Шпаргалка по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2015 в 19:53, шпаргалка

Описание работы

1.Роль экономики в развитии общества
Общество представляет собой совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития теми или другими экономическими отношениями, определяющими все другие общественные отношения.

Файлы: 1 файл

шпоры по экономике.docx

— 107.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

32.Товарная форма продукта. Товар и его свойства

Благо  –  это  вещь  или  услуга,  которая  удовлетворяет  тем   или   иным

человеческим потребностям.

    В литературе  блага  часто  делят  на  экономические  и  неэкономические.

Экономическими признаются блага, существующие в ограниченном  количестве  по

сравнению с  потребностями,  которые  они  удовлетворяют.  Например,  воздух

существует в неограниченном количестве и не является  экономическим  благом.

Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром.  Блага,

на которые не затрачен  труд,  могут  приобретать  форму  товара  (например,

необработанная земля) и продаваться.

   Товары  делятся на следующие виды.

1. Взаимозаменяемые  продукты. Если растет  потребление  одного  из  них,  то

   снижается  использование другого. Примерами  могут служить,  положим,  пары

   вещей: сливочное  масло  и  маргарин,  кефир  и  простокваша,  автомашины

   «тойота» и «хонда».

2. Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг  другу,  и  потребность  в

   них одновременно  увеличивается или снижается. Это, скажем, фотоаппарат  и

   фотопленка, видеомагнитофон и кассеты к  нему.

3. Независимые  блага, или, иначе говоря, не  сопряженные,  «самостоятельные»

   товары. Потребности  в этих вещах никак не связаны  между собой  (например,

   бананы  и рыба, трикотажные изделия и  наручные часы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53.Фирма как экономический субъект. Фирма и предприятие. Основные функции фирмы.

Фирма – организация, владеющая  одним  или  несколькими   предприятиями   и

использующая  ресурсы  для  производства   товара   или   услуги   с   целью

получения  прибыли

Самостоятельно хозяйствующий субъект наз.предприятием, если он создан в порядке, установленным действующим законодат-вом и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие образует юр.лицо, имеет наз-ние и печать, р/счет в банке. Юр.лицом принято считать орг-цию, представляющую в едином лице входящих в нее отдельных субъектов, имеющую в распоряжении обособлен.имущество, несущую самостоятельную имуществ. ответственность, выступ-ю в кач-ве самостоят-го субъекта права в роли истца, так и ответчика.

Предприятие м.осуществлять производств., коммерч., научно-исслед., инвестиционную и др. виды деятельности в соответ-вии с уставом предприятия, а также решать вопросы,связанные с развитием социал.сферы (стр-во жилья для раб., содержание д/отдыха, д/лагерей, мед.учр-ний и т.д.), проводить природоохранные мероприятия, модернизацию произ-ва...

Ф-ции предприятия: организует производств.процесс, ведет бух.учет, проводит поисковые научно-исслед.и маркетинговые исследования, платит налоги, заключает договора с др.предприятиями и др.

 

Внутренние функции фирмы: создание материально-технической базы производства; приобретение или наем рабочей силы, выплата заработной платы, создание нормальных условий.

 Внешние функции  фирмы: договорные отношения с  другими фирмами как с покупателями  и с поставщиками; передача части  дохода в государственный бюджет; фирма может выступать как  субъект в международных экономических  отношениях.

 Характер деятельности  фирмы - предпринимательство - это особая  форма бизнеса.

55.Предпринимательская деятельность: понятие, признаки, функции. Организационно-экономические формы предпринимательства

Предпринимательство  как  особая  форма  экономической  активности  может

осуществляться как в государственном, так и в частном секторе  экономики.  В

соответствии с этим различают: а)  предпринимательство  государственное;  б)

предпринимательство частное.

 Государственные предпринимательство  есть форма осуществления  экономической

активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными  органами

управления,   которые   уполномочены   (в   соответствии    с    действующим

законодательством)  управлять  государственным  имуществом  (государственное

предприятие),  или  б)  органами  местного   самоуправления   (муниципальное

предприятие). Собственность такого рода предприятий есть  форма  обособления

части  государственного  или  муниципального  имущества,   части   бюджетных

средств,  других  источников.  Важной  характеристикой   таких   предприятий

выступает то  обстоятельство,  что  они  отвечают  по  своим  обязательствам

только  имуществом,  находящимся  в  их  собственности  (ни  государство  не

отвечает по их обязательствам, ни они сами  не  отвечают  по  обязательствам

государства).

 Частное  предпринимательство   есть   форма   осуществления   экономической

активности от  имени  предприятия  (если  оно  зарегистрировано  в  качестве

такового) или предпринимателя (если такая  деятельность  осуществляется  без

найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Предпринимательство — самостоятельная инициативная деятельность по произ-ву тов-ов и услуг, связанная с риском и направленная на поиск  вариантов наиболее эффек-го использования ресурсов, в целях получения прибыли. Субъекты предпр-ой деятельности: индивидуумы, мелкие собственники, арендаторы, кооперативы, фирмы, гос-во. Объекты: определенная деятельность. Черты пред-ва: эк-ая самостоятельность; эк-ая свобода в выборе деятельности; инициативность, творчество; мобильность, динамичность; риск и высокая степень ответственности; свободный наем раб. силы; сам-ое формирование программы предприятия; выбор поставщиков и потребителей; свободное распоряжение прибылью, после внесения необходимых платежей; создание новых экономических структур; ориентация на эффек-ть произ-ва и повышение качества продукции. Условия для сущ-ия и развития пред-ва: создание законодательной и нормативной базы; к-ый механизм хозяйствования; формирование элементов рыночной инфраструктуры; наличие стабильной кредитно-денежной системы; гос-ая поддержка пред-ва. Виды пред-ва: производственное — такой вид деятельности, в условиях кот. пред-ль осуществляет произ-во товаров и услуг; коммерческое — пред-во, в кот. определенную роль играют товарно-денежные и товарно-обменные операции; финансово-денежное — вид деятельности по купле-продаже валют и ценных бумаг; консультативное — вид деятельности по оказанию консультационных услуг. В зависимости от масштаба деятельности различают: индивидуальное производство, коллективное, корпоративное. Типы пред-ва: собственник, предприниматель-орендатор, менеджер.     

 

31.Содержание, условия возникновения и характерные черты товарного производства. Типы товарного производства.

Товарное производство - это специфическая форма отношений между производителями и потребителями, особый способ измерения общественного труда и включения его в совокупный труд общества. Включение в совокупный общественный труд — самая сложная и жизненно важная для каждого товаропроизводителя проблема, ибо в случае неудачи он не продаст свой товар и понесет потери, а может и разориться. Это заставляет товаропроизводителей чутко реагировать на конъюнктуру рынка, постоянно приспосабливаться к ней.

Это такая организация общественного хозяйства, при которой продукты производятся отдельными, обособленными производителями, и каждый специализируется на выработке одного продукта. В силу этого для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов, становящихся товарами на рынке.

Характерными чертами и признаками товарного производства являются наличие общественного разделения труда и экономического обособления хозяйствующих субъектов; производство продуктов для продажи, а не собственного потребления; обмен товарами; эквивалентность обмена.

Основным условием возникновения товарного производства является общественное разделение труда, при котором производители специализируются на выработке определенных изделий. С развитием общества появляются новые отрасли производства и тем самым углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее в своих нуждах и в то же время удовлетворить ею свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним и товарного производства.

Переход продуктов из одной общины в собственность другой происходил путем обмена, посредством купли-продажи.

С появлением частной собственности и прибавочного продукта, производимого сверх того, что необходимо для поддержания жизни производителей, их обособление усилилось, возможности для развития товарного производства возросли и сфера товарно-денежных отношений расширилась. Таким образом, причиной возникновения и существования товарного производства было экономическое обособление производителей, а основной формой подобного обособления — частная собственность. Экономическое обособление применительно к товарному хозяйству предполагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юридического лица), свободу выбора им вида хозяйственной деятельности, собственность на произведенный продукт. определенные обязательства перед обществом, государством и партнерами. Различными обособленными собственниками средств производства и продуктов могут быть и общины, и частные лица, и кооперативы, и государство. Понимание экономического обособления товаропроизводителей важно для оценки современных экономических процессов, перехода к рыночным отношениям, осуществляемого в странах СНГ, составной частью которых является укрепление экономической самостоятельности предприятий (объединений).

Два типа товарного производства: простое и капиталистическое.

Их общими основами являются наличие частной собственности на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, производство продуктов на рынок. Различия между ними состоят в том, что пр1 простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, при капиталистическом — находятся в собственности предпринимателя; первое основано на личном труде, второе — на наемном; при первом продукт принадлежит производителю, при втором —предпринимателю; при первом рабочая сила не является товаром, а при втором — она товар; при первом товарное производство не выступало всеобщей формой производства, при втором — оно носит всеобщий характер; при простом товарном производстве цель — удовлетворение потребностей производителя, при капиталистическом — получение прибыли; при первом товары - продукты труда, при втором — продукты капитала; простое товарное производство базируется на отсталой технике, капиталистическое — на развитой машинной индустрии.

56.Условия и предпосылки развития  предпринимательства в РБ

В настоящее время в странах СНГ широкое развитие получило предпринимательство — инициативная, самостоятельная хозяйственная деятельность граждан и их объединений. Многообразие форм собственности породило разнообразные формы предпринимательства.

 

В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг. большое внимание уделяется развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса. В частности предусматривается развитие различных форм свободного предпринимательства и создание материальных и нормативно-правовых основ предпринимательской деятельности. Намечаются такие меры по поддержанию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, как введение упрощенного налогообложения для малого и среднего бизнеса в сфере производства и инноваций; расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур (менеджеры, специалисты по маркетингу и т.д.); оказание более широкой государственной поддержки фондам, содействующим развитию предпринимательства: разработка и реализация программы государственной поддержки малого предпринимательства и т.д.

33.Концепции стоимости и полезности товара как альтернативные подходы к определению меновой стоимости товара.

Теории стоимости.. Одна из них — трудовая теория стоимости, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. Основы теории трудовой стоимости заложили английские экономисты У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. У Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь в трудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости.

Одной из распространенных теорий является теория предельной полезности. Она появилась во второй половине XIX в. Ее представителями являются австрийские экономисты Э.Бём-Баверк и К.Менгер. Сторонники этой теории утверждают, что стоимость — это чисто психологическое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй —для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод-чем больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя, тем ниже их стоимость.

Суть теории спроса и предложения сводится к тому что стоимость, или цена, товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит пред­ложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. Сторонниками теории спроса и предложения были французский экономист Ж.Б.Сей и английский экономист Г.Д.Маклеод. Математическое выражение теории спроса и предложения встречается у Л.Вальраса (Швейцария). Этой теории придерживались также представители австрийской школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Английский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П.Саму-эльсон это соединение называл оптимистическим неоклассическим синтезом.

Широко известна теория трех факторов производства, возникшая в первой половине XIX в. Она связывает создание стоимости, слагаемой из доходов (процент на капитал, заработная плата и земельная рента), с функционированием трех факторов производства — капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим трем факторам соответствуют три вида доходов — прибыль, рента и заработная плата. Названные доходы образуют стоимость продукта и реализуются через цену в процессе продажи продуктов на рынке. Факторный подход нашел применения и при разрешении проблемы стоимости в рамках теории предельной производительности, согласно которой каждый из факторов производства (капитал, земля, труд) не только является производителем стоимости, но и им'еет определенные границы своего производительного эффекта.

Величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем.

влияние на величину стоимости товара оказывает производительность Труда. Произ­водительность труда — это его эффективность, плодотворность. Измеряется она количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей производится в единицу времени, тем выше производительность труда, и наоборот.

оказывает влияние и степень сложности труда.

Величина стоимости товара изменяется в зависимости от интенсивности труда. Под интенсивностью труда понимаются затраты рабочей силы в единицу времени.

34.Деньги: происхождение, сущность, функции. Законы денежного обращения.

Развитие форм стоимости —это есть и развитие процесса обмена, и процесс возникновения денег. Причем деньги возникают как продукт стихийного развития товарного производства и обмена.

До появления денег существовал бартер - непосредственный обмен одного товара на другой. Например, земледелец обменивает 150 кг зерна на одну овцу, принадлежащую скотоводу. При бартерном обмене количество участников рынка ограничено. При увеличении участников рынка, круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения. Когда на рынок поступают разнообразные товары и в большом количестве, для приобретения нужного товара необходимо осуществлять несколько промежуточных сделок. Появление денег разрешает это затруднение. Владелец товара обменивает его на деньги, которые затем расходует на приобретение нужного товара.

Деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Они выражают затраты общественного труда, воплощенного в товаре, и на этой основе обеспечивают их обмениваемость. Как и все товары, деньги обладают стоимостью и потребительной стоимостью.

Деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, т.е. товар, имеющий наибольшую способность к сбыту. Деньги - один из наиболее значительных компонентов в экономической жизни общества. Они возникли на определенном этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как продукт соглашения между людьми или какого-либо законодательного акта государства, а как результат экономических отношений, естественной хозяйственной жизни людей.

Золото выполняет роль денег потому, что оно по сравнению с другими товарами обладает рядом преимуществ: делимостью, сохраняемостью, качественной однородностью, портативностью (высокой стоимостью при небольшом объеме), его относ-ной редкостью в природе.

Функции:

В развитом товарном хозяйстве деньги функционируют как мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ или средство накопления, средство платежа, мировые деньги.

-функция меры стоимости. Суть ее состоит в том, что деньги выражают стоимость всех других товаров.

-При реализации товара деньги выполняют функцию средства обращения.

-Деньги выполняют свою функцию средства обращения мимолетно. В силу этого объективно возможна замена золотых монет в процессе обращения бумажными деньгами

-Деньги выполняют также функцию средства образования сокровищ, или средства накопления.

-В функции средства платежа деньги выступают в тех случаях, когда товары продаются в кредит, т.е. в долг.

35.Рынок и объективные основы его формирования. Функции рынка.

рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

·     рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

·     рынок - система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму

·     товара:

·     рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения;

·     рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.

Причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Функции рынка:

Самая важная функция рынка — регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает — это сигнал к сокращению.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнута в условиях тотального огосударствления.

36.Субъекты и объекты рыночных отношений. Типы и структура рынков.

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, ^то юридические лица, к которым относятся разного рода. предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.

Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности — на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности: на субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности, и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности. 

В состав рынка входят и предприниматели, и работники , продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг трУда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.

Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком товаров и услуг.

Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме тою, правительство предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства. Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на пели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Объекты рынка — все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства — средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.

38.Рынок и рыночная экономика. Принципы функционирования рыночной экономики

Основными принципами функционирования рыночной экономики являются принципы:

·     свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;

·     примата потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю:

·     рыночного ценообразования: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодей­ствия спроса и предложения; договорных отношении, конкуренции;

·     государственного регулирования рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;

·     открытости экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешне­экономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений;

·     обеспечения социальной защищенности населения.

 

  .


 

 

 

 

 

 

37.Инфраструктура рынка: понятие, функции, основные элементы.

Содержание рыночной инфраструктуры. Это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуя ют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих Предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функ­ционирование рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и Другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.

Основные элементы инфраструктуры рынка. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи.

Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах Существуют и международные аукционы, ;0ни представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.

Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя центральный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращают их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование Производственных и социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

 

 

48. Конкуренция в механизме рынка. Формы и методы конкурентной борьбы.

Конкуренция (от лат. сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропр-лями  за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покуп-кий спрос.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют Друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса, В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспред-я прибыли.

Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются  продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на • условиях договора купли-продажи.

58.Государство в современной экономики. Цели, функции и направления государственного регулирования экономики

Функции государства. В литературе выделяют следующие экономические функции государства:

·     создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;

·     составление прогнозов развития социально-экономической системы на перспективу;

·     регулирование процессов использования производительных сил природы и охрана окружающей человека среды;

·     управление демографическими процессами, обеспечивающими рациональное, научно обоснованное воспроизводство производительной силы человека;

·     ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

·     разработка целевых комплексных программ экономического развития;

·     повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении экономическими и социальными процессами;

·     согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

·     формирование и регулирование системы стимулирования производственно-экономической деятельности;

·     регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

·     регулирование процессов по включению страны в международную экономическую интеграцию.

Направления и методы государственного вмешательства в экономику. Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование. Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры выпуска продукции, ее квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий.

Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства    это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям:  стимулирование капиталовложений; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;    воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены некоторых специфических товаров; поддержка устойчивого экономического роста; перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.

В Республике Беларусь, где происходит формирование рыночных отношений, к перечисленным направлениям государственного регулирования экономики добавляются новые, связанные с образованием многосекторной экономики, включающие проведение приватизации, демонополизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйственного механизма, включение экономических регуляторов вместо административных и многое другое

39.Преимущества и недостатки рыночной  экономики.

Рынку принадлежит важная позитивная роль в структуре экономики. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-технического прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.

 

Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает "экономического человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует "человека административного", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного

 

Рынок с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.

 

Рыночный механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода.

 

Важным преимуществом рыночной экономики является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.

 

Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена к использованию достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете полному удовлетворению потребностей общества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Рынок имеет и негативные стороны. Он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рыночная конкуренция приводит к экономической дифференциации производителей, высвобождению работников и безработице, обострению социального положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.

 

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу.

42.Ценовая эластичность спроса: понятие, определение. Факторы эластичности спроса

Эластичность -важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов ( цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Спрос эластичен, если он сформировался при условии, что изменение его объема (в %) превышает процентное отношение снижения цен. К эл. Больше 1. В случае, когда степень снижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Коэф-т эластичности меньше 1. Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то-есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, эластичность спроса

равна 1.

Факторы, влияющие на эластичность:

  • наличие хороших заменителей товаров
  • удельный вес в бюджете потребителя
  • размер дохода
  • качество товаров
  • размеры запаса

виды эластичного спроса: а) спрос эластичен, когда при

незначительных понижениях  цены  объем  продаж  значительно  возрастает;  б)

спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ое изменение цены вызывает  1%-

ое изменение продаж; в) спрос неэластичный,  если  при  весьма  существенных

снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;  г)  спрос  бесконечно

эластичен, когда имеется только одна цена, по которой  потребители  покупают

товар;  д)  спрос  совершенно  неэластичен,  когда  потребители  приобретают

фиксированное количество товаров независимо от их цены.


 

 

 

45. Рыночное равновесие. Понятия равновесной цены и равновесного объема производства. Явления дефицита и избытка на рынке.

Равновесие рыночных цен устанавливается при таких ценах и количествах товаров, при которых покупатели хотят купить, соответствует количеству, которое продавцы хотят продать. Цена равновесия -цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Рассмотрим ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения.

 

Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению.

Закон рыночного равновесия: фактор цены на данный товар в ситуации рын.равновесия не ведет к его нарушению, т.к. избыток предложения и дефицит равны нулю. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке.

Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствющая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Спрос, закон спроса, функция спроса. Детерминанты спроса.

Рыночный механизм-механизм механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объема производства, JJ

J структуры .Рыночное равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают  так , что при данной цене величина  предложения равна величине спроса.

Спрос - потребность, подкрепленная деньгами. Факторы, влияющие на величину спроса: цена (чем выше цена, тем меньше спрос и наоборот)

 

Внеценовые факторы:

 

1.   качество  товара;

 

2.   доходы  населения;

 

3.   цены на  взаимозаменяемые, взаимодополняемые товары;

 

4. эффект отложенного  спроса;

 

5.       мода, реклама и т.д.

СПРОС- кол-во продукции, кот покупатель желает и всостоянии приобрести по разл ценам. На спрос оказыв влияние уровень цен на тов и услуги: чем выше цена, тем мень спрос и наоборот, чем ниже цены, тем выше спрос- закон спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43Предложение, закон предложения, функция. Детерминанты предложения.

Предложение - это масса товаров и услуг , которые предлагаются для реализации.

Свойства : способность к обмену , способность удовлетворить те или иные конкурентные потребности

Предложение - то количество товара, которое производитель готов предоставить на рынок в данный момент времени по данной цене. Факторы, влияющие на предложение: цена (чем выше цена, тем больше предложение и наоборот)

Внеценовыю факторы:

 

1. цены на ресурсы;

 

2. уровень техники  и технологии;

 

3. уровень налогов;

 

4. ожидание производителя  и т.д.

Предложение зависит от уровня цен на товары и услуги, чем выше цены, тем больше предложение, т.к производители получ больше дохода и наоборот. Это прямая положительная зависимость между предложением и ценой- закон предложения.

Чем выше цена, тем больше предложения.

44.Эластичность предложения и  факторы ее определяющие

Понятие эластичности предложения характеризует относительное изменение цен

товаров и их продаваемого количества. Виды эластичного предложения:

эластичное предложение, предложение единичной эластичности, неэластичное

предложение

Эластичность предложения- показыв на какую величину  изменяются предложение в зависимости от цены

3 вида эластичности  предложения: 1 эластичное предложение- когда незначит повышение цены приводит к значит  повышению предложения. 2 незначит предложение- привышение цены приводит к незначит  увеличению предложения. 3 предложение единичной эластичности- увеличение цены приводит к  такому же  увеличению предложения.

 

Факторы влияющ на эластичность предложения: 1 степень взаимозаменяемости факторов пр-ва, используемых в произ-ве нашего товара, 2 время- на длительном отрезке времени предложение более эластично

51. Роль государства в переходной экономике. Проблема выбора модели рыночной экономики.

Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике: во-первых, руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования иисттугов рыночной инфраструктуры, проведеяие антимонопольной политики и т.п.; во-вторых, руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, опенка приватизируемого государственного имущества в тд/, в-третьих, крайне важное, - чего особенно недостает российской переходной экономике, — обеспечение правовой основы всех преобразований; в-четвертых, умелое проведение макроэкономической оолитики— кредитно-денежной, налоговой, политики доходов в Др.

Центральной задачей начального этапа перехода от плановой системы к рыночной является преодоление развернувшегося инфляционного процесса, обеспечение финансовой стабилизации. В целом борьба с инфляцией ведется по двум основным направлениям

Глубинной задачей такой политики на начальном этапе переходного процесса является преодоление спада производства и обеспечение экономического роста. Ряд стран Центральной и Восточной Европы решили эту задачу уже в 1993—1994 гг. Предварительным условием ее решения является создание благоприятной атмосферы для экономического роста: заинтересованности в производственных инвестициях, приемлемой ставки процента, низких темпов инфляции и т.п.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47.Влияние налогов и субсидий на ситуацию на рынке. Проблема распределения налогового бремени.

 

Налог — это принудительно изымаемые гос-вом или местными властями средства с физ. и юрид. лиц, необходимые для осущ. гос-вом своих ф-ий. Сборы эти производятся на осн. гос. законодательства.

Исп. налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на эк. развитие гос-ва имеет длит. историю с периода широкого развития товарно-денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке.

В совр. усл. налоги выполняют 2 осн. ф-ии: фискальную и эк-кую.

Фискальная – осн. Используя ее, гос-во формирует денежные фонды.

Эк. – предполагает исп. налогов в качестве инструмента перераспределения нац. дохода, заинтересованности производителей и предприним. в развитии разнообразных видов деят. по производству товаров и услуг. Используя эту ф-ию налогов, гос-во оказывает влияние на реальный процесс произв-ва и инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на исп. разл. ставок налогов:

• Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т. д.).

• Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

• Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

• Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны физ. и юрид. лицам, обладающим незначит. доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену тов. или усл. Значит. часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на опр. цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Сельское хозяйство как отрасль материального производства .Особенности с/х производства

Аграрные отн. – отн., связанные с собств. на землю, землепользованием и землевладением. Часть аграрных отн. сост. рентные отн. Рентные отн. –отн. м/у собственником земли и ее арендатором по поводу распределения прибыли. Субъекты аграрных отн. – фермеры, арендаторы земли, коллективные с/х предприятия, отдельные лица и гос-во. В настоящее время идет процесс создания фермерских хоз-в. В отл. от крест. хоз-в, фермерские осн. на исп. наемного труда.

 

Особенности аграрного произв-ва:

 

1. зависимость  от природно-климатич. усл.

 

2. сезонный хар-р произв-ва

 

3. земля явл. одновременно и средством и предметом труда

 

4. часть произв-нного продукта исп. внутри хоз-ва

 

5. цены на с/х продукты определяются в соотв. с затратами труда на худших участках.

54.Виды фирм и их характеристика.

 

Фирма – организация, владеющая  одним  или  несколькими   предприятиями   и

использующая  ресурсы  для  производства   товара   или   услуги   с   целью

получения  прибыли.  Главным  из  признаков  классификации   фирм   являются

форма   собственности   и   величина   фирмы.   Если   взять    за    основу

собственность,  то  можно  выделить  три   вида   фирм:   индивидуальное   и

частное  предпринимательство,  товарищество  или   партнерство,   корпорация

(АО).     Индивидуальным     предпринимательством     называется     бизнес,

владельцем   кот-го   явл-ся   1   человек.   Он   и    выполняет    функцию

менеджера.  Он  несет  неограниченную   имущественную   ответственность.  Не

явл-ся   юрид.  Лицом,   поэтому    платит    только    подоходный    налог.

Товариществом  называется  бизнес,  которым  владеют  2 и   более   человек.

Не  явл-ся  юрид. Лицом,  несет   ограниченную   ответственность   по   всем

долгам   фирмы.   Легко    организовывается,    что    позволяет    привлечь

дополнительные   средства.   Корпорацией   называется   совокупность    лиц,

объединенных   для   совместной   предпринимательской    деятельности    как

единое  юридическое  лицо. Право  на  собственность   корпорации   разделено

на   части   по   акциям,   доход   корпорации    облагается    налогом    с

корпораций.  Владельцы  несут  ограниченную ответственность  по  долгам.

   

1.Роль экономики в развитии общества

2.Предмет и функции  экономической теории

3.Возникновение  и основные этапы развития  ЭТ

4.Современ. направления  раз-ия ЭТ

5.Методы ЭТ

6.ЭТ и практика

7.Э система: понятие, сущность, функции

8.Э система и  ее свойства. Структура ЭС. Субъекты  ЭС

9.Экономические  отношения и их классификация. Место экономических отношений  в ЭС

10.Хозяйственный  механизм как элемент ЭС. Структура  хозяйственного механизма

11.Классификация  ЭС. Типы, виды систем.

12.Современные  типы экономических систем.

13.Собственность  в ЭС. Субъекты и объекты собственности.

14.Собственность: типы, виды и формы. Собственность  в РБ.

15.Разгосударствление  и приватизация собственности: сущность, формы и методы.

16.Общественное  производство: понятие, основные цели  и функции. Структура обществ. Производства

17.Факторы производства  и их классификация.

18.Место и роль  человека в системе общественного  производства.

19.Продукт как  результат производства: его внешняя  и общественная стороны.

20.Производственные  возможности экономики. Вмененные  издержки производства. Закон вмененных  издержек.

21.Эффективность  производства: понятие, основные формы, показатели, факторы повышения.

22.Воспроизводство  и его виды, формы. Простое и  расширенное, индивидуальное и общественное  воспроизводство.

23.Воспроизводственная  структура общественного продукта. Условия реализации общественного  продукта.

24.Экономический  рост: понятие, показатели и измерение.

25.Экономический  рост и его факторы. Типы экономического  роста.

26. НТП как фактор  экономического роста

27. Сельское хозяйство  как отрасль материального производства  Особенности с/х производства

28.Понятие агропромышленного  комплекса (АПК). Структура АПК и  его функции

29.Организационно-правовые  формы с/х производства. Агробизнес как форма с/х предпринимательства.

30. Общественное  хозяйство: понятие и основные  формы. Натуральное производство  и его характерные признаки.

31.Содержание, условия  возникновения и характерные  черты товарного производства. Типы  товарного производства.

32.Товарная форма  продукта. Товар и его свойства

33.Концепции стоимости  и полезности товара как альтернативные  подходы к определению меновой  стоимости товара.

34.Деньги: происхождение, функции, сущность. Законы денежного  обращения

35.Рынок и объективные  основы его формирования. Функции  рынка

36.Субъекты и  объекты рыночных отношений. Типы  и структура рынков

37.Инфраструктура  рынка: понятие, функции, основные элементы.

38.Рынок и рыночная  экономика. Принципы функционирования  рыночной экономики

39.Преимущества  и недостатки рыночной экономики.

40.Схема экономического  кругооборота  в рыночной экономике.

41. Спрос, закон  спроса, функция спроса. Детерминанты  спроса.

42.Ценовая эластичность  спроса: понятие, определение. Факторы  эластичности спроса

43Предложение, закон  предложения, функция. Детерминанты  предложения

44.Эластичность  предложения и факторы ее определяющие

45. Рыночное равновесие. Понятия равновесной цены и  равновесного объема производства. Явления дефицита и избытка  на рынке.

46.Влияние изменений  спроса и предложения на рыночное  равновесие.

47.Влияние налогов  и субсидий на ситуацию на  рынке. Проблема распределения налогового  бремени

48. Конкуренция  в механизме рынка. Формы и  методы конкурентной борьбы.

49. Объективная  необходимость переходной экономики  и ее основные черты, особенности.

50.Основные задачи  переходной экономики. Пути перехода  к рыночной экономике.

51. Роль государства  в переходной экономике. Проблема  выбора модели рыночной экономики.

52.Социально-ориентированная  экономика: цели, задачи, принципы формирования.

53.Фирма как  экономический субъект. Фирма и  предприятие

54.Виды фирм  и их характеристика

55.Предпринимательская  деятельность: понятие, признаки, функции. Организационно-экономические формы  предпринимательства

56.Условия и  предпосылки развития предпринимательства  в РБ

57. Домашние хозяйства  и их роль в рыночной экономике.

58.Государство  в современной экономики. Цели, функции и направления государственного регулирования экономики

Функции государства.

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономика"