Красноречие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 03:24, реферат

Описание работы

Определить понятие красноречия можно как «образцовая речь» – речь выразительная, логично организованная, отличающаяся грамматической и орфоэпической правильностью, точностью в употреблении слов и лексическим разнообразием. Выдающийся русский языковед, лексикограф, профессор С. И. Ожегов подчеркивал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

Содержание работы

Введение

1. Начало и развитие риторики в России

2. «Риторика» М. В. Ломоносова

3. Современное состояние риторики

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Красноречие в России.docx

— 33.50 Кб (Скачать файл)

В последней трети XIX в. общим направлением искусства стал импрессионизм, а затем символизм. Это направление дало яркие образцы усиления изобразительности, причем именно тех ее видов, которые больше всего связаны с миров чувств и образных представлений. Абстрактные классификации различных видов знаков получали, таким образом, материальное воплощение в искусстве, прежде всего в поэзии, наделенной огромной воздействующей силой. 

В 1909 г. Шарль Балли написал в своей «Французской стилистике», что она «… изучает выражение в речи явлений из области чувств и действие речевых факторов на чувства ". Тем самым были заложены основы для появления принципиально новой дисциплины — экспрессивной стилистики. В самом деле, не очень трудно выразить мысль, если ее содержание оформилось уже в интеллектуальной (логической) сфере сознания. Во всяком случае, для этого обычно не требуется каких-то специальных средств, кроме тех, которые изучают лексика и грамматика. Но как ясно выразить словами сложный мир образов и представлений и еще более сложный мир чувств во всей их индивидуальности? И здесь мысль исследователей неизбежно должна была вновь обратиться к выразительно-изобразительным средствам, к фигурам. Экспрессивная стилистика была предтечей воскрешения старой риторики. 

В начале XX в. появляются исследователи, которые, основываясь на успехах новейшей психологии, вновь пытаются напрямую связать психические процессы с тем или иным типом фигуры. Эти психолингвистические труды, к несчастью, недостаточно известны, забыты их авторы. Но они сделали свое дело, возрождая представления об эффективном использовании фигур. Мы имеем в виду такие книги, как «Фигуры речи. Психологические исследования» Гертруды Бак или «Теория словесности…» Ивана Прокофьевича Лыскова, изданная в 1914 г. Постепенное понимание того, что опыт античной и средневековой риторики необходимо изучать, возрождает интерес к давно забытому инвентарю выразительно-изобразительных средств. Появляется фундаментальный труд, скрупулезно суммирующий старания древних риторов (даже с учетом приоритетов и дат). Это книга Г. Лаусберга «Руководство по литературной риторике». Нужно упомянуть и о «Справочнике риторических терминов» Р. Ланэма. 
 
Следует особо подчеркнуть возрождение интереса к нашей отечественной риторике. Напомним об исключительно содержательном и добросовестном труде Л. К. Граудиной и Г. И. Миськевич «Теория и практика русского красноречия», об исследовании В. П. Вомперского и В. И. Аннушкина. Отметим также издание и переиздание содержательных учебников, например, книги «Основы общей риторики», написанной С. С. Гурвичем, В. Ф. Погорелко и М. А. Германом. 
 
В 70-е гг. обостряется интерес к старым классификациям, появляются новые. Некоторые авторы пытаются представить совокупность фигур в предельно упрощенном виде в целях доступного восприятия учащимися. Такова, например, классификация Г. Бонхейма в работе «Как сделать современной классическую риторику». Выдвигается, напротив, и ряд своеобразных, на наш взгляд, чрезмерно усложненных классификаций. Это относится, в частности, к системе риторических средств, предложенной в «Общей риторике» Ж. Дюбуа и соавтор. По нашему мнению, среди этих работ наибольшее значение имеет исследование «Тропы и фигуры» Ц. Тодорова. Классификация, которая там представлена, отражает новейшие достижения семиотики и знаковой теории, поэтому мы рекомендуем читателям познакомиться с этой работой. 

Не остаются в стороне и детальные классификации советских ученых (В. И. Корольков, Ю. М. Скребнев). Наконец, следует сказать и о возрождающемся интересе к теории аргументации. В этой связи наиболее актуальны работы X. Перельмана, например, «Новая риторика. Основы аргументации».

Итак, медленно, но неуклонно нарастало понимание того, что успешный опыт использования риторических средств может зависеть не только от таланта и интуиции, но и от незаслуженно забытых теоретических знаний. Это приводит к появлению ряда работ, выражающих прямые рекомендации возродить риторику в той или иной форме. Об этом писали У. Кроль, Г. Лич, Б. Штольт, К. Лахман, M. Л. Гаспаров, С. И. Гиндин, А. К. Авеличев, и другие ученые. Иногда раздаются и очень резкие голоса, противопоставляющие риторику всем другим видам словесности. Так, Т. Конли пишет в обзоре «О некоторых существенных достижениях в изучении риторики»: «Мы вступили в новый период истории идей, когда… возрождение интереса к риторике — это результат консенсуса между мыслящими людьми, что господствующие философские и научные методы и принципы устарели, исчерпали себя или обанкротились». 
 
Все сказанное выше вселяет уверенность, что новое возрождение риторики, наконец, превратит ее в подлинную науку. 
 
 
 
Заключение 
 
 
 
Риторика в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое. 
 
В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в университеты и школы многих стран, в том числе и в России. 

Знаменательно появление в России в XVII – XIX в. в. большого количества учебников по риторике (красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т. д.). В библиографии учебных книг по риторике около 150 наименований. При этом первая из них - митрополита Макария, датирована 1617 – 1619 гг., последняя - 1923 г. Д. Н. Овсянико-Куликовского. 
 
Первым учебником риторики на русском языке было «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» (1743 г.) М. В. Ломоносова. До этого времени риторика писалась и выходила в России на латыни и церковно-славянском языке. В этом труде говорится, что «риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…». Данное определение риторики отражает сложившийся к тому времени взгляд на риторику как на науку, которая учит искусному - не только устному, но и письменному общению. 

Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова (И. С.Рижский, Н. Ф.Кошанский, А. С.Никольский, Е. Кари и др.). Небезынтересно отметить, что в 1877 году вышла «Детская риторика, или Благоразумный вития к пользе и употреблению юношества сочинённый». В названии книги точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно – ориентированные учебники риторики получили широкое распространение в России: для дворян (Феоктист Мочильский), в пользу молодых девиц (К. Глинка), для учащихся в российских духовных училищах (А. Никольский), военное красноречие (Я. В. Толмачёв) и др. 
 
Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности (где предметом изучения становятся главным образом художественная речь, тропы), а затем (конец XIX – начало XX вв.) культурой речи (где главным предметом внимания становятся нормы литературного языка). В школе занимаются развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты. При этом в школах России развитию коммуникативных умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась как риторическая. Возрождение риторики началось в середине ХХ века. Риторика настоящего времени преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики. 
 
Разрабатываются критерии невербальной (несловесной) риторики - характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики (науки о восприятии), семиотики (науки о способах означивания и характерах знаков), психологии, физиологии, а также дидактики. 

Сейчас в активе риторики труды Барта и в целом неориторической группы «Мю», опубликованные на русском языке в сборнике «Общая риторика» (1986), работы Лотмана, Б. А. Успенского, в известной мере продолженные коммуникативно-лингвистические исследования Бахтина. В 1958 г. вышел сборник статей и фрагментов «Об ораторском искусстве», 1967 г. - сборник «Мастерство устной речи», в 1978 г. появилось издание «Античные риторики», включившие работы Аристотеля, Деметрия, Дионисия Галикарнасского и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные библиографические справочники содержатся в номерах журнала «Риторика», издаваемом с 1995 года. 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. – Волгоград, Издательство ВолГУ, 2000; - 50 с.

Аннушкин В. И. История русской риторик и решение проблем общественной практики. // Риторика и синтаксический структуры. - Красноярск, 1988; С. 5-9

Аннушкин В. И. Риторика: Учебное пособие. Пермь, 1994; - 296 с.

Багдасарян С.Б. Социальная природа и гносеологическая сущность риторики. Ереван, 1971; - 31 с. 
 
Виноградов В.В. О языке художественной прозы/Избр.труд.1. - М.:,Наука, 1980; - 358с.

Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., Издво худ.лит-ры, 1959; -  652с.

 
Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В.Ломоносова и теория трех стилей. - М., Издательство МГУ, 1970; - 209 с. 
 
Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989; - 240с.

Дюбуа Ж. и др. Общая риторика / пер. с франц. - М., Издательство Ком Книга, 2006; - 380с.

Ефимов А.И. ''История русского литературного языка''.- М., Издательство Московского университета, 1954; - 254с.

Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М., Издательство Дело, 2002; - 480 с.

Корольков В. И. Синекдоха. Большая Российская энциклопедия. – М., Издательство Дрофа, 1973; - С. 283-284.

Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия/Полн. с обр. соч., т.7. М., 1952; С.92 — 378 
 
Мерзляков А. Ф. Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. 3-е издание. М., 1821; - 111 с. 
 
Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. Учебное пособие для вузов. - М., Издательство Высшая школа, 1974; - 352с.

Рождественский Ю. В. Теория риторики. - М., Издательство Наука, 1997; - 512с. 
 
 


Информация о работе Красноречие в России