Теория ограниченной рациональности - как основа поведения экономических агентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время существует много школ, которые описывают процесс принятия решений в различных областях экономики. Наиболее значимой среди них является поведенческая экономическая теория. Эта теория направленна на исследование реального поведения экономических субъектов и стремится построить обобщенную модель принятия решений. Признанным основоположником обобщенной модели экономического поведения, которая получила название теории ограниченной рациональности считается нобелевский лауреат, американский экономист, профессор психологии и информатики Герберт Саймон.

Файлы: 1 файл

document.docx

— 53.13 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Данную работу я посвятила теории ограниченной рациональности Герберта Саймона, которую он представил в конце 40 – х годов.

Цель моей работы - изучить теорию ограниченной рациональности, разработанную Г.Саймоном.

Современная экономика активно развивается и в данных условиях механизмы и процессы принятия решений являются важными как для эффективности управления организацией так и для деятельности отдельного субъекта. Человеческое поведение практически всегда содержит значительный рациональный компонент.

В настоящее время существует много школ, которые описывают процесс принятия решений в различных областях экономики. Наиболее значимой среди них является поведенческая экономическая теория. Эта теория направленна на исследование реального поведения экономических субъектов и стремится построить обобщенную модель принятия решений. Признанным основоположником обобщенной модели экономического поведения, которая получила название теории ограниченной рациональности считается нобелевский лауреат, американский экономист, профессор психологии и информатики Герберт Саймон.

Вкратце, суть теории Саймона заключается в том, что положение о рациональности поведения человека, которое вошло в основу многих экономических теорий, в реальности ошибочно, т.к. человек не может  быть полностью рационален.

Подход, разработанный Г.Саймоном, применяется в случаях, когда полноценное применение рациональной модели оказывается невозможным  по причине нехватки времени, недостаточности исходной информации или отсутствия возможности эффективной обработки или анализа этой информации (методов, моделей, компетенций персонала). В таком случае для определения стратегии рассматриваются не все возможные альтернативы, а только некоторая их часть. При этом люди не стремятся построить оптимальную стратегию, а стараются найти некоторый приемлемый вариант - не обязательно оптимальный, но в то же время устраивающий всех.

Данная курсовая работа содержит две главы, каждая из которых состоит из нескольких параграфов. В первой главе рассматривается сущность концепций ограниченной рациональности.

Во второй главе рассмотрено практическое применение теории ограниченной рациональности для потребителей и на примере фирм. В работе подробно описано как ведут себя потребители и производители на основе этой работы.  

 

 

1. Теория ограниченной рациональности - как основа поведения экономических  агентов.

1.1 Сущность концепций ограниченной  рациональности в институциональной  экономике.

Некоторые модели человеческого поведения в общественных науках которые предполагают, что люди ведут себя как «рациональные» существа. В других экономических моделях полагается, что люди гиперрациональны и никогда не делают то, что противоречит их интересам. Концепция ограниченной рациональности подвергает эти положения сомнению с целью учесть, что в действительности совершенно рациональные решения мало осуществимы на практике из-за ограниченности вычислительных ресурсов, необходимых для их принятия.

Начиная с конца 40-х гг. Гербертом Саймоном в научный оборот введено понятие о, так называемой, «ограниченной рациональности». Под понятием «ограниченной рациональности» понимаются целенаправленные действия политического или экономического субъекта, проводимые им в условиях, когда принятие наиболее эффективных решений затруднено в связи с отсутствием времени, информации, а также недостаточностью ресурсного обеспечения.

В своей книге Саймон указывает, что большинство людей рациональны только отчасти, и эмоциональны либо иррациональны в остальных ситуациях. В другой работе он утверждает, что "агенты ограниченной рациональности испытывают затруднения при формулировании и решении сложных проблем, и обработке (получении, хранении, использовании, передаче) информации. Саймон описывает некоторые направления, в которых классическая модель рациональности может быть дополнена и приведена в большее соответствие с реальностью, оставаясь в рамках строгого формализма:

учет стоимости сбора и обработки информации;

ограничение по тому, какого рода могут быть функции полезности;

присущие человеку психологические особенности влияют на процессы познания окружающей действительности, переработки и рациональной оценки получаемой информации.

возможность существования векторной функции полезности.

Концепция ограниченной рациональности человека, как экономического агента, формулирует проблемы, которые можно условно разделить на  следующие две группы:

невозможность получения экономическим агентом в полном объеме всей информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, которая ограничивает возможности формулирования, оценки и выбора альтернатив действий;

Мы, люди, считаем, что мы существа разумные и стараемся логически понять суть вещей, и опираясь на логику, как нам кажется, делаем разумный выбор.  
Однако, мир, в котором мы живём огромный и сложный, и  человечество не обладает знаниями, что бы полностью понимать действительность окружающего или внутреннего мира. Для нас время ограниченно, в принятии решений, мы существуем в жёстких временных рамках. Кроме этого мы ограничены определёнными схемами представлениями о себе и окружающем мире, а так же другими объективными и субъективными ограничениями.  
В результате наши решения нельзя считать полностью продуманными, а наша рациональность находится в таких рамках, как время и когнитивные способности. Герберт Саймон указал, что, существуют две основные причины, почему существует ограничение рациональности:

Ограничения человеческого разума

Ограничение структур, в которых мозг работает

Эти выводы сделаны на основе решения моделей, которые предполагают, что мы очень рациональны в выборе решений. Например, если рассчитать ожидаемую выгоду для какого-либо мероприятия, то вы можете к своему удивлению заметить, что люди порой не делают лучший для себя выбор.

 Люди предполагаются «намеренно рациональными, но обладающими способностью в ограниченной степени». Эти слова отражают суть принципа  ограниченной рациональности, который лежит в основе неоинституциональной модели поведения индивида.

Концепция ограниченной реальности, предложенная Г. Саймоном, основана на трех предпосылках:  
• Политические или экономические субъекты ограничены в способности определять цели и просчитывать долгосрочные последствия принимаемых ими решений, что обусловлено как их умственными способностями, так и сложностью среды, которая их окружает. 
• Политические или экономические субъекты пытаются реализовать свои цели и решить поставленные перед ними задачи не все сразу, а последовательно. 
• Политические или экономические субъекты ставят перед собой цели определенного уровня — более низкого, чем максимально возможный для них (например, многие владельцы фирм отнюдь не стремятся максимизировать доход своей фирмы. Вместо этого они пытаются довести свой собственный доход до уровня, который позволил бы им занять желаемое социальное положение, и, добившись цели, останавливаются).Иначе говоря, люди в своем поведении руководствуются принципом удовлетворенности.

Также об ограниченной рациональности высказали свою точку зрения Дж. Ходжсон и Уильямсон. Дж. Ходжсон , считает, что в этой концепции с самого начала придавалось особое значение тяготеющей над процессом принятия решений неопределенности и неполноте знания. «Так, например, агенты могут оказаться не в состоянии собрать и обработать всю информацию, необходимую для принятия решений, предусматривающих глобальную максимизацию , но, делая выбор из небольшого множества возможных вариантов, они могут принять "рациональное" решение. Соответственно, как утверждают Саймон и наряду в с ним Р. Сайерт (Cyert) и Дж. Марч  ,так как фирмы и потребители не в силах эффективно работать со всей информацией, необходимой для достижения некоего максимума, они не прибегают к максимизации, а "находят удовлетворительный результат", т. е. просто стараются достичь приемлемого минимума» .

Уильямсон дает следующее определение. «Ограниченная рациональность  означает экономическое поведение, которое является преднамеренно рациональным, но лишь в ограниченной степени; отражает лимитированность познавательных способностей человека в получении, хранении, восстановлении и обработке информации. »

Саймон обращает внимание на  то, что «число факторов, потенциально имеющих отношение к эффективности той или иной организации, так велико, что в каждый момент времени можно учитывать лишь некоторые наиболее очевидные из них», при этом «набор этих принимаемых во внимание факторов постоянно меняется по мере того, как под действием внешних и внутренних обстоятельств возникают новые ситуации; "обучение" в форме реакции на воспринимаемые последствия - это основной способ проявления рациональности». Таким образом делается вывод о необходимости изучения не только объективных условий окружающей среды, но и особенностей поведения рационально действующих лиц при неопределенности и сложности мыслительных процессов. Значение имеет не только рациональность выбора в смысле адекватности выбранных решений, но рациональность процедур, т.е. «эффективность (в пределах человеческих когнитивных возможностей и ограничений) процедур, используемых для решений выбора», процедур принятия решений.

В свою очередь, Уильямсон ставит вопрос о путях использования ограниченной рациональности и как исследовательской концепции, и как практического принципа. «Сремление к рациональности означает ориентацию на минимизацию затрат при использовании ограниченных ресурсов, в то время как признание ограниченности познавательных способностей служит стимулом к исследованию экономических институтов. Если принята предпосылка ограниченной рациональности, то возможность заключения всеобъемлющих контрактов является нереалистическим допущением при исследовании экономических организаций. Если интеллект считать ограниченным ресурсом, то стремление сэкономить на его использовании вполне объяснимо... Экономить на познавательных усилиях ввиду наличия ограниченной рациональности можно двумя способами: во-первых, при принятии решений, во-вторых, в рамках структур управления». Для первого случая автор приводит исследования Саймона о применении эвристических методов решения общих задач  и решения специальных задач наподобие сборки кубика Рубика, а для второго - собственные исследования автора о возможности минимизации трансакционных издержек путем дифференцированного закрепления сделок за определенными структурами управления, когда та или иная структура эффективна для каждого конкретного типа трансакций. Однако, Уильямсон признает, что «иногда утверждают, что ограниченная рациональность - это просто окольный способ признания того, что информация имеет цену», при этом среди разных теоретических направлений экономических  исследований нет единого взгляда на изучение информационных ограничений, а также других проблем рациональности и связанных с ними аспектов, выбора, принятия решений, управления, тем более в рамках оптимизационных  задач и методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическое применение теории  ограниченной рациональности.

2.1  Применение теории для  потребителей.

Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора. И, наконец, существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные раздумья. Как правило, эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся характер и связаны с рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора. В процессе формирования рынка благ актуальность приобретает выявление направлений снижения последствий ограниченной рациональности поведения потребителя,  обусловленной высоким уровнем информационной асимметрии. В рамках НИЭТ в качестве таких направлений выделяют следующие: сигнализирование, рационирование и фильтрацию.

Причины возникновения и способы снижения последствий неблагоприятного отбора, морального риска и внешних эффектов как форм проявления ограниченной рациональности поведения потребителя обобщены в таблице 1 .

 

Таблица 1 –  Характеристика форм проявления ограниченной рациональности поведения потребителя

Форма

проявления

Стадия

проявления

Причина

возникновения

Последствия

Способ

снижения

последствий

Неблагоприятный отбор

Доконтрактная

Экзогенные

для потребите-

ля ненаблю-

даемые харак-

теристики благ

как объекта

трансакции

Снижение качества

представленных на

рынке благ, сужение

рынка, снижение уровня

неценовой конкуренции 

Сигнализирование,

фильтрация, рационирование

Моральный

риск

Исполнения 

контракта

Эндогенные

для  потребителя характеристики ненаблюдаемого

поведения

производителя 

Постконтрактный оппортунизм производителя благ в форме рентоориентированного

поведения в силу обладания информационным

преимуществом

Мониторинг процесса исполнения

Контракта

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Форма проявления

Стадия проявления

Причина возникновения

Последствия

Способ снижения последствий

Внешние

эффекты

Постконтрактная

Невозможность

отражения в

контрактах

влияния потребления благ на благосостояние третьих

лиц 

Повышение благосостояния третьих лиц при

положительных внешних эффектах и снижение – при отрицательных

Формирование

эффективной ин-

ституциональной

среды, способствующей отбору

рациональных

схем поведения

потребителя 


 

Источник : проблемы теории и практика управления, журнал № 4 с. 34- 39

Распространение производителями, как более информированной стороной,  сигналов позволяет раскрыть ненаблюдаемые характеристики благ и тем самым снизить проявления неблагоприятного отбора. В качестве таких сигналов могут выступать стандарты и сертификаты качества,  лицензии,  фирменные названия и др. Институты, регулирующие распространение перечисленных сигналов, являются неотъемлемыми элементами развитого рынка. В данном случае институты как дополнительные ограничения наряду с традиционными экономическими ограничениями выполняют функцию передачи информации по аналогии с ценами. Недополученный выигрыш создает стимулы для производителей благ высокого качества генерировать сигналы, позволяющие выделить их из ряда аналогичных. В связи с этим они начинают дифференцировать свои блага по качеству и формам предоставления, т. е. применять методы неценовой конкуренции.  Таким образом,  институт сигнализирования как реакция рынка на необходимость снижения информационной асимметрии является неотъемлемым атрибутом неценовой конкуренции, которая несет в себе потенциал повышения общественной эффективности производства и потребления благ. При этом эффективность распространения сигналов и возможность их использования в процессе принятия потребительского решения во многом зависит от соответствующих институтов. 

Информация о работе Теория ограниченной рациональности - как основа поведения экономических агентов