Экономико-географическая характеристика. Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 02:44, курсовая работа

Описание работы

Транспорт – это особая сфера производства и самостоятельная отрасль народного хозяйтва. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт–необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда.

Содержание работы

Раздел I. Экономико и географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района.
Раздел II. Характеристика транспортной сети Центрально-Черноземного экономического района.
Раздел III. Расчет густоты железных дорог в Центрально-Черноземном экономическом районе.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Российской Федерац1ии.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «Экономика транспорта»

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Курсовая работа

       На тему:

                 «Экономико-географическая характеристика

 

            Центрально-черноземного экономического района.

 

     Юго-восточная железная дорога»

 

                                      

                                                                    

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент

Факультета ЭСУ

Группы БУК-005

Кравцова Елена Евгеньевна

Проверил:                                                       

Котова Евгения Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

  Санкт-Петербург

                                                                      2010

 

Оглавление:

 

Введение.

  1. Раздел I. Экономико и географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района.
  2. Раздел II. Характеристика транспортной сети Центрально-Черноземного экономического района.
  3. Раздел III. Расчет густоты железных дорог в Центрально-Черноземном экономическом районе.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Транспорт – это особая сфера производства и самостоятельная  отрасль народного хозяйтва. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт–необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда.

Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета  которых нельзя обеспечить эффективное  размещение производства. Транспортные затраты увеличивают стоимость  транспортируемой продукции.

Основные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный – образуют единую транспортную систему Российской Федерации.

В целом по России на 1000 квадратных километров приходится 8,1км железных дорог, в том числе общего пользования - 0,5км, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – более 31км, магистральных трубопроводов – 12,5км1.

Основное звено транспортной системы России – железнодорожный  транспорт – обеспечивает около 40% грузооборота и 43% пассажирооборота2.

Общественное производство всегда развивается в конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно  тому, как при размещении отдельного предприятия необходим участок  земли, на котором располагается, и  взаимодействуют его подразделения, так и при размещении производства по стране требуется определенная территориальная организация и взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между предприятиями и районами. Для его осуществления функционирует сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего пользования выполняет работу по перемещению продукции между производителями и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный и воздушный виды транспорта. Транспорт не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившие в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций.

Транспорт воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства: продолжительность производственного  цикла, запасы сырья, топлива, вместимости складов, влияет на создание и развитие новых строительно-производственных комплексов и т.д. Транспорт является продолжением процесса воспроизводства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукции с места производства в место потребления–очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготавливает ее к потреблению. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс завершенным. Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без которого не может осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция транспорта не может накапливаться «про запас». Она выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность работы транспорта и развитие транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление и как в связи с этим формируются потоки грузов и пассажиров.

 

Данные особенности  подчеркивают взаимодействие размещение производства и развития транспортной сети, которые следует учитывать  при планировании народного хозяйства.

Транспортная сеть России включает 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км автодорог с твердым покрытие, 100 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных трубопроводов. Основные производственные фонды транспортно-дорожного комплекса составляют 13.6% стоимости всех производственных фондов народного хозяйства.

Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают  железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Он может  круглогодично обеспечивать перевозку  массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны.

Железнодорожный транспорт  РФ представляет крупнейшую транспортную систему мира с высокой степенью интенсивности перевозного процесса. Российские железные дороги осуществляют более 2/3 грузооборота и половину пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сооружениях.

Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и пассажирских перевозок который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько тысяч наименований, но ведущее место занимают 8 групп массовых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота. К этим грузам относятся: каменный и коксовый уголь, черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, минеральные строительные материалы, минеральные удобрения, руда.

Сегодня железные дороги – один из самых надежных и доступных  видов транспорта. Надежная работа отрасли – необходимое условие  сохранения единого экономического пространства и целостности  государства, расширения международных экономических связей.

Темой моей курсовой работы является: «Экономика и география Центрольно-Черноземного экономического района». Передо мной поставлена задача, рассказать о своем экономическом районе. Я задалась целью выполнить работу на отлично и узнать много нового об экономики географии России.   

 

Раздел I. Экономико и географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района.

1.1Экономико-географическое положение Центрально-Черноземного экономического  района :

 

В состав Центрально-Черноземного экономического района включены Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липетская область, Тамбовская область.

Центрально-Черноземный район расположен в центре европейской части Российской Федерации. Соседство с такими развитыми индустриальными регионами, как Центральный, Поволжский районы Российской Федерации и Донецко-Приднепровский район Украины, благоприятно сказывается на его экономическом развитии.

На юго-западе границы Центрально-Черноземного экономического района совпадают с государственной границей страны с Украины.

В федеральном разделении общественного  труда Центрально-Черноземный район  специализируется на горно-рудной, металлургической, машиностроительной, химической, пищевой промышленности и на производстве некоторых видов строительных материалов, а также на интенсивном сельскохозяйственном производстве. Здесь выращиваются зерно, подсолнечник, сахарная свекла, картофель, овощи, значительная доля животноводства (молочно-мясное, свиноводство, птицеводство).

Во внутриотраслевой  структуре  производства промышленной продукции  на черную металлургию приходится  34,0%, на машиностроение – 14,3%. Из других отраслей выделяются пищевая – 19,9% и производство электроэнергии – 13,0%. Сравнительно большой удельный вес в структуре промышленного производства занимают отрасли, как химическая и нефтехимическая(8,7%), а также промышленность строительных материалов (4,2%)3.

1.2 Крупные города Центрально-Черноземного экономического  района:

 

Курск, Курская область.

Курск – административный центр Курской области.27 апреля 2007 года, Указом Президента Российской Федерации, Курску присвоено почётное звание Российской Федерации — «Город воинской славы». 

Курск впервые упоминается в  Житии Феодосия Печерского (не ранее 1032, когда Днепровское левобережье перешло во владение Ярослава Мудрого). В указанной летописи Курск описывается как крупный город с развитой торговлей и значительным количеством жителей. Первое упоминание в Лаврентьевской летописи — под 1095 годом. 1095 считается также годом основания Курского удельного княжества. Первым курским князем Изяславом Владимировичем была возведена крепость. В начале XIX века Курск — не только торговый, но и промышленный центр. В 1846 в городе насчитывалось 70 фабрик и заводов. С конца 1868-го года Курск — узловая станция железных дорог (движение по железной дороге Москва — Курск было открыто 30 сентября 1868 года, когда Александр II, возвращаясь из Крыма, специальным поездом отправился из Курска в Москву).

26 ноября (9 декабря) 1917 в городе была провозглашена советская власть.

20 сентября 1919 в город вошли войска  добровольцев под командованием  генерала Деникина. 19 ноября 1919 Курск  взяла Красная армия.

В начале Великой Отечественной  войны Курск обороняла не только Красная армия, но и народное ополчение. В начале ноября немецкие войска подступили к городу; в ночь на 3 ноября Курск был сдан врагу. Город сильно пострадал во время освобождения от немецкой оккупации, продолжавшейся до 8 февраля 1943, когда город освободила 60-я армия под командованием генерала И. Д. Черняховского. Во время оккупации около трёх тысяч жителей города было расстреляно, почти десять тысяч — угнано в Германию. Так же памятна Курская битва по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Курская битва продолжалась сорок девять дней — с 5 июля по 23 августа 1943 года.

Восстановление предприятий города началось уже в феврале 1944; тогда же возродилась и культурная жизнь города — 19 февраля открылся кинотеатр, 27 февраля — драматический театр. К 1950 городское хозяйство было полностью восстановлено.

Экономика и инфраструктура Курска:

Ведущее значение в хозяйстве Курской области принадлежит электроэнергетике (22,5%), машиностроению и металлообработке (14,7%), химической (14,5%),горно-рудной и пищевой (17,6%) отраслям  промышленности4. Электроэнергетика представлена крупной Курской АЭС, обеспечивающей потребности в электроэнергии промышленности Центрально-Черноземного экономического района. Многоотраслевое машиностроение специализируется на выпуске вычислительной техники приборов, аккумуляторов, кузнечно-прессового оборудования, электрических изделий, машин для животноводства и кормопроизводства. Железорудная промышленность представлена крупным в отрасли страны Михайловским ГОКом, выпускающим качественное сырье, пользующееся спросом не только в стране, но и за ее пределами. Химическая и нефтехимическая промышленность связанна с производством резинотехнических изделий, удобрений, лаков, красок, синтетических волокон, труб и деталей трубопроводов из термопластов. Пищевая промышленность представлена производством сахара-песка и другой продукции. Главные промышленные центры: Курск, Железногорск, Курчатов, Щигры.

Сельское хозяйство занято выращиванием зерновых и технических культур (пшеница, сахарная свекла, подсолнечник), табака (махорка). В животноводстве преобладают скотоводство мясомолочного направления, свиноводство и птицеводство.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика. Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога