История великих географических открытий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Великие географические открытия — это условный исторический термин для обозначения крупнейших географических открытий, сделанных европейскими путешественниками, это важный период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе

Содержание работы

Введение
1. Предпосылки великих географических открытий
2. Великие географические открытия и великие мореплаватели
3. Последствия великих географических открытий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ История ВГО.docx

— 403.21 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

им. О. БОКЕЯ

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина:

Тема работы: История великих  географических открытий

 

 

Выполнил:

Принял:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усть-Каменогорск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Предпосылки великих  географических открытий

2. Великие географические  открытия и великие мореплаватели

3. Последствия великих  географических открытий

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Великие географические открытия — это условный исторический термин для обозначения крупнейших географических открытий, сделанных европейскими путешественниками, это важный период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в Индию за золотом, серебром и пряностями.

Данный период наложил  огромный отпечаток на дальнейшее развитие не только «открытых» стран, но и государств всего земного шара. Безусловно, рассматриваемая эпоха представляет собой поистине широчайшее поле для  исследований.

Частое изучение данной темы свидетельствует о ее актуальности в современных условиях. Материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены  более узкие вопросы и проблемы.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена значением изучаемого периода для современной картины  мира.

Цель данной работы состоит  в рассмотрении наиболее известных  Великих географических открытий и  их роль в формировании цивилизации  Нового времени.  

Конец пятнадцатого века стал переломным в отношениях с другими  цивилизациями. Первая встреча цивилизаций  в XII - XIII веке произошла между Западной и Восточной цивилизациями - Запад проиграл. Вторая встреча - встреча Западной цивилизации и цивилизаций Латинской Америки. Эпоха великих географических открытий включает два этапа: первый этап - конец XV- начало XVI века и второй этап - с середины XVI до середины XVII века. Девизом этих этапов были слова: "бог, слава, золото".  
Был открыт Новый свет и осуществлены попытки первых кругосветных путешествий. Один из современников так описывает события происходившие в то время: "Происходит столько событий, что их ни обозреть, ни посчитать. За десять лет было открыто столько, сколько не было открыто за тысячелетие. Один за другим корабли выходят из гавани и каждый привозит домой новые вести, словно прорвали заколдованный круг на севере, на юге на западе. Каждый корабль, плывущий на запад находит новый остров, в календаре со всеми святыми не хватает имён, чтобы назвать все открытия".  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предпосылки великих географических открытий

 

Самыми первыми предпосылками  великих географических открытий стали, пожалуй, важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

К ним относятся:

- появление кормового руля, сменившего рулевые весла;

- появление каравелл – судов нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым парусом, дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Судно имело достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи. Кроме того отличная маневренность была удобной для исследования незнакомых береговых линий;

- навигационные приборы,  важнейшим из которых стал  компас, астролябия – прибор для определения широты и долготы;

- навигационные карты, на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (портулан – название навигационных карт), встречающиеся на пути препятствия.

Благодаря новым изобретениям, моряки с большой точностью научились  определять положение корабля в  открытом море. Именно невозможность  определиться привязывала мореходов  к берегам, теперь эта причина  отпала.

Появление пушек и огнестрельного оружия позволило значительно обезопасить  дальние путешествия

Большую роль в Великих  географических открытиях сыграла  утверждавшаяся идея о шарообразности Земли, с которой была связана  мысль о возможности западного  морского пути в Индию через Атлантический  океан. Новые торговые пути заставили  искать и турецкие завоевания, перекрывшие  традиционные купеческие связи с  Востоком через Средиземное море. В заморских землях европейцы  надеялись найти богатство: драгоценные  камни и металлы, экзотические товары и пряности, слоновую кость и моржовые бивни.

 

Первыми планомерные экспедиции в Атлантическом океане начали португальцы. Активность Португалии на море была предопределена ее географическим положением на крайнем  западе Европы и историческими условиями, сложившимися после окончания португальской Реконкисты. Все силы и энергия португальского королевства были направлены на поиски новых земель за морем, на африканском побережье. Именно там португальские короли видели источник будущей славы и богатства своего государства.

 

Традиционно успехи Португалии на море связывают с именем принца Генриха Мореплавателя (1394-1460). Он был  не только организатором морских  экспедиций, но и всерьез занимался  освоением открытых земель. В 1416 году португальский моряк Г. Велью, следуя на юг вдоль Африки, открыл Канарские  острова, в 1419 году португальские дворяне  Зарку и Ваш Тейшейра обнаружили острова Мадейру и Порту-Санту, в 1431 году В. Кабрал — Азорские острова.

 

В течение XV века португальские каравеллы осваивали морской путь вдоль западного побережья Африки, достигая все более южных широт. В 1482-1486 годах Диогу Кан (Cao) пересек экватор, открыл устье реки Конго и прошел вдоль побережья Африки до мыса Кросс. Кан обнаружил намибийские пустыни, тем самым отпровергнув бытовавшую со времен Птолемея легенду о непроходимости тропиков. В 1487-1488 годах БартоломеуДиаш совершил новое беспримерное плавание на юг. Он достиг южной оконечности Африки и обогнул ее, открыв мыс Доброй Надежды. Плавание Диаша открыло перед португальцами перспективу установления морского пути в Индию вокруг Африки.

 

Серьёзным препятствием для  организации морских путешествий  были основанные на учении греческого географа Птолемея географические представления, которые господствовали в средневековой  Европе. Птолемей отвергал учение о  движении Земли и считал, что Земля  стоит неподвижно в центре вселенной; он допускал мысль о шарообразной форме Земли, но утверждал, что где-то на юге Юго-Восточная Азия соединяется  с Восточной Африкой, Индийский  океан замкнут со всех сторон сушей; таким образом, попасть из Атлантического океана в Индийский и морским  путём достигнуть берегов Восточной  Азии якобы невозможно.По господствовавшим в средние века воззрениям, заимствованным у античных авторов, Земля делилась на пять климатических поясов, причём считалось, что жизнь возможна только в двух умеренных поясах, у обоих  полюсов находятся совершенно безжизненные области вечного холода, а у  экватора — пояс страшной жары, где  кипит море и сгорают корабли  и люди на них.

 

 В XV в. с успехами  культуры Возрождения в Европе  эти представления стали всё  больше подвергаться сомнениям.  Ещё в XIII в. Марко Поло и  другие путешественники доказали, что в действительности восточный  берег Азии не простирается  бесконечно на восток, как думал  Птолемей, а омывается морем. На  некоторых картах XV в. Африка была  изображена в виде отдельного, суживающегося к югу материка. Гипотеза о шарообразной форме Земли и едином океане, омывающем сушу, высказанная ящё античными учёными, находила в XV в. всё большее число сторонников. На основании этой гипотезы в Европе стали высказывать мысль о возможности достигнуть морским путём восточного побережья Азии, плывя из Европы на запад, через Атлантический океан. В 1410г. французский епископ Пьер д'Альи написал книгу «Картина мира», в которой он приводил высказывания античных и средневековых учёных о шарообразности земли и утверждал, что расстояние от берегов Испании до Индии через океан невелико и может быть пройдено при попутном ветре в несколько дней.

 

 В конце XV в. мысль  о возможности западного пути  в Индию особенно горячо пропагандировал  флорентийский врач и космограф  Паоло Тосканелли. Он изобразил  на карте Атлантический океан,  омывающий на востоке Европу, а на западе — Японию, Китай  и Индию, и таким образом  пытался показать, что западный  путь из Европы на Восток  — самый короткий. «Я знаю, —  писал он, — что существование  такого пути может быть доказано  на том основании, что Земля  — шар...» 

 

 Нюрнбергский купец  и астроном Мартин Бегайм поднёс  в дар своему родному городу  сделанный им первый глобус  с характерной надписью: «Да будет  ведомо, что на данной фигуре  вымерен весь свет, дабы никто  не сомневался, насколько мир  прост, и что повсюду можно  проехать на кораблях или пройти, как здесь изображено...» 

 

Все это подготовило и  сделало возможным Великие географические открытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Великие географические открытия и великие мореплаватели
    1. Путешествия Марко Поло (1271—1295)

 

В 1291 братьями-купцами Вивальди была предпринята первая попытка  исследования Атлантического океана. Отплыли из Генуи на двух галерах, они исчезли у марокканского  побережья, что укрепило страхи перед  океаническими плаваниями. С 1325 по 1354 годы марокканский учёный из Танжера  Ибн Баттута, совершил путешествия  по Северной Африке, Южной Европе, Среднему Востоку и Азии, достигнув Китая. После возвращения он продиктовал  отчёт о своих приключениях учёному, встреченному им в Тунисе. В 1357-71 годах  в Европе огромную популярность получила книга Джона Мандевиля о его  предполагаемых путешествиях. Несмотря на чрезвычайную ненадёжность и даже фантастичность описаний, её использовали для получения общих представлений  о Востоке, Египте и Леванте, подтверждая  старое убеждение и том, что Иерусалим  является центром мира.

 

В 1400 году в Италию из Константинополя  попал перевод на латинский язык Географии Птолемея. Возрождение  римского географического знания стало  настоящим откровением для европейцев, хотя и укрепило их в мысли о  том, что Индийский океан окружён  сушей. Затем последовал период дипломатических  отношений тимуридов с Европой, в 1439 году НикколоКонти опубликовал отчет о своём путешествии в качестве мусульманского купца в Индию и Юго-восточную Азию а затем в 1466—1472 годах, русский купец из Твери Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию, которое описал в книге Хожение за три моря.

 

Эти сухопутные путешествия  имели лишь небольшое среднесрочное  значение. Монгольская империя развалилась  также быстро, как и была создана, и торговые маршруты на восток стали  более трудными и опасными. Чёрная смерть в XIV веке также создала препятствия  для путешествий и торговли. Подъём Османской империи в дальнейшем также ограничил возможности  торговли Европейцев с Востоком по суше.

 

    1. Китайские географические открытия

 

«Карта Мао Кун», которая, как считается, основана на данных путешествий  ЧжэнХэ, показаны маршруты плаваний между  портами Юго-восточной Азии до Малинди, из китайской военной энциклопедии 1628 года

 

В 1368 году, после свержения  династии Юань, монголы уступили контроль над большей частью Китая династии Мин в результате восстания Красных повязок. Китайцы имели торговые связи в Азии, и плавали к берегам Аравии, Восточной Африки и Египта со времён династии Тан (618—907). В период с 1405 по 1421 годы третий минский император ЧжуДи организовал серию плаваний для сбора дани в Индийский океан под командованием адмирала ЧжэнХэ.

 

Большой флот, состоящий  из джонок, был построен для этих дипломатических экспедиций. Крупнейшие из этих джонок назывались баочуань (корабли  сокровищ), их длина составляла до 121 метров от носа до кормы, и на них  находилось до тысячи моряков. Первая экспедиция отправилась в путь в 1405 году. Хорошо задокументировано  семь экспедиций, из которых каждая последующая была более представительной и дорогой, чем предыдущая. Эти  флоты посетили Аравию, Восточную  Африку, Индию, Малайский архипелаг  и Таиланд (в то время носивший название Сиам), на всём пути ведя обмен товарами. Они передавали в подарок золото, серебро, фарфор и шёлк, а обратно привозили такие диковинки как страусов, зебр, верблюдов, слоновую кость и жирафов. После смерти императора, ЧжэнХэ возглавил последнюю экспедицию, которая вышла из Нанкина в 1431 году и вернулась в Пекин в 1433, достигнув берегов Мадагаскара. Эти путешествия были описаны МаХуанем, мусульманским путешественником и переводчиком, который сопровождал ЧжэнХэ в трёх из семи экспедиций.

 

Однако после этого  дальние экспедиции прекратились, так  как правители династии стали  осуществлять политику хайцзинь, изоляционизма, что ограничило морскую торговлю. Экспедиции прекратились сразу после  смерти императора, так как китайцы  потеряли интерес к тому, что они  называли «землями варваров», а последующие императоры считали, что такие мероприятия наносят вред Китайскому государству. ЧжуГаочи наложил запрет на экспедиции, а при ЧжуЧжаньцзи большая часть информации о флоте ЧжэнХэ и его плаваниях была уничтожена или утрачена.

 

    1. Атлантический океан (1419—1507)

 

С VIII до XV столетия Венецианская и соседние Морские республики удерживали монополию на европейскую торговлю со Средним Востоком. Великий шёлковый путь и Дорога специй, по которым везли пряности, благовония, лекарственные травы, сами лекарства и опиум, сделали эти средневековые города-государства сказочно богатыми. Пряности были самым дорогим и востребованным товаром в средневековье, широко применялись в медицине, религиозных ритуалах, косметике, парфюмерии, а также в качестве вкусовых добавок и для консервации. Все они импортировались из Азии и Африки. Мусульманские купцы, главным образом потомки арабских мореплавателей из Йемена и Омана, контролировали морские маршруты через Индийский океан, перекупая товар, поступающий из мест его производства на Дальнем Востоке в Индию, главным образом в Кожикоде, а затем перевозя его на запад в Ормуз на берегу Персидского залива и в Джидду на Красном море. Отсюда сухопутными маршрутами они следовали к средиземноморскому побережью. Венецианские купцы продавали эти товары далее по всей Европе до возвышения Османской империи, которое произошло после падения Константинополя в 1453 г., отрезав европейцев от смешанных морских и сухопутных торговых путей.

Информация о работе История великих географических открытий