Структура и функции банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2014 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Банковская система – одно из высших достижений экономической цивилизации. В России функционирует двухуровневая банковская система.
Первый уровень – Центральный (эмиссионный) банк. Центральный банк называют «Банк банков», поскольку в нем имеют счета и хранят свои резервы коммерческие банки.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 39.53 Кб (Скачать файл)

                                              Краснодарский университет

МВД России

 

Факультет заочного обучения

 

Вариант № 9

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине экономика

 

 

 

Краснодар 2013г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1. Структура и функции банковской системы.

Банковская система – одно из высших достижений экономической цивилизации. В России функционирует двухуровневая банковская система.

Первый уровень – Центральный (эмиссионный) банк. Центральный банк называют «Банк банков», поскольку в нем имеют счета и хранят свои резервы коммерческие банки.

Функции Центрального банка:

  1. денежная эмиссия;
  2. регулирование денежного обращения;
  3. реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.

Денежная или банковская эмиссия – функция обеспечения потребности национальной экономики - в наличных деньгах.

Основные задачи ЦБ: проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.

Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.

В России 6 специализированных государственных банков:

  1. Государственный Центральный банк (Госбанк);
  2. Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);
  3. Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк);
  4. Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк);
  5. Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк);
  6. Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).

Центральный банк занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. Представляя собой орган государственного управления, Центральный банк выступает и как коммерческий банк, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка. Половину своей прибыли Банк России перечисляет в доход федерального бюджета. Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей. Центробанк владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк, поскольку ЦБ:

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков;
  • от имени правительства управляет государственным долгом;
  • проводит кассовое обслуживание бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает органы власти, выдает краткосрочные ссуды правительству и местным властям.

Второй уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:

  • собственно коммерческие (депозитные) банки, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
  • инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;
  • ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;
  • сберегательные кассы и кредитные общества;
  • страховые и пенсионные фонды.

         Сущность банковского дела состоит в извлечении дохода из распоряжения временно свободными денежными средствами. Поэтому банки стремятся привлечь максимальное число вкладчиков, согласных за определенную плату передать деньги банку во временное пользование, а затем предоставить эти средства за более высокую плату и на определенный срок тем, кто в них нуждается (разница в сумме этих двух плат и составляет прибыль банка). Возможности привлечения средств для банков в настоящее время, с одной стороны, ограничены слабым доверием клиентов к банковской системе, с другой стороны, малочисленностью и неконкурентоспособностью предоставляемых услуг. В развитом народном хозяйстве нет, не одного предпринимательского дела и не одного частного или общественного бюджета, которые не были бы объектом банковских услуг. Так получается, что практически нет никакой другой отрасли экономики, которая в такой бы мере пронизывала бы и активно участвовала в построении экономической жизни, как банки.  
Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода действующих в сфере финансов и денежно-кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности. В единую банковскую систему, таким образом, включены центральный банк, коммерческие банки и их филиалы, филиалы и представительства иностранных банков. В настоящее время несколько расширяется понятие банковской системы, и в широком смысле этого слова она включает не только банки, но и сопутствующие кредитные организации, которые позволяют банкам более эффективно выполнять свои функции, в частности, банковскую инфраструктуру и банковский рынок. Понятие банковская система является ключевым в изучении, как банковского дела, так и экономической системы в целом. Это обусловлено тем, что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2. Государственный бюджет и источники его формирования.

Финансовая и бюджетная система государства.

Финансы - экономический инструмент, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства.

Централизованные финансы - это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом.

В рамках централизованных финансов рассмотрим государственную бюджетную систему РФ. Прежде всего,  бюджет это роспись доходов и расходов государства на определенный срок, иными словами, это финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые расходы и доходы. Структурно,  любой  бюджет  включает  две  части:  доходы  субъекта  и  его  расходы.  Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, бюджетная  система  выполняет  при  этом  три  функции:

1.фискальную  -  через  изъятие  налогов  обеспечивает  необходимые  ресурсы  для  правительственной  деятельности,  то  есть  для  покрытия  расходов  на  военные,  экономические  и  социальные  программы,  а  также  на  существование  аппарата  управления;

2.экономического  регулирования  -  налоги  и  расходы  используются  как  рычаги  управления  хозяйственной  деятельностью  и  осуществления  определённых  целей  экономической  политики  (стабилизации  экономики,  стимулирования  её  роста,  структурных  сдвигов  и  т.  п.);

3. выравнивания  доходов  -  то  есть  перераспределения  доходов,  благодаря  прогрессивной  системе  налогообложения  и  системе  трансфертных  платежей,  мало  обеспеченным  и  безработным  гражданам,  инвалидам,  детям,  отсталым  регионам.  Бюджетное устройство определяется государственным устройством – в унитарных государствах это, как правило, два уровня государственный и местный бюджеты. В федеральных государствах три звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. В соответствии с Федеральным законом « Об уставах бюджетного устройства и

Бюджетного процесса в РСФСР» бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней – федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Бюджетная система Российской Федерации основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности трех бюджетов.

Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40 процентов национального дохода). Централизация средств в Федеральном бюджете дает возможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально-экономическую политику в стране. Огромные суммы, концентрирующиеся в бюджете, позволяют государству проводить активную экономическую и социальную политику. Сейчас в ведении правительства должно находиться и регулирование бизнеса, и помощь нуждающимся, и улучшение системы образования, и стимулирование экономического развития. Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в наше стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

  • преодоление последствий финансового кризиса, поддержания уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
  • прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;
  • стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;
  • снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;
  • осуществление реструктуризации государственного долга РФ;
  • минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;
  • снижение платежей, сокращение ненадежных форм расчетов.
  • Полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет Российской Федерации как основной финансовый план государства основывается на показателях прогноза социально-экономического развития на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налоговой системой и экономической политикой государства.

Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.

 

 

Источники формирования Государственного бюджета.

Доходы бюджета поступают из трех источников:

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка). Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже.

Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложиться на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, регрессивный характер. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленной стоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов:

  • подоходный налог на физических лиц (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации (включая граждан иностранных государств);
  • налоги на прибыль предприятий (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являются все юридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс;
  • налоги на имущество и наследство;
  • налоги с продаж, акцизы (на нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доля в бюджете 33%).

Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:

  • налога на игорный бизнес:
  • налог на покупку иностранных денежных знаков;
  • лицензионных и регистрационных сборов;
  • налога на операции с ценными бумагами;
  • платежей за использование недрами;
  • дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности;
  • Прибыли Центрального Банка РФ;
  • Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Информация о работе Структура и функции банковской системы