Карачаевцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:11, доклад

Описание работы

По утверждениям тех же карачаевцев, они пришли на свою нынешнюю территорию из Маджа-ра еще до того, как черкесы пришли в Кабарду. Свое название они производят от Карачая, их вождя, при котором они обосновались на берегах Кубани.

Файлы: 1 файл

карачаевцы.docx

— 111.58 Кб (Скачать файл)

                                         Название народа

Карачаевцев («черный ручей») черкесы  называют «каршага куш-ха», мингрелы и имеретинцы — «карачиоли», татары — «кара-черкес», то есть «черные черкесы», поскольку они являются подданными черкесов. В средние века грузины называли их «кара-джики», а их страну — Кара-Джахетией, поскольку «джики» и «зихи» — это синонимы, обозначаюшие черкесов. По утверждениям тех же карачаевцев, они пришли на свою нынешнюю территорию из Маджа-ра еще до того, как черкесы пришли в Кабарду. Свое название они производят от Карачая, их вождя, при котором они обосновались на берегах Кубани.

                                                   Язык, религия

Карачаевцы вместе с родственными балкарцами говорят карачаево-балкарский языке , что относится к западно-кыпчакской  подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Распространена также русский язык. Письменность на основе кириллицы.

Раньше все карачаевцы, так же как и бассиане, были язычниками; теперь они магометане и воздерживаются от употребления в пищу свинины, которую раньше употребляли в большом количестве. Они были обращены в ислам только в 1782 году Исааком-эфенди, кабардинским муллой, который находился на содержании у Порты. Они не имеют ни малейшего представления о христианской религии, однако вблизи деревни Карачай, у кладбища, предназначенного для чужестранцев и называющегося  «Гетмишбаш» («устье ручья Гетмиш»), можно видеть могилы, которые они считают могилами «френги». Предписание Корана соблюдать пост в определенные дни строго соблюдается карачаевцами, нарушение этого рассматривается как серьезное преступление; это касается и ежедневных молитв. Они сунниты, как и все жители Кавказа, и питают большую ненависть к последователям секты Али (шиитам).

                                    Место проживания

Карачаевцы - коренное население  Карачаево-Черкесии, населяющее в основном её горные и предгорные районы по долинам  рек Кубань, Теберда, Подкумок, Малка, Джегута, Большой и Малый Зеленчук, Большая Лаба и их притоки.

Численность в России 218 403 человек (2010), из них в Карачаево-Черкесии — 194 324 человек, что составляет 41 % населения республики, Ставропольский край-15 594,Кабардино-Балкария -1273.

Некоторое количество карачаевцев  проживает в Казахстане и Киргизии (2-3 тыс.), где они оказались в результате насильственной депортации всего народа в 1943 году.

Живут также в Турции-50000, Сирии, странах Европы и Америке, где являются потомками мухаджиров, покинувших Кавказ в XIX веке.

 

                       Столица Карачаево-Черкесии

Черке́сск — город в России, столица Карачаево-Черкесской Республики. Является главным промышленным и культурным центром республики.

Город расположен в Предкавказье, на правом берегу реки Кубань.

Город основан в 1825 году как станица  Баталпашинская на месте одноименного русского военного укрепления (редута) на Кубанской пограничной линии (части Кавказской линии). В свою очередь, Батал-Пашинский редут был устроен у устья реки Овечки в 1804 году. Редут, а затем и станица получили свои названия в честь блестящей победы в 1790 году 4-тысячного русского войска под командованием генерал-майора И. И. Германа над 25-тысячной армией турецкого военачальника Батал-паши. Таким образом, название «Баталпашинская» представляет собой редчайший случай, когда населённый пункт был назван в честь не победителя, а побеждённого. Сами же жители данной станицы никогда полностью не приняли данное название, и в обиходе станица называлась не иначе как «Пашинка».

Осенью 1825 года, по всей видимости, была проведена лишь разметка земли под  будущую станицу. Непосредственно  же устройство и заселение Баталпашинской начались, вероятно, не ранее весны 1826 года.  

По разным причинам заселение  проходило медленно (вплоть до 1828 года и далее) и осуществлялось из двух источников:

1)казаками Кубанского полка (по происхождению — донцами), переселяемыми из расформируемой станицы Воровсколесской — переселялись 2 офицерских и 90 казачих дворов, а также священнослужители.

2)казаками Хоперского полка, переселяемыми из станицы Ставропольской(основана казаками-хоперцами при крепости Ставропольской, современный г. Ставрополь, в 1777-8 гг) — к переселению был назначен 141 двор.

Переселение воровсколессцев состоялось к весне 1827 года, тогда как хоперцы в большинстве своем оказались в новой станице только после уборки урожая осенью 1827 года.

Сохранившиеся архивные материалы, в частности Исповедная роспись  Николаевского молитвенного дома вновь  образованной станицы за 1827 г., содержат практически полные списки казаков-первопоселенцев Баталпашинской.

Наряду с функциями  военного поселения, Баталпашинская играла заметную роль в деле налаживания торговых и культурных связей с горскими народами. В обмен на соль, хлеб и ткани купцы, промышленники и казаки вывозили из горных районов скот, сухие кожи, бурки, башлыки, черкески и много других товаров.

В 1860 году Баталпашинская становится одним из уездных центров образованной Кубанской области. В 1868 году за счёт армейской казны здесь была построена первая войсковая больница на 48 коек. Указом Александра II 30 декабря 1869 года станица преобразована в город Баталпашинск. Тем не менее, данное решение так и не было претворено в жизнь, и Баталпашинская оставалась станицей вплоть до советских времен. С 1888 года она становится административным центром одного из семи отделов Кубанской области. В Баталпашинской велась торговля зерном и скотом.

Осенью 1918 года станица Баталпашинская была занята отрядами генерала Шкуро. Заняв станицу он объявил мобилизацию в деникинскую армию. 5 января 1919 года армия Шкуро овладела Кисловодском, который был занят Красной Армией. Набрав в Кисловодске специалистов и техники, Шкуро организовал в Баталпашинске производство снарядов, патронов, сукна, кожаных сапог, бурок и шуб для Белой армии. Во власти деникинцев Карачай и Черкесия находились до весны 1920 года.

С 1922 года станица — центр Карачаево-Черкесской автономной области, с 1926 — центр Черкесского национального округа, с1928 по 1943 — Черкесской автономной области.

В 1931 году населённому пункту был присвоен статус города и имя Баталпашинск.

В 1934 году Баталпашинск был переименован в Сули́мов по фамилии председателя Совнаркома РСФСР Д. Е. Сулимова. В 1937 году Сулимов был арестован и расстрелян, после чего город переименовали в Ежово-Черкесск, в честь наркома внутренних дел Н. И. Ежова. В 1939 году, после ареста последнего, за городом сохранилась лишь вторая часть названия — Черкесск.

С 1957 года Черкесск — центр Карачаево-Черкесской автономной области, с 1991 года — столица Карачаево-Черкесской Республики.

Во время Великой Отечественной войны тысячи горожан — представители всех народов республики ушли на фронт, были сформированы Черкесский и районный партизанские отряды. В честь героев войны И. Лободина, Х. Богатырева, И. Лаара, О. Касаева, Д. Старикова и других ныне названы улицы города. Памяти защитников и освободителей отечества посвящен мемориал «Огонь вечной славы» в парке Победы.

 

                     

                                             История народа

Заселение территории Карачаево-Черкесии человеком прослеживается с эпохи "мустье" (среднего палеолита), здесь обнаружены - кремневые орудия и отщепы (найдены в русле речки Кардоник, около станицы Зеленчукской, в местности Явора на реке Маруха, на реке Овечка близ города Черкесска). Археологическими памятниками каменного века являются стоянки каменного века — Каодоник, Овечка, Явора).

Памятники V—XIII вв. (Рим-Гор, диюхское городище) говорят о разложении первобытнообщинного строя и зарождении феодальных отношений.  

В IX–X вв. территория Карачаево-Черкесии входила в раннефеодальное Аланское государство. В XIII веке татаро-монгольское нашествие на Северный Кавказ, перекраивает его этническую карту. Вместе с аланами были разгромлены и их союзники кипчаки, или половцы, - тюркоязычные кочевники, занявшие степи Предкавказья после гибели Хазарии в X веке. Часть кипчак вместе с аланами переселяется в Венгрию, другая часть ищет спасения в кавказских ущельях. По мнению исследователей, они находят надежное убежище у родственных по языку тюрок - болгар Верхней Кубани. Обе группы тюрок в течение XIV-XV веков постепенно сливаются, но сохраняют два основных племенных подразделения: балкар (нынешние балкарцы, имя которых представляет реликт их древнего названия "болгар") и карачай (буквально "черная вода"). Впоследствии эти родственные ветви тюркоязычных горцев разошлись: карачаевцы остались в верховьях Кубани, где их в XVII веке под названием "карачиоли" знает итальянский миссионер Арканджело Ламберти, а балкарцы передвинулись к востоку, в ущелья Баксана, Чегема и Черека. Сейчас они существуют уже как самостоятельные народы.  
 
 До середины XIX в. у карачаевцев сохранялись феодально-патриархальные отношения. Карачаевцы испокон веков имели хозяйственные связи с Грузией и Кабардой, но связи эти неоднократно нарушались вторжениями турецких завоевателей и их союзников - крымских татар. После разгрома русскими Батал-паши (нашествие турок -1790 г.) влияние России на горцев Северо-Западного Кавказа заметно усилилось. Хотя методичная кампания по установлению русского владычества на всей территории Кавказа началась еще раньше в XVI в. Окончательное присоединение территории Карачаево-Черкесии к России состоялось в 1828 году.   

В истории черкесов и карачаевцев, как и других народов Кавказа, трагическими оказались годы Кавказской войны, которая унесла множество  человеческих жизней. Были сожжены  селения, царские командиры принуждали местных жителей подчиняться  чуждым для них законам, переселяли в неблагоприятные для проживания места. 21 мая 1864 года после столетней  кровопролитной войны русские войска захватили урочище Кбаада, считавшиеся в тот момент оплотом черкесского сопротивления. Этот день официально считается датой окончания Кавказской войны.

12 января 1922 образована Карачаево-Черкесская  автономная область в составе  Юго-Восточного (с 1924 — Северо-Кавказского) края, с центром в станице Баталпашинской (переименованной затем в город Сулимов, Ежово-Черкесск и наконец получившей современное название Черкесск); 
 6 апреля 1926 - разделена на Карачаевскую Автономную Область, Черкесский Национальный Округ, Баталпашинский и Зеленчукский районы; 
 2 октября 1943 года - Указом Президиума Верховного Совета СССР Карачаевская автономная область ликвидирована, Южная часть Карачая отошла к Грузии (как Клухорский район), а большая часть была присоединена к Ставропольскому краю. Карачаевцы и черкесы ложно были объявлены пособниками фашистских войск и с ноября 1943 началась их депортация депортация азию в.  
 
 9 января 1957 года, в связи с реабилитацией карачаевцев и разрешением на их возвращение в родные края, была воссоздана КЧАО, в бывших границах 1943 г., в составе Ставропольского края; 
 
 30 ноября 1990 КЧАО вышла из состава Ставропольского края и была провозглашена "Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республикой " (КЧССР) в составе РСФСР, что было утверждено постановлением Верховного Совета РСФСР от 3 июля 1991. 
 
 В 1989—1991 созванные национальными движениями съезды отдельных народов Карачаево-Черкесии обратились к руководству РСФСР с просьбой о восстановлении или создании отдельных автономий: Республики Черкесия, Карачаевской Республики, Абазинской Республики, Верхне-Кубанской Казачьей Республики. Разделение не было утверждено. 
 
 В последующие годы также продолжали выдвигаться требования о создании Карачаевской Республики, а также о воссоединении близкородственных народов Карачая и Балкарии в Карачаево-Балкарскую Республику, и воссоединении близкородственных адыгейского, кабардинского и черкесского народов в единую Адыгскую Республику.

                                     Традиционные занятия

Ведущей отраслью экономики балкарцев  и карачаевцев было скотоводство, которое являлось для них главным  занятием с древнейших времен. Судя по археологическим находкам костей, в состав их стада издавна входили  овцы, бараны, свиньи, козы, быки, коровы, лошади и др. Этот набор почти  без изменения сохраняется здесь  до принятия ислама, когда исключаются  свиньи.

Важно отметить, что археологи вблизи средневековых поселений в Балкарии и Карачае открыли большие  кошары с загонами для овец, в  которых могли разместиться до 1500 голов овец. Находки ножниц для  стрижки овец, остатков войлочных  киизов, кожаных сапожек и ноговиц и др. свидетельствуют о значительной роли скотоводства в экономике и быту карачаево-балкарцев, в развитии их домашних промыслов, традиционной кухни, состоящей преимущественно из мясомолочной продукции.

Скотоводческий уклад хозяйства  балкаро-карачаевцев нашел отражение в духовной культуре и фольклоре этих народов. Покровителем крупного рогатого скота считался у них Сыйыргын, божеством и покровителем мелкого скота был Аймуш. Первый ягненок нового приплода всегда приносился в жертву божествам, дабы приплод был богатым. Жертвенный ягненок назывался Тёлю баш, т. е. Голова приплода. По бараньей лопатке балкарцы и карачаевцы гадали и предсказывали будущее общества, надвигающиеся изменения и т. п. Надо сказать, что этот способ гадания был характерен для балкарцев и карачаевцев еще с XIV века до н. э., т. е. с эпохи так называемой Кобанской археологической культуры, которая оставила глубокий след в культуре балкаро-карачаевцев.

Многие ученые и путешественники XVII-XVIII вв. отмечали; что разведение овец составляет главнейшее упражнение балкарцев и карачаевцев. Академик Ю. Клапрот писал, что зимой балкарцы гонят свои стала в Кабарду на пастбище, держат много овец, ослов, мулов и лошадей, которые невелики, но сильны, проворны для езды по горам. По словам академика И. Гюльденштедта, Палласа и других, балкарцы ежегодно платили кабардинцам по одной овце с семьи за использование этих зимних пастбищ. Клапрот уточняет этот факт следующими словами: Когда же жатва обильна и пастбища их цветущи, в эти годы они держат скот при себе всю зиму и не только не идут к кабардинцам, но запрещают этим последним приходить к себе, что порождает частые споры-

В хозяйстве балкарцев и карачаевцев  главным занятием всегда считалась  заготовка сена и другого корма  для скота на зиму. Судя по этнографическим  данным, сведениям исторических и  фольклорных материалов, сенокос  являлся одной из самых главных  работ и всегда отмечался с  особой торжественностью - устраивались пиры, игрища, приносились жертвы.

С расселением на Кавказе древнейших овцеводов-кочевников III-го тыс. до н. э. здесь возникает новая форма хозяйствования - яйлажное скотоводство, когда скот на лето перегонялся на летовки - яйлаг, т. е. жайлыкь (летовка), и зимники кышлык, от чего происходит понятие кишлак.

Значительным подспорьем являлось разведение домашней птицы. Об этом говорят  находки скорлупы куриных яиц  на средневековых поселениях Балкарии и Карачая.

Информация о работе Карачаевцы