Стратегия повышения конкурентоспособности ООО «Cordiant»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 02:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – сформировать эффективную стратегию организации на основе анализа конкурентных преимуществ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия в рамках системы стратегического менеджмента;
- проанализировать хозяйственную деятельность магазина;
- изучить окружающую среду магазина и его конкурентную позицию;
- разработать стратегию Торгового дома «КИО» на основе конкурентных преимуществ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия………………………………………7
1.1. Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации…..7
1.2. Понятие конкурентных преимуществ и их учет в выборе стратегии предприятия……………………………………………………………………..15
Глава 2. Анализ и оценка конкурентных позиций ООО «Cordiant» ……21
2.1. Характеристика торговой компании……………………………………21
2.2.Анализ финансово-экономического состояния предприятия……………24
2.3. Внутренняя и внешняя среда бизнеса……………………………………..30
2.4. Оценка конкурентоспособности компании……………………………….45
ГЛАВА 3. Стратегия повышения конкурентоспособности ООО «Cordiant»………………………………………………………………………55
3.1. Ассортиментная стратегия…………………………………………………68
3.2. Стратегия ценообразования………………………………………………..71
3.3. Сбытовая стратегия…………………………………………………………77
3.4. Стратегия продвижения…………………………………………………….81
3.5. Бюджет маркетинга…………………………………………………………84
3.6. Совершенствование маркетинговой деятельности……………………….88
Заключение……………………………………………………………………….90
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

конкуренция никонова(10).doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия………………………………………7

1.1. Стратегический менеджмент и  конкурентоспособность организации…..7

1.2. Понятие конкурентных преимуществ  и их учет в выборе стратегии  предприятия……………………………………………………………………..15

Глава 2. Анализ и оценка конкурентных позиций ООО «Cordiant» ……21

2.1. Характеристика торговой компании……………………………………21

2.2.Анализ финансово-экономического  состояния предприятия……………24

2.3. Внутренняя и внешняя среда бизнеса……………………………………..30

2.4. Оценка конкурентоспособности  компании……………………………….45

ГЛАВА 3. Стратегия повышения конкурентоспособности ООО «Cordiant»………………………………………………………………………55

3.1. Ассортиментная стратегия…………………………………………………68

3.2. Стратегия ценообразования………………………………………………..71

3.3. Сбытовая стратегия…………………………………………………………77

3.4. Стратегия продвижения…………………………………………………….81

3.5. Бюджет маркетинга…………………………………………………………84

3.6. Совершенствование маркетинговой  деятельности……………………….88

Заключение……………………………………………………………………….90

Библиографический список……………………………………………………94

Приложения……………………………………………………………………97

 

 

Введение

 

Трудности, возникающие перед компаниями в связи с переходом к рынку, во многом связаны с тем, что менеджмент компаний не знает законов рынка и механизмов его действия. Ситуация ставит перед менеджментом новые задачи: рационально планировать свою деятельность, поднять качество и конкурентоспособность товаров и фирмы, как обеспечить эффективный сбыт продукции.

Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки. А. Смит рассматривал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Ф. Найт определял конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они недвижимы. Й. Шумпстер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым.

Если говорить с точки зрения рыночной структуры, конкуренция – ряд условий, которые ставят фирму в положение «принимающего цену» (price-taker). В этом смысле конкуренцию можно определять как тип рынка, противоположных монополистической структуре.

С другой стороны, конкуренцию можно определить с помощью ассоциации со словом «конкурировать» (соревноваться, соперничать) как тип поведения фирм – соперников на данном рынке.

Чистая конкуренция возникает тогда, когда многочисленные продавцы и покупатели, занимающиеся куплей-продажей гомогенного (идентичного) продукта. Примером такого рынка является рынок финансов, сельского хозяйства. При этом продавцы и покупатели в одиночку не в состоянии влиять на цену. Последняя устанавливается через взаимодействие спроса и предложения.

Совершенная конкуренция – это чистая конкуренция с двумя дополнительными характеристиками:

  1. совершенная мобильность ресурсов внутри рынка и отсутствия барьеров для ресурсов на вход/выход из этого рынка,
  2. обладание как продавцами, так и покупателями совершенного знания о рынке.

В мировой экономике нет примеров совершенной конкуренции. Понятие совершенная конкуренция используется как некий стандарт для оценки других форм рыночной организации.

Эффективная (реальная) конкуренция возникает тогда, когда покупатели и продавцы оперируют независимо. Чтобы быть эффективной конкурирующая система должна быть открытой и свободной, а ее участники – сравнимы, так как нельзя назвать состязание между неравными настоящей конкуренцией. Состязание также не является конкуренцией, если в ней выигрывает меньшинство, а проигрывают многие. В этом случае результатом является монополия, препятствующая эффективной конкуренции. Неурегулированная монополия менее привлекательна с точки зрения общества, чем любая из форм конкуренции, имея в виде ее социальные последствия.

В современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного производства.

Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это делает актуальной тему данной дипломной работы.

В России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители фирм находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления фирмами и рычагов повышения конкурентоспособности. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического развития предприятия. Стратегия должна определять: что предприятие должно делать и чего оно не должно делать; что более важно, а что менее важно в осуществляемой им деятельности. При условии роста конкуренции на рынке услуг общественного питания значение  и требования к организации стратегического управления Торговый домом все более повышается. Эффективное стратегическое управление создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности предприятия в современных условиях.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена ростом конкуренции и  необходимостью преобразования предприятия в гибкую, адаптирующуюся к внешним изменениям систему с высокой степенью устойчивости. Это может быть достигнуто только с применением современных механизмов стратегического управления, обеспечивающих достижение поставленных перед предприятием стратегических целей путем целенаправленного воздействия на основные направления его развития.

Цель работы – сформировать эффективную стратегию организации на основе анализа конкурентных преимуществ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы  конкурентоспособности и конкурентных  преимуществ предприятия в рамках системы стратегического менеджмента;

- проанализировать хозяйственную  деятельность магазина;

- изучить окружающую среду магазина  и его конкурентную позицию;

- разработать стратегию  Торгового дома «КИО» на основе конкурентных преимуществ.

Предметом исследования является процесс разработки стратегии на предприятии. Объектом – деятельность Торгового дома «КИО»

При написании работы использовались учебная и периодическая литература по стратегическому менеджменту, статьи периодических изданий о деятельности таких компаний на рынке, внутренние документы Торгового дома «КИО».

Методы исследования, применяемые в работе – анализ литературных источников, методы стратегического анализа, отраслевой и конкурентный анализ.

Работа содержит введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия

 

1.1. Стратегический менеджмент и  конкурентоспособность организации

 

Термин «стратегическое управление» появился в конце 1960х годов для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне1. Такое разделение стало необходимым из-за перехода к новой модели управления предприятием в постоянно меняющейся среде. Стало понятно, что практических успехов добиваются предприятия, которые могут определить и концентрировать свои усилия на основных направлениях деятельности, опираются на сформированную систему ценностей организации, эффективно распоряжаются имеющимися ресурсами, имеют гибкую систему организации и управления. Таким образом, исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечивало бы адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде. Своевременное реагирование на возникающие изменения и достигается посредством стратегического управления.

В литературе имеется множество определений стратегического менеджмента, которые определяют его с акцентом на один или комбинацию 3 аспектов: взаимодействие организации и окружающей среды (Шенделл, Хаттен, Роув и др.); определение долгосрочных целей и путей их достижения (Глук, Томпсон, Стрикленд и др.), последовательность действий для осуществления долгосрочного управления (Джонсон, Скулз и др.). Суммируя эти подходы, можно сделать вывод, что стратегический менеджмент – это управленческая деятельность по постановке и реализации долгосрочных целей, поддержанию эффективных взаимоотношений  фирмы с ее окружением при соответствии поставленных целей ее внутренним возможностям. При этом следует отличать стратегическое и долгосрочное управление: долгосрочное управление предполагает неизменность организационного окружения в течение длительного периода, и соответственно, основной задачей управления является оптимальное распределение ресурсов и бюджетирование. Стратегическое же управление основано на существовании постоянно меняющейся среды организации, следовательно возникает необходимость обеспечения гибкости и адаптивности управление, быстрой реакции на все изменения.

В стратегическом менеджменте решается два основных момента: формирование стратегии и ее реализация, при этом эти два процесса взаимозависимы: от того, как формируется стратегия предприятия зависит ее реализация и наоборот. Только после того, как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент призван не только управлять процессом разработки стратегии, но и тем, как и где анализируются внешняя среда деятельности организации.

Стержнем управления развитием предприятия выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. В общем виде под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ресурсы. Основными элементами стратегии являются2: система целей, включающая видение, миссию, имидж и цели организации; приоритеты (ведущие принципы распределения ресурсов), правила осуществления управленческих действий.

Под стратегией понимается доминирующая линия поведения, главное направление осуществления миссии организации, достижения ее целей. Конкретные стратегии, выбираемые разными организациями, вследствие специфики внешних и внутренних условий, различных взглядов руководства на пути развития организации и др. причин могут существенно различаться. Для более эффективного использования опыта конкурентов и ведущих фирм появилось понятия «бенчмаркинг».

Бенчмаркинг чаще всего определяют как процесс сравнения товаров и процессов предпринимательской деятельности компании с аналогичными у конкурентов и ведущих предприятий для поиска путей повышения качества товаров и эффективности работы фирмы3. В общем виде бенчмаркинг имеет форму анализа конкурентов и промышленного анализа, в крайнем проявлении – промышленного шпионажа. Первоначально он основывался на реинжиниринге (воссоздание технологии изготовления по готовому продукту с последующим усовершенствованием). Позже он стал применяться и для анализа рабочих процессов, функций персонала компании, эффективности организационных структур и методов управления и всего процесса предоставления потребительской ценности.

Бенчмаркинг как управленческий инструмент является длительным и дорогостоящим процессом. Он состоит из следующих этапов:

    1. Планирование: определение предмета сравнения, фирм-конкурентов, выбор метода сбора и сам сбор информации.
    2. Анализ: определение разницы в характеристиках и проектирование уровней будущих характеристик, превосходящих конкурентов.
    3. Интеграция: обсуждение результатов сравнения, выработка подходов, формулировка конкретных целей.
    4. Реализация: организация выполнения поставленных целей, контроль, необходимая корректировка.

Итогом этой работы должно стать достижение лидирующего положения фирмы и укрепление ее финансового положения.

Существуют следующие виды бенчмаркинга:

  1. Внутренний – сравнение процессов, товаров, услуг между подразделениями организации.
  2. Конкурентный – сопоставление организации с главными конкурентами.
  3. Функциональный – сравнение с лидерами в отрасли.
  4. Общий – сравнение с мировыми лидерами других отраслей.
  5. Консультационный – с привлечением независимых консультантов4.

По результатам проведения полного или частичного бенчмаркинга, а также анализа конкуренции на конкретном рынке, фирме необходимо выбрать и придерживаться определенной конкурентной стратегии, которая наиболее полно обеспечит ей конкурентные преимущества. Существует классификация конкурентных стратегий по различным признакам5:

1. Общие (базовые) стратегии конкуренции

  • Стратегия лидерства по издержкам – более низкие издержки по сравнению с конкурентами. Такая стратегия требует от предприятия оптимальных размеров производства, развитой сбытовой сети, захвата определенной доли рынка, использования ресурсосберегающих технологий, жесткого контроля всех видов расходов.
  • Стратегия дифференциации. Цель дифференциации (обособление товара на рынке) – придание товару отличительных свойств, важных для покупателя. Дифференциация может быть продуктовой (товарной), имиджевой и сервисной (уровень сопутствующих услуг)
  • Стратегия оптимальных издержек – ориентирована на предоставление покупателям большей ценности за их деньги (минимум издержек – максимум качества).
  • Стратегия фокусирования – выбор ограниченной по масштабам сферы хозяйственной деятельности с собственным кругом потребителей. Предполагает концентрацию деятельности фирмы на сравнительно небольшой группе потребителей, части ассортимента, аспекте деятельности, и основана на рыночной нише.

Информация о работе Стратегия повышения конкурентоспособности ООО «Cordiant»