Проблема безработицы в Республике Беларусь и пути ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 22:41, реферат

Описание работы

В наше время, проблема безработицы является актуальной. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.
Данная проблема интересна и как будущим специалистам в сфере экономики, и студентам, которые после окончания высшего учебного заведения могут оказаться в числе безработных.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Безработица в Республике Беларусь …...……………………………….….…...4
2. Меры по снижению безработицы………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………...……9
Список использованных источников……………………………………………...10

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 47.99 Кб (Скачать файл)

Министерство по чрезвычайным ситуациям

Республики Беларусь

 

Государственное учреждение образования

«Гомельский инженерный институт»

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Гуманитарные науки»

 

 

 

Проблема безработицы в Республике Беларусь и пути ее решения

 

 

 

по интегрированному модулю «Экономика»

дисциплина «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнил:

                                                                                      курсант 2 курса 1 взвода

                                                                                      Домин В.В.

                                                                                      Проверил преподаватель:

                                                                                      Гапанович-Кайдалов Н.В.

                                                                         

 

 

 

 

 

Гомель 2014

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Безработица  в Республике  Беларусь …...……………………………….….…...4

2. Меры по снижению  безработицы………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………...……9

Список использованных источников……………………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В наше время, проблема безработицы является актуальной. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.

Данная проблема интересна и как будущим специалистам в сфере экономики, и студентам, которые после окончания высшего учебного заведения могут оказаться в числе безработных.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее [2].

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. Однако не всякий неработающий человек является безработным. Очевидно, что дети, престарелые и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Люди, обладающие каким-то доходом или просто не желающие работать, также не считаются безработными. Таким образом, безработный - это человек, который не имеет работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней [3].

Цель данного реферата: на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить проблему безработицы в Республике Беларусь и пути ее решения, а также привести статические данные  последних лет и дальнейших прогнозов в экономике.

Задача данного реферата: ознакомиться с понятием «безработица», причинами ее возникновения, ее особенностями в экономике Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Безработица в Республике Беларусь

 

Согласно государственной статистике, безработных в нашей стране около одного процента.

Но на самом деле процент безработных в нашей стране намного больше, так как данная цифра отражает долю безработных, зарегистрированных в органах по труду, от общего числа экономически активного населения. Таковых на конец 2012 года, по официальным данным, насчитывалось 1,055 млн человек, в том числе 376 тыс женщин и 976 тыс мужчин [3].

Статистические данные безработных

Появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике, которое сопровождается неформальной и неполной, а так же избыточной занятостью

Взгляды на причины безработицы в Республике Беларусь можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, "лишнее" по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.

Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, т.к. на смену старым отраслям и производствам приходят новые.

В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу "по душе", с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).

В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства - безработица - уменьшение общего уровня доходов - снижение совокупного спроса - падение производства - безработица и т.д.

Все эти причины безработицы влияют на размер и динамику безработицы.

В республике имеют место такие виды безработицы, как вынужденная, структурная, фрикционная и скрытая. Вынужденная (или циклическая) безработица обусловлена общим спадом объемов производства и необходимостью предприятий, получивших расширение экономической самостоятельности, избавиться от части собственного персонала, накопленного в годы трудоизбыточного формирования трудовых ресурсов [5].

Структурная безработица возникает в силу квалификационного несоответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением.

Фрикционная безработица определяется по охвату людей, желающих сменить место работы.

Особенностью Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы. Она может иметь 2 формы - видимую и невидимую. Первая отражает вынужденную неполную занятость, вторая - невидимую неполную занятость. В нашей стране распространена видимая форма скрытой безработицы. Это обусловлено многими факторами, главными из которых являются следующие:

во-первых, кредитно-финансовая поддержка государством убыточных отраслей и несостоятельности предприятий;

во-вторых, низкая доля оплаты труда в издержках производства; в-третьих, из-за и отсутствия привычки менять место работы работники белорусских предприятий не увольняются сами, даже если сталкиваются с недостаточностью зарплаты по сравнению с потребностями.

Актуальными для Беларуси являются следующие направления:

разработка комплекса мероприятий по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий;

разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);

разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации предприятий города; разработка комплекса мер поддержки местными органами власти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства;

разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона [1].

Кроме мер, осуществляемых в настоящее время Комитетом по занятости населения Республики Беларусь, можно предложить следующие:

повысить размер пособия по безработице, связать его с минимальной заработной платой и прожиточным минимумом в процентном соотношении;

ввести систему страхования риска безработицы;

ввести систему профилирования безработных, особенно маргинальных слоев;

повысить возможности переподготовки безработных.

Для реализации указанных мероприятий недостаточно существующей нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов.

На макроуровне - внесение дополнений в закон о банкротстве предприятий, в закон о социальном партнерстве, в положение о взаимодействии профсоюзов с нанимателя при проведении массовых сокращений.

На региональном уровне - разработка положения о взаимодействии органов государственной службы занятости с предприятиями, участниками института социального партнерства, органами исполнительной власти при проведении сокращений работников и при банкротстве предприятий; внесение дополнений в Положение о городских (региональных) центрах занятости населения, в должностные инструкции их сотрудников.

На уровне предприятий - изменение положения об отделе кадров, внесение дополнений в должностные инструкции его сотрудников, принятие методических указаний для выполнения аналитической работы. Традиционные отделы кадров отечественных предприятий такую политику регулирования занятости разработать и реализовать пока не в силах. Поэтому важными являются соответствующая организация кадровой функции на предприятии, внесение необходимых изменений в организационную структуру управления предприятием и отдела кадров, а также подготовка руководителя и сотрудников службы управления персоналом [4].

Предполагается, что реализация этих мер позволит повысить активность населения и обеспечит удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5-2%.

Так же эффективной занятости в Беларуси содействует инвестиционно - структурная и финансово-кредитная политика государства [3].

Анализ существующей практики фискального регулирования занятости в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о её разнонаправленном характере, поскольку отсутствуют четкие критерии выбора объектов и направлений регулирования, превалируют тактические цели. Обилие налогов и незащищенность предпринимателей перед их постоянным изменением и введением новых затрудняют хозяйственную деятельность в стране и не способствуют увеличению занятости. Существует практика льготного налогообложения и субсидирования предприятий в целях поддержания занятости на них, но она способствует консервации неэффективной занятости на микроуровне.

Однако бюджетно-налоговое регулирование может ощутимо повлиять на экономическую активность в стране, создав условия для повышения эффективности занятости. Важным направлением в этой области считается расширение государственных расходов.

Кредитно-денежные методы регулирования занятости достаточно сложны и могут принести эффект лишь в условиях рыночной среды. Сущность действия кредитно-денежного механизма состоит в возможности со стороны государства управлять объемами денежной массы в стране, расширяя масштабы инвестиционной деятельности и кредитования. Опосредованно, это может привести к расширению совокупного спроса и занятости.

Наряду с косвенными методами регулирования занятости посредством воздействия на её факторы и условия, государство обладает широким арсеналом мер прямого воздействия на формы и структуру занятости, безработицы. В настоящее время этот аспект государственного регулирования экономических отношений занятости является наиболее разработанным, но регулирующее воздействие государственной службы занятости населения распространяется на официально регистрируемую безработицу [2].

В настоящее время деятельность государственной службы занятости направлена в основном на проведение активной политики на рынке труда, в комплекс которой входит трудоустройство незанятого населения, содействие предпринимательской инициативе, развитие территориальной мобильности рабочей силы, поддержание самозанятости безработных, развитие системы общественных работ. Одним из важнейших направлений активной политики на рынке труда является создание новых рабочих мест в сфере частного бизнеса, в бывших военных городках, в общественных организациях, в создании рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, компенсациях предприятиям затрат на создание новых рабочих мест свыше 3% среднесписочной численности работающих.

Кроме активных мер регулирования безработицы, в Беларуси осуществляется выплата пособия по безработице, как пассивная помощь безработным.

В основном государственное регулирование безработицы проявляется в воздействии на уровень официально контролируемой безработицы и на её формы (молодежная, женская, длительная), в меньшей степени оно затрагивает её виды - структурная, скрытая, вынужденная. Думается, что позитивный опыт работы, накопленный государственной службой занятости населения Республики Беларусь, следует продолжить. Он является достаточно эффективным в современных условиях. Однако в контексте предлагаемой концепции представляется целесообразным отметить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных - для того, чтобы безработица стала реальным, а не фиктивным экономическим показателем, отражающим картину на рынке труда республики [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Меры по снижению безработицы

 

Успешные меры по снижению безработицы возможно только в условиях реальных, экономически верных реформ народно-хозяйственного комплекса. С точки зрения экономики рынка труда, нас интересуют результаты, которые должны иметь место, для того, что бы можно было результативно заниматься проблемой предвидения и предотвращения безработицы. Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования. Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся [5].

Информация о работе Проблема безработицы в Республике Беларусь и пути ее решения