В.Н. Салманов «Высоко ли, высоко ли» из хорового концерта «Лебёдушка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 08:43, реферат

Описание работы

Общая характеристика творчества Салманова, хорового концерта "Лебедушка" и более подробный разбор первого номера концерта "Высоко ли, восоко ли".

Содержание работы

1.Глава I: Историко - стилистический анализ………………….стр 3-14
2.Глава II: Музыкально- теоретический анализ……………. .стр 15-21
3.Глава Ш: Вокально-хоровой анализ…………………………стр 22-24
4.Глава IV: Исполнительский анализ…………………………стр 25-26
5. Заключение………………………………………………………стр 27
6.Список литературы………………………………………………стр 28

Файлы: 1 файл

Лебёдушка.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Художник честный и  правдивый, Салманов менее всего  привлекал внимание какими-либо внешними приметами своего творческого и  человеческого облика. Его музыка, с достаточной полнотой отразившая внутренний мир композитора, потребует еще дальнейшего изучения, и дальнейшего исполнительского освоения. Думается, что а этом пути как слушателей, так и профессионалов будут ждать подлинные откровения…»

На протяжении всей своей  творческой жизни Салманов писал  для хора. Его интерес к хоровой музыке заметно усилился со второй половины 60-х годов, что привело к созданию не только большого количества отдельных хоров, но и таких крупных произведений, как цикл «Но бьется сердце», хоровые концерты «Лебедушка» (Государственная премия им. М.И. Глинки), «Добрый молодец», кантата «К Молодым» и другие.

В середине 60-х годов  в творчестве Вадима Николаевича  Салманова намечается новая полоса. Композитор работает интенсивно и плодотворно. Как пишет В. Рубцова, «… один за другим зреют замыслы сочинений – хоры, камерно-инструментальная музыка, романсы, Четвертая симфония. Тематика этих сочинений объемна, разнообразна, она объединяет широкий спектр и опробованных ранее тем и новые художественные искания…». Но в 70-е годы в творчестве композитора вновь появляется русская тема, правда, в несколько ином качестве. Вадим Николаевич обращается к народным поэтическим текстам и на их основе создает глубоко оригинальные, собственные музыкальные тексты, «отличающиеся пластикой подлинно русской песенности».2

Первым сочинением, где  по-новому раскрылась русская тематика, стал концерт для смешанного хора без сопровождения «Лебедушка» (1967) – пятичастный цикл на народные тексты. Такой же глубоко народной, поэтичной воспринимается и его  музыка.

 «… - Мне захотелось написать произведение в традициях русской народной песенности, - писал Вадим Николаевич о концерте для смешанного хора «Лебедушка», - но в «Лебедушку» я не включал подлинные народные мелодии, стремился творить в духе и характере русской народной песни, мыслить ее образом и оборотами…»

О. Коловский интересно  заметил в своей статье: «…Для  недавно написанного цикла хоров  на народные русские слова автор  придумал очень удачное и привлекательное  название – «Лебедушка», по имени, если можно так выразиться, главного персонажа поэтического текста…»

Своим созданием Концерта «Лебедушка» В. Салманов хотел возродить  традицию создания концертов для  хора. А также дать новое содержание. Прежде концерты создавались на духовную тематику (концерты Д. Бортнянского или А. Кастальского). «Лебедушка» же сочинена на народный сюжет. Но в ее основе лежит концертный принцип.

В разных источниках слово «концерт» интерпретируется как (лат. concerto — состязаюсь) — 1) Публичное исполнение муз. произведений по определенной программе. соответственно видам исполнения, Концерты бывают симфонические, сольные, хоровые и т. д.

2) Муз. произведение  виртуозного характера для солиста  (или солистов) и оркестра .

3) Форма полифонической  вокальной или вокально-инструментальной  музыки, основанная на сопоставлении (как бы состязании) солирующих голосов, хора, инструментального ансамбля (органа). К. возникли в Италии (XVI в.).

4) В русской церковной  музыке концерт — многочастная  композиция для хора a capella, исполняемая  во время торжественной обедни, обычно посвящаемая данному празднику. Концерты отличались монументальностью, красочным сопоставлением хоровых групп и тутти, виртуозной трактовкой голосов (теоретик того времени Н. Дилецкий определял сущность концерта как «гласа со гласом борение»).

Интересно, что жанр хорового концерта в истории русской профессиональной музыки является едва ли не единственным жанром, просуществовавшим более  трех столетий. Такой длительный период бытования был обусловлен, с одной  стороны, особой функцией, выполняемой им, а с другой стороны - способностью адаптироваться к новым стилистическим условиям. Наиболее яркими образцами этого периода эволюции жанра являются хоровые концерты М. Березовского, Д. Бортнянского, А .Веделя С. Дегтярева.

Общими закономерностями жанра в данный период являлись:

  • новый имитационно-жанровый сплав тематизма, включивший кант, "российскую песню", народную песню и танец, марш, западноевропейские профессиональные жанры (оперные и инструментальные), бытовую музыку, знаменный распев;
  • установившаяся цикличность строения целого, основанная на относительном темповом контрасте частей;
  • господство тонально-гармонической системы со сложными функциональными зависимостями;
  • усиление роли мелодии, как ведущего голоса многоголосной ткани, при сохранении гармонического склада фактуры;
  • значительная роль полифонии, проявившаяся во введении фугированных эпизодов, иногда занимающих целую часть концерта;
  • введение партии солистов, их значительная конструктивная роль в форме в сочетании с ансамблем и звучанием всего хора;
  • формирование темы, как конструктивной единицы и большая степень разнообразия её развития.

В сфере формообразования классицистские стилистические нормы  проявились в большей универсализации  форм хоровых концертов, приобретших  типизированные черты. Кроме того, следует отметить углубление в них степени контраста разделов на тематическом уровне. Былая многочастность, дробность формы партесных концертов, преодолеваемая их интонационно-тематическим единством, здесь сменяется большей самостоятельностью отдельных частей, образующих трех-, четырехчастную контрастно-составную форму, приближающуюся к циклической. При этом, логика следования частей подчиняется принципу «медленно - быстро - медленно – быстро».

В целом, в классических хоровых концертах происходит сокращение количества частей при увеличении их масштабов. Малые построения объединяются в более крупные на основе общности тематизма, темпа, метра. А крупные соотносятся между собой по принципу контраста, проявляемом по многим параметрам. Так, совпадение во времени смен темпов, тональностей, метра, словесного текста, отражающих смену образно-эмоционального состояния, подкрепляется ритмическими остановками, гармоническим кадансированием, исчерпанностью развития тематического материала. При этом смены слов происходят и внутри крупных частей, насыщенность текстом становится более интенсивной по сравнению с партесным концертом, а повторы слов используются в гораздо меньшей степени.

В русской светской музыке послевоенных лет наблюдается активное возрождение жанра хорового концерта a capella и с различным использованием инструментов (композиторы В. Салманов, Г. Свиридов, С. Слонимский, Ю. Фалик, В. Калистратов, Рубин, Леман, Юкечев, Архимандритов, Д. Смирнов, Евграфов, А. Шнитке и др.). Эти концерты характерны большим разнообразием форм и содержания. Широкое определение новому жанру дано Ю. И. Паисовым: «Хоровой концерт — разновидность концертного жанра, отличающаяся ведущей ролью хора в произведении и основанная на диалектическом становлении музыкальной идеи, с ее развитием в форме диалогического высказывания, музыкально воплощаемого периодическим контрастом вокальных, инструментальных групп или отдельных голосов»

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Музыкально-теоретический анализ

Каждая часть Концерта для смешанного хора без сопровождения «Лебедушка» предназначена для определенного состава голосов. Как пишет сам Вадим Николаевич, «… здесь соблюдается прием «соревнования» солирующих партий, различных групп хора…» Создав хоровой концерт «Лебедушка», Салманов не только возродил традицию создания хоровых концертов, но внес огромный вклад в историю хорового искусства.

Особенности цикличности  композиции концерта для смешанного хора «Лебедушка»

В основе композиции «Лебедушка» лежит концертный принцип. Хоровой концерт имеет контрастно-составную форму. Основой формообразования концерта является цикличность - он состоит из нескольких законченных пьес (в данном случае частей) различного характера и темпа, объединенных по принципу внутреннего единства или контраста.

Каждая часть цикла  предназначена для определенного  состава голосов. Это связано с особенностями драматургии концерта. В цикл входят 5 частей:

  1. «Высоко ли, высоко ли»
  2. «Ветры буйные»
  3. «Туманы мои темные»
  4. «Увели нашу подруженьку»
  5. «На море лебедь»

Каждая часть из цикла  самостоятельная в своем развитии.

В целом драматургию концерта можно разделить на три стадии. Первоначальным импульсом «Лебедушки» может служить 1 часть – «Высоко ли, высоко ли», тип изложения – экспозиционный. Далее следуют еще 2 части цикла – «Туманы мои темные» и «Увели нашу подруженьку» - как продолжение развития и движения к кульминации. Торможением и одновременно кульминацией всего цикла является 5 часть концерта – «На море лебедь».

Основой формирования цикличности композиции являются объединение частей по принципу контраста:

  1. «Высоко ли, высоко ли» - неторопливо, до мажор – до минор, полный состав хора.
  2. «Ветры буйные» - умеренно скоро, ми минор (с краской фригийского лада), женский состав хора с партией солирующего сопрано.
  3. «Туманы мои темные» - спокойно, ми-бемоль мажор (с краской лидийского лада), полный состав хора.
  4. «Увели нашу подружку» - скоро, легко, си-бемоль минор, мужской состав хора с солирующими партиями альтов и басов и партией солирующего тенора.
  5. «На море лебедь» - спокойно, фа минор (с краской дорийского лада), полный состав хора с солирующей партией сопрано.

 

Вадим Николаевич Салманов назвал свой концерт для смешанного хора без сопровождения «Лебедушка», по имени главного персонажа поэтического текста. По словам О. Коловского, «Салманов всегда проявлял большую требовательность к стихотворной основе своих сочинений» Отобрав подлинные жемчужины русской народной поэзии, Салманов внес огромный вклад в историю хорового искусства современности. В этих текстах есть живая, одухотворенная природа, присущая народному творчеству, - сказочные туманы, буйные ветры, синие моря. И в этот чудесный мир вписываются образы девушки-лебедушки и сокола ясного. Коловский пишет: « Правдиво и рельефно на этом узорчатом фоне вырисовывается образ русской девушки, освещенной то нежным светом любви и надежды, то окутанный грустью и тревогой…». И музыка оказывается под стать словам – такая же естественная, красивая, душевная.

 

В первой части Концерта «Высоко ли, высоко ли» автор ограничивается средствами, близкими традициям фольклорного мышления. Тональность переменная: до мажор – до минор (неопределенность лада «задает» мерцающая терция – характерный прием русского фольклора). Нота в музыке сама по себе не имеет  определенного значения: она получает его только в соотнесении с другими нотами. Определенный психологический смысл стоит за музыкальной тональностью, для которой данная нота является опорным звуком. «Тональности до мажор и до минор, как правило, это высота мысли, романтизм, устремленность, уверенность, оптимизм, некая торжественность, свобода, героика, патетика, духовность в мире.   В пример можно привести такие классические музыкальные произведения как Симфония "Юпитер" Моцарта, Большая симфония Шуберта, 5 симфония Бетховена, «Славься» Глинки, 2 концерт Рахманинова, Торжественная увертюра Сметаны, Революционный этюд Шопена». Салманов же в данном номере не использует определённую тональность. Параллельно-переменный лад имеет большое значение в русской народной песне и в музыке русских композиторов. Он ценен возможностью ладовых контрастов в пределах одной системы. В связи с неопределённостью наклонения лада, возникает состояние неустойчивости, некой «качки».

Колористическая сторона  гармонии является одним из важных средств выразительности, а порой и изобразительности музыки. Следует обратить внимание на интенсивность пульса гармонических смен и на то, насколько гармоническая вертикаль обусловлена линеарным развитием составляющих её голосов. Композитор писал «Гармонизация – это сильное выразительное средство в создании музыкального образа. Различная гармонизация темы-мелодии дает различную окраску музыкальному образу, и композитор должен видеть в своей теме-мелодии большое количество вариантов её гармонизации, как с модуляциями, так и без них, дабы отобрать из них самое главное, самое художественно сильное».

Автор использует темп «Неторопливо», который помогает представить всю красоту природы, наполненную определёнными эмоциональными красками. Темп в этом номере – это прежде всего состояние. Состояние повествования, созерцания.

Номер «Высоко ли, высоко ли» написан для смешанного состава хора.

Тип изложения музыкального материала – экспозиционный. Экспозиционность задаёт тон в выборе музыкальных средств. Неторопливое повествование, вырастающее из начальной хроматизированной темы – («Высоко ли, высоко ли, в поднебесьи»), разворачивается в имитационно-вариационном изложении (типичный прием фактуры народных песен) и образует симметричную трехчастную композицию. Форма произведения – трехчастная простая с кодой.

Информация о работе В.Н. Салманов «Высоко ли, высоко ли» из хорового концерта «Лебёдушка»