Музыка эпохи Возрождения

Дата добавления: 08 Апреля 2013 в 12:39
Автор работы: e******@bk.ru
Тип работы: реферат
Скачать архив (27.99 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

реферт музыка Эпохи Возрождения.doc

  —  111.50 Кб

 

 

 

 

                   Реферат по теме

 

 

«МУЗЫКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ершова

 Наталия Витальевна                                                                                                               

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

 

МУЗЫКА  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

 

Глава 1     Роль музыки в культуре Возрождения.

 

 

           1.1   Особенности европейской  культуры  эпохи   Возрождения.

          1.2  Место музыки в системе  искусств эпохи Возрождения.

 

 

 

Глава 2    Музыка и танец эпохи Возрождения.

 

 

        2.1    Танцевальное искусство  как одна из сфер музыки.     

       2.2.    Хореография на подступах к самоопределению.

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 МУЗЫКА  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

Глава1. 1.  Особенности европейской культуры эпохи возрождения.

 

“Возрождение наук, расцвет  изящных искусств и великие географические открытия можно сравнить с утренней зарею, которая после ужасной  ночи средних веков опять предвещает прекрасный день“

                                                               Г. В. Ф. Гегель “Философия истории“

 

      Знаменитая эпоха Возрождения (перевод с итальянского “Rinassimento“) или Ренессанс (от французского “Renaissance“ – возрождение) - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры.  Ренессанс считается прекраснейшим периодом в жизни Европы.  Это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVII века, другие страны XV- XVI века) переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.  Своё название Эпоха Возрождения  получила в связи с небывалым развитием культуры, обращением к античному искусству как идеалу, на который стоит равняться. Вера в человека, его беспредельный разум и силу породили новое мировоззрение–гуманизм. 
    Одной из центральных категорий было понятие "гармония". Эстетика Возрождения вырабатывает иное представление о гармонии, основанное на новом понимании природы, бытия и человека. Если средневековье видело в гармонии простой отпечаток идеального, творческого начала, божественной красоты, то в эстетическом сознании эпохи Возрождения гармония выступает, прежде всего, как развитие творческих потенций самой природы, как диалектическое единство телесного и духовного, идеального и материального.

Идеал гармоничного человека гуманисты искали в античности, а древнегреческое и римское искусство служило им образцом для художественного творчества. Однако, говоря об эстетике Возрождения, необходимо отметить тот факт, что она, не смотря на свою античную опору, все-таки отличалась от нее. Возрожденческая эстетика не хуже античной проповедует подражание природе, но всматриваясь в эти возрожденческие теории подражания, можно же заметить, что на первом плане здесь не столько природа, сколько художник, его личность, его чувства. Сначала художник на основании своего собственного эстетического вкуса отбирает те или иные процессы природы, а уж потом подвергает их художественной обработке. У теоретиков Возрождения можно проследить следующее сравнение: художник должен творить так, как бог творил мир, и даже совершеннее того.

С особой яркостью признаки нового мировосприятия проступили и утвердились тогда в художественном творчестве, в поступательном движении различных искусств, для которых  исключительно важной оказалась  та «революция умов», какую произвела  эпоха Возрождения.

В эпоху Возрождения  искусство играло исключительную роль в культуре и определило в значительной мере лицо эпохи. Нет сомнений в том, что гуманизм в его «возрожденческом»  понимании влил огромные свежие силы в искусство своего времени, вдохновил, художников на поиски новых тем, во многом определил характер образов и содержание их произведений. На смену средневековой культуре шла новая, светская, свободная от церковной догматики и схоластики гуманистическая культура.

Для искусства  Возрождения характерно утверждение принципов реализма и гуманизма в литературе театре, изобразительном искусстве. Искусство Возрождения – это, в первую очередь светское искусство, возникшее на основе гуманизма, которое вытесняет религиозные представления и вызывает интерес к реальной жизни, раскрывает индивидуальное своеобразие личности и выявляет социально типические и характерные качества человека.

Все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка —  чрезвычайно меняются. Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер.

Характерной чертой искусства Ренессанса явился небывалый до этого расцвет реалистической живописи. Реалистичный портрет Возрождения  связан произведениями таких знаменитых художников как Ян ван Эйк, Леонардо да Винчи, Рафаеля, Дюрера, Тициана. Портреты пронизаны пафосом утверждения личности, сознанием того, что разнообразие и яркость индивидуальностей есть необходимая черта нормального развивающего общества. Именно в эпоху Возрождения живопись впервые раскрывает заложенные в ней возможности широкого охвата жизни, изображение деятельности человека и окружающей его жизненной среды. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы.

Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получило яркое выражение  и в театральном искусстве, испытавшем значительное воздействие античной драматургии. Его характеризует интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонно-площадных элементов. Таков театр Италии, Испании, Англии.

В архитектуре  идеалы жизнеутверждающего гуманизма, стремление к гармонически ясной  красоте форм сказались с не меньшей  силой, чем в других видах искусства и вызвали решительный поворот в развитии зодчества. Особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера.Таким образом, искусство в эпоху Возрождения вступило на новую стадию развития, в которой оно стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие посредством новых методов и приемов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.2 Место музыки в системе искусств эпохи Возрождения.

 

Общие закономерности развития искусства, новое философское  и эстетическое понимание сущности и природы гармонии характерные для эпохи Возрождения, проявились и в музыке. Как и для других видов искусств этого времени, для музыки тоже характерен активный подъем творческих сил, гуманистические тенденции.

Надо отметить, что музыка в этот период занимает особое место в системе искусств, уступая главенствующее место лишь живописи. По мнению Леонардо да Винчи музыка была всего лишь «младшей сестрой живописи» и даже прислуживала ей. « Живопись превосходит музыку и господствует над нею», «Музыка – служанка живописи».

Музыка  сыграла огромную роль в культуре Возрождения, оставила отпечаток на последующее развитие, как в области музыкальной культуры, так и искусства в целом. Музыкальная культура Возрождения – это своеобразный переход от Средневековья к Новому времени, к эпохе, в которой по-новому звучит и воспринимается данное искусство.

Музыка обладала, пожалуй, особенно широкими возможностями  общественного воздействия, более  других искусств она была всепроникающей: неизменной частью быта простых людей, достоянием многих групп, что существенно отличает ее от музыки средневековья. Отход от средневековой традиции наиболее ощутим в трактате Рамиса да Пареха «Практическая музыка». Рамис говорит: "Пусть никто не устрашится ни величия философии, ни сложности арифметики, ни запутанности пропорций. Ибо здесь всякий, хотя бы и несведущий, но не вовсе лишенный сообразительности и склонный преклонять слух к науке, может стать стоящим и знающим музыкантом. Мы ставим своей задачей поучать не только философов или математиков; всякий, знакомый с основаниями грамматики, поймет эту нашу работу. Здесь могут проплыть одинаково и мышь и слон; и пролететь и Дедал и Икар"7. В данном трактате, Рамис резко критикует средневековую музыку, говорит о том, что теоретики писали свои сочинения только для музыкантов - профессионалов и ученых, музыка же, по его убеждению, должна охватывать более широкие слои населения. Бесспорно, произведение Рамиса оказало значительное влияние на современников, традиции средневековья были сильно подорваны, осуществляется переход от Средневековья к Новому времени, к эпохе Возрождения.

 

Эпоха Возрождения, с ее гуманистическим мировоззрение, оказала огромное влияние и на музыкальную культуру. Для музыкального искусства гуманизм означал, прежде всего, углубление в чувства человека, признание за ними новой эстетической ценности. Это способствовало выявлению и реализации сильнейших свойств именно музыкальной специфики. Наиболее отчетливо черты раннего Возрождения, обнаружились в искусстве итальянского Ars nova XIV века, главным представителем которого был Франческо Ландино. В его творчестве делается акцент на светское профессиональное искусство, порывавшее с кругом образов и эстетикой культовой музыки и опиравшееся, в первую очередь, на народную песенность, написанную уже не на латинском, а на национальном языке.

     В городах стали возникать  светские центры науки и искусства,  деятельность которых находилась  вне контроля церкви. Изобретение  в середине XV века книгопечатания  сыграло огромную роль в распространении  античного наследия и новых  взглядов по всей Европе. 

Новое мироощущение отразилось в музыке и преобразило ее облик. Она постепенно отходит от норм средневекового канона, индивидуализируется стиль, впервые появляется само понятие «композитор». 

В гармонии господствуют консонирующие созвучия, складываются мажорный минорный  лад и  тактовая система ритмики, характерные для более поздней музыки.

     Все эти новые средства использовались  композиторами для передачи особого  строя чувств человека эпохи  Возрождения - возвышенного, гармоничного, спокойного и величественного. В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением.  

    Музыке  Возрождения оказались совершенно чужды грубые и резкие звуки. Законы гармонии составили ее главную суть.

Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Появляются различные  жанры светского музыкального искусства  — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да

 

Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная  песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические  устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели).

В период Контрреформации  ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения.

В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения.

Выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе.

Эпоха Возрождения завершается  появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

Если раньше центром  музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала  в оперном театре.

В итальянском городе Флоренция  в конце XVIв. стали собираться талантливые  поэты, актеры, ученые и музыканты. Никто  из них тогда не помышлял о каком-либо открытии. И все-таки именно им суждено было совершить настоящий переворот в театральном и музыкальном искусстве. Возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, они стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.

Члены камераты (так называлось это общество) тщательно продумывали  музыкальное сопровождение монологов  и диалогов мифологических персонажей. От актеров требовалось исполнение разговорных партий речетативом (декламацией, речью нараспев). И хотя слово продолжало играть ведущую роль по отношению к музыке, был сделан первый шаг к их сближению и гармоническому слиянию. Подобное исполнение позволяло в большей степени передавать богатство внутреннего мира человека, его

 

личные переживания  и чувства. На основе таких вокальных  партий возникли арии – законченные  эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.

Оперный театр быстро завоевал любовь и стал популярным не только в Италии, но и в других странах  Европы.

В дальнейшем, волна преобразований в области музыкального искусства  охватила и другие страны Европы. Во французской музыке явилась полифоническая песня – шансон, представители: К. Жанекен, К. де Сермизи, Г. Котле и  другие; данный жанр был проникнут  народно-бытовой жанровостью, тяготеющей к реалистической программной изобразительности, что свидетельствовало о резком отходе от церковной музыки. В музыке Испании ренессансными чертами отмечены песенные жанры народного происхождения, такие как вильянсико и романс. Для немецкой профессиональной музыки характерна тяготевшая к гармоничному хоральному складу многоголосная песня с основной мелодией в теноре.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Одной из центральных категорий было понятие "гармония". Эстетика Возрождения вырабатывает иное представление о гармонии, основанное на новом понимании природы, бытия и человека. Если средневековье видело в гармонии простой отпечаток идеального, творческого начала, божественной красоты, то в эстетическом сознании эпохи Возрождения гармония выступает, прежде всего, как развитие творческих потенций самой природы, как диалектическое единство телесного и духовного, идеального и материального.
Содержание работы
Глава 1 Роль музыки в культуре Возрождения.


1.1 Особенности европейской культуры эпохи Возрождения.
1.2 Место музыки в системе искусств эпохи Возрождения.



Глава 2 Музыка и танец эпохи Возрождения.


2.1 Танцевальное искусство как одна из сфер музыки.
2.2. Хореография на подступах к самоопределению.