенная ориентация на реализацию общественных интересов, хотя в различных странах методы и сила воздействия государства на экономику в направлении реализации этих целей различны. Важным при этом является то, что сохраняется характерное преобладание рыночной саморегуляции как основы функционирования экономики. Государственное же регулирование при этом не подавляет положительные рыночные силы, а заставляет их действовать в необходимых рамках и направлениях, определенных на основе демократического выбора народа.

Официально провозглашенной политической властью целью реформирования народного хозяйства Беларуси является построение социально ориентированной рыночной экономики. Такая позиция, исходящая из менталитета белорусского народа, его истории и традиций, получила отражение в главных стратегических государственных документах, принятых после избрания первого президента страны.

Главные черты целевой белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики – сочетание преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.

В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства в Беларуси предполагает смягчение негативных черт чистого рыночного хозяйства – безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным производствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной основе, путем принятия необходимой системы законов и при активном участии демократического правового государства.[8]

В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы – применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов. Фактически все разделы ОНСЭР – 2000 посвящены путям реализации модели социально-ориентированной рыночной экономики в Беларуси.

Дальнейшее развитие идея социальной ориентации белорусской экономики получила в НСУР – 2010. В нем увязывается достижение целей устойчивого развития с необходимостью решения экологических проблем в Беларуси, что обусловлено тем, что к началу экономических реформ экономика Беларуси оказалась с деформированной производственной структурой, изношенными основными фондами и экологически вредными технологиями. Негативное воздействие производства на окружающую среду в Беларуси оказалось намного выше, чем в технологически развитых странах, что сказалось на качестве жизни населения и будет сказываться в дальнейшем.

Этот документ содержит постановку проблем и определяет цели и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития, потенциал и средства их реализации, дает научно-обоснованные рекомендации правительству, неправительственным структурам, общественным организациям, которые должны их учитывать при принятии и реализации решений. НСУР – 2010 одобрена национальной комиссией по устойчивому развитию 21 января 1997 г. и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 25 марта 1997 г. Основные положения НСУР – 2010 были представлены на Международной конференции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой, состоявшейся 16-18 апреля 1998 г. в г.Минске и проведенной при сотрудничестве с ООН. На конференции был признан высокий уровень НСУР – 2010.[9]

Наиболее важной идеей НСУР – 2010 является признание социально ориентированной модели рыночной экономики в качестве системного условия устойчивого развития. В данном документе особенно глубоко и разносторонне раскрыта роль государства в социально ориентированной рыночной экономике.

Перед государственными органами управления ставятся такие крупные цели, как обеспечение роста благосостояния народа, финансовой стабилизации, высокой занятости, благоприятности для жизни окружающей среды. При этом указывается, что в условиях переходного периода к рынку роль государства не снижается. Для обеспечения устойчивого развития страны свое функционирование государство должно направлять на слежение за социальными, экологическими и экономическими индикаторами, на смягчение возникающих негативных явлений и процессов, на содействие экономическому и социальному развитию в целях обеспечения потребностей нынешних и будущих поколений населения Беларуси при обязательном учете интересов других государств.

В НСУР – 2010 получил углубленное раскрытие экологической аспект социально ориентированной рыночной экономики. В ней указывается, что решение задач социально-экономического развития должно исходить из условия неухудшения состояния окружающей среды и, более того, содействовать ее неуклонному оздоровлению. В этих целях НСУР – 2010 предписывает необходимость осуществления следующих мер:

  • дальнейшее развитие природоохранного законодательства, создание системы экологических ограничений и нормативов, а также регламентации природопользования;
  • создание экономического механизма стимулирования ресурсо- и энергосбережения, и на этой основе уменьшение образования и накопления производственных и бытовых отходов;
  • введение обязательной экологической экспертизы всех инвестиционных проектов, учет экологической безопасности при принятии и регламентации решений в любых сферах деятельности;
  • усиление государственного контроля, экономических и административных санкций за нарушение законодательства в сфере природопользования, превышение экологических нормативов;
  • создание системы экологического мониторинга, аудита, страхования и др.

Социально ориентированная модель рыночной экономики требует последовательного реформирования всей системы социально-экономических отношений в стране. И хотя в Беларуси в условиях централизованной экономики существовали сильные институты социальной поддержки населения, многие их них реформируются, поскольку меняется механизм их функционирования, и уточняются функции, отвечающие рыночным основам хозяйствования.

Идеальная социально ориентированная модель экономики не может быть одномоментно реализована для Беларуси по той причине, что обеспечение всей гаммы социальных гарантий для населения невозможно в силу недостаточного развития и низкой эффективности производства. Поэтому на первой стадии формирования новой модели экономики могут быть обеспечены лишь минимальные социальные гарантии, объем которых будет расширяться по мере развития рыночного производства. Такой подход хотя и заставляет ограничить удовлетворение некоторых потребностей общества, однако создает условия для развития производства и, следовательно, для более высокого благосостояния будущих поколений Беларуси.

Заключение

В результате написания данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:

1. Экономическая  политика государства – система  экономических мероприятий, осуществляемых  государством в интересах всего  общества. Социальное содержание  экономической политики, её цели  и выбор средств их достижения определяются характером экономической системы общества, отношениями собственности на средства производства; как всякая политика она является концентрированным выражением экономики, исторически определённого способа производства.

2. Все экономические функции государства можно условно объединить в две группы.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.

Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы.

3. Государственное  регулирование в той или иной  мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

4. В Республике  Беларусь вопросы стратегии и тактики экономических реформ, также как и долгосрочные и среднесрочные приоритеты социально-экономического развития, постоянно находятся в центре внимания Главы государства и Правительства. В результате реализации государственной экономической политики удалось не только преодолеть спад производства, но и достигнуть, начиная с 1996 года, ежегодных приростов ВВП, производства промышленной продукции и других показателей.

5. Власти  Беларуси достигли заметных успехов  в осуществлении экономической политики в ряде областей. Они ужесточили налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику и осуществляли ряд структурных реформ, прежде всего сократив перекрестное субсидирование и повысив степень возмещения затрат в энергетическом секторе, проводили реформы в области торговли, либерализации цен, приватизации, упорядочили требования регистрации для малых предприятий и осуществили политически трудные меры, с тем чтобы предотвратить кризис пенсионной системы. В результате этого в 2003-2004 г. сохранился экономический рост, и далее снизилась инфляция.

6. В ближайшее  время государству предстоит  решать важные задачи по укреплению  и развитию внутреннего рынка, созданию режима наибольшего  благоприятствования для отечественного  производителя. Именно это позволит  обеспечить реальный прожиточный минимум для всех граждан и работу для тех, кто может трудиться. За счет этого будет постепенно сокращаться разрыв в доходах и возрастать совокупный спрос, стимулирующий производство.

7. Необходимо  в кратчайшие сроки решить  проблему легализации теневого капитала, осуществить комплекс мер правового и экономического характера по преодолению коррупции, что создаст дополнительные возможности для увеличения ВВП и национального дохода, расширения производства высоко конкурентной продукции и увеличения ее экспорта, для реформирования агропромышленного производства.

8. Интегрированный  интеллект нации - главное средство  обеспечения экономического благосостояния  страны в целом и каждого  гражданина в отдельности. Наша  страна богата талантливыми людьми, работающими в политике и бизнесе, науке и образовании, культуре и спорте. Вместе с тем, для осуществления необходимых изменений в системе государственного управления, его организационной структуре, исключительно важной является подготовка профессиональных управленцев. Мы должны сосредоточить совокупные интеллектуальные усилия на разработке государственной концепции обеспечения экономической безопасности, создании системы мониторинга социально-экономического развития регионов, отраслей экономики и народного хозяйства в целом. Все это позволит принимать и осуществлять научно обоснованные решения в сфере государственного управления экономическим развитием.

Список использованных источников

  1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Уч. пособие в 2-х ч. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 1999.
  2. Антонова Н.Б., Завьялков А.Г., Кандаурова Г.А. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Под общ. ред. Н.Б.Антоновой. – Мн.: Изд-во БГЭУ: ООО "Мисанта", 1996.
  3. Базылев Н. И., Гурко С. П.  Макроэкономика: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ 1998.
  4. Бугаян И.Р. Макроэкономика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  5. Корнаи Я.  Путь к свободной экономике. - М.: Экономика. - 1999.
  6. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: 000 «ФУАинформ», 2004.
  7. Основы экономической теории: Учеб. пособие //под ред. А.А. Баканов, В.А. Воробьев и др. - Мн., 1995.
  8. Переходная экономика: информация к действию //Национальная экономическая газета, №11, 2003.
  9. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  10. Проблемы социального развития Республики Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике. Сборник научных трудов под ред. А. М. Стронгиной, Т. И. Какшинской. – Мн., 2001.
  11. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики (опыт России и Беларуси) / Под ред. М.А. Портного. М.: МОНФ, 2002.
  12. Теория национальной экономики: Учебное пособие. Часть первая. – Мн, 2001.
  13. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М.: Издательство Московского института. – 1995.
  14. Экономика: Учебник/ Под ред. Доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1999.
  15. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред. Кэмпбелла Р., Макконнелла, Стэнли Л., М.: Республика. - 1995.
  16. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. //под ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: Издательская группа «НОРМА», 1998.

Информация о работе Экономическая политика государства, её теории, эффективность и механизмы реализации