Аналитический обзор системы образования в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:13, доклад

Описание работы

Система образования Великобритании развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет.

Содержание работы

1. Общая характеристика системы образования в Великобритании 3
2. Особенности звеньев системы образования Великобритании 5
2.1 Дошкольное образование 5
2.2 Начальное школьное образование 6
2.3 Среднее образование 7
2.4 Дальнейшее (профессиональное) образование 9
2.5 Высшее образование 10
3. Управление системой образования в Великобритании и его финансирование 15
4. Достоинства и недостатки системы образования в Великобритании 18
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Аналитический обзор системы образования в Великобритании.docx

— 62.49 Кб (Скачать файл)

Создание Открытого  университета явилось началом развития в стране высшего заочного образования. Университет ведет подготовку по следующим направлениям: гуманитарному, естественному, социальным наукам, математике, педагогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выполнения практических работ, контрольных письменных заданий (15%).

Система экзаменов в университетах  определяется хартиями, однако в большинстве  случаев проводится два основных экзамена – в конце 1-го и 3-го годов  обучения; по результатам экзаменов  обычно устанавливается вид и  уровень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений  присваиваются академические степени; университетские и Совета по национальным академическим квалификациям.

По своему образовательному уровню степени, присуждаемые в университетах, разделены на первые и высшие. В  большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам – бакалавр. Курс обучения для  получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине – 6 лет).

Первые академические  степени бывают двух видов – почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на получение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа  предметов (в большинстве случаев  основного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной  степени, рассчитан на изучение более  широкого круга дисциплин.

Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистров наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра и дальнейшего обучения (1-2 года) или выполнения научно-исследовательской работы. В последнее время введена степень магистра философии, которая в основном присуждается за научно-исследовательскую работу, проведенную в течение 2-х лет и более. Следует отметить, что степень магистра вообще мало распространена в стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс докторской подготовки.

Степень доктора философии  можно рассматривать как первую ученую степень в Англии. Она присваивается  после подготовки и успешной защиты диссертации, которая является результатом  научных исследований. Обычно такая  работа требует не менее 3 лет.

За выдающийся вклад в  науку или практику университеты присваивают высшие степени доктора  наук или литературы.

Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух секторов высшего образования. В университеты принимаются лица, имеющие общее  свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на повышенном уровне. Прием в университеты осуществляется в централизованном порядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет по приему. В адрес совета направляется заявление, в котором абитуриент указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бы заниматься. Совет рассматривает, заявление и направляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вызывается для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах Оксфорда и Кембриджа проводятся конкурсные вступительные экзамены [7].

Прием в политехнические колледжи до настоящего времени проводится на индивидуальной основе: абитуриенты сами подают заявления в выбранный вуз. Вопрос о приеме также решается на основе конкурса документов об образовании. Требования в целом несколько ниже, чем в университеты: достаточно иметь один предмет в общем свидетельстве об образовании, сданный на повышенном уровне.

  1. Управление системой образования в Великобритании и его финансирование

Центральным органом управления образования в Великобритании является: Департамент образования и науки.

Департамент образования  и науки принимает непосредственное участие в выработке общей  стратегии развития всех видов и  уровней образования, оказывает  посредством финансовых операций влияние  на большинство учебных заведений, включая и университеты.

Следует отметить, что департаменты образования не контролируют деятельность отдельных учебных заведений. Такой  контроль возложен на Королевскую инспекцию  и местные органы образования. Королевская инспекция осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в последнее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах.

Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования.

Характерной особенностью системы  образования в Англии является преобладание государственного сектора. Процесс  «огосударствления» системы образования  начался значительно позже, чем  в других странах Западной Европы.

В последние десятилетия  влияние государства на развитие образования еще более возросло, что связано с необходимостью его финансирования. В настоящее  время государство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных расходов университетов.

Системой образования  руководит Министерство образования, которое вырабатывает общенациональные стандарты, рекомендации, инспектирует учебные заведения, субсидирует  до 60% школьного бюджета. Каждая школа  сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% общественных затрат на школы. Министерские субсидии распределяются в зависимости от того, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями центра, а также от успешности работы заведения.

Отличительная черта британской модели управления высшим образованием – обилие и многообразие специализированных агентств-посредников. К ним относятся Агентство по обеспечению качества, ответственное за оценку качества курсов обучения, Агентство по статистике высшей школы, отвечающее за сбор статистических данных и недавно созданный Аналитический институт высшей школы, выполняющий исследования по заказу Правительства. Контролирующие функции возложены на Королевскую инспекцию [10].

Финансирование системы  образования в Великобритании осуществляется за счет средств централизованного  бюджета. В 2013 году на образование было выделено порядка 80,5 миллиардов фунтов стерлингов (4,186 трл рублей), в 2004 – 60 миллиардов фунтов стерлингов. 60% из всех средств идет на финансирование дошкольного, начального, среднего школьного образования.

Высшее образование платное  и для своих граждан, и для  иностранцев. Для последних - дороже. Студенты-граждане страны могут учиться  в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома  и устройства на работу с минимальной  заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год. Если же этого не происходит, возвращать долг не нужно. В последнее  время в парламенте все больше депутатов склоняются к тому, чтобы  повысить стоимость обучения [9].

Система финансирования высшего  образования Великобритании – это  система «финансирования по формуле» (предполагающая распределение средств  в зависимости от показателей  приема студентов, трудоемкости и материалоемкости их обучения), основанная на ежегодных  блок-грантах, которые составляют 80% выделяемых средств и распределяются Правительством через соответствующие  Советы. Например, в 2003 г. Совет по финансированию высшего образования Англии распределил между английскими университетами 5,485 млн. фунтов, из них на преподавание было направлено 3,399 млн. фунтов, на исследования – 1,042 млн. Исследования дополнительно финансируются через Исследовательские Советы (так называемая «система двойной поддержки»).

По подсчетам Департамента образования и профессионального  обучения Великобритании, система высшего  образования ежегодно дает британской экономике 34 миллиардов фунтов и поддерживает более полумиллиона рабочих мест. При этом всего лишь в одном из пяти предприятий используются навыки и знания университетского образования. В то же время, число коммерческих предприятий, использующих информацию высших учебных заведений для проведения инновационной деятельности, за последнее время увеличилось и составляет около 16% [3].

Именно финансирование стало  рычагом воздействия на систему  образования в период реформы. Начиная  с 1980-х гг. Правительство проводит ряд мероприятий по сокращению расходов на университетское образование  с целью более рационального  использования средств. В период с 1989 по 1997 гг. финансирование в расчете  на каждого студента упало на 36%. В 2003-2004 гг. расходы на высшее образование  составили 7,5 млрд. фунтов (около 0,8% ВВП  Великобритании).

Сокращение финансирования помимо оптимизации расходов преследовало несколько целей – стимулирование более тесных контактов институтов образования и рынка труда, привлечение  в систему средств из коммерческих источников, развитие эффективного внутреннего  самоуправления в университетах. Однако к 2003 г. стал очевиден серьезный риск недофинансирования. Совет студентов  Британии и Ассоциация университетских  преподавателей выступили с требованием  увеличения расходов на нужды образования [3].

Исследования взаимодействия высшего образования и бизнеса  показали дефицит вложений в инфраструктуру университетов приблизительно на 8 млрд. фунтов, из которых задолженность  по инфраструктуре научных исследований составляет 3,2 млрд., по инфраструктуре педагогического процесса – 4,6 млрд.

Традиционно, фундаментальные  научные исследования составляли основу британского академического образования. 8% всех научных публикаций в мире приходятся на Великобританию. Однако усиливающаяся конкуренция на исследовательском  рынке потребовала от Правительства  новых шагов в этом направлении. Предусматривается дальнейшее увеличение инвестиций в 2005-06 годах на 1,25 миллиарда  фунтов, что по сравнению с 2002-03 годами составит приблизительно 30%. Предполагается также существенное увеличение поступлений  капитала в университеты, общей суммой до 500 миллионов фунтов стерлингов для  развития научной инфраструктуры.

Любопытная иллюстрация  – отказ значительного количества британских вузов от участия в  специализированных правительственных  проектах, нацеленных на реализацию национальных приоритетов. Вузы не хотят нести  бремя конкурсного отбора и последующего финансового контроля со стороны  агентств. Поэтому средства на выполнение программ все чаще распределяются по формуле вместе с основным объемом  финансирования.

Одного увеличения финансирования недостаточно для достижения финансовой устойчивости университетов. В качестве средств реализации данной задачи Департаментом  образования называются «формирование  собственных фондов» и «более тесное сотрудничество с бизнесом». Особое внимание при этом уделяется развитию собственно университетских корпораций. Так, в течение 2001 года, университеты создали на своей базе 175 новых компаний. Среди них – инновационные компании, вроде Ecertec на базе Университета Лидса, которая нацелена на создание новых материалов для авиационной промышленности.

Особая роль в стратегическом развитии исследовательской составляющей деятельности университетов отводится  Фонду Инноваций в Высшем Образовании. Этот фонд образует постоянный третий поток финансирования наряду с фондами  финансирования учебного процесса и  научных исследований. Данная структура  будет дополнена системой научно-исследовательских  налоговых кредитов, которые должны поддержать вклад коммерческих предприятий  в научные исследования. Правительство обещает увеличить размер Фонда с 80 миллионов фунтов в 2004–05 годах, до 90 миллионов фунтов в 2005–06 годах [3].

  1. Достоинства и недостатки системы образования в Великобритании

На сегодняшний день существуют две противоположные оценки системы  образования Великобритании.  Согласно одной из них, британская модель представляет собой типичный пример болонской  образовательной системы и потому находится в авангарде интеграции. Принципиально иная точка зрения на британскую модель высшего образования  представлена в докладах исследовательских  комиссий кабинету министров Великобритании (например, в «докладе Диринга», 1997 г. и в «докладе Робинса», 1963 г.). В них британская образовательная система описывается как чрезвычайно сложная, неоднородная, диверсифицированная, обладающая огромным количеством специфических черт.

Несмотря на очевидное  противоречие двух данных оценок, они  отражают значимые аспекты британской системы образования. Попытаемся выделить достоинства данной системы:

  1. Британская система высшего образования – это одна из самых устойчивых европейских моделей, опирающаяся на долгую традицию;
  2. Великобритания раньше многих европейских стран осознала необходимость модернизации образования и включилась в разработку ее стратегии;
  3. В Великобритании активно внедряются новые практики управления университетами, изменяющие сегодня облик системы образования;
  4. Система образования интегрирована в мировое сообщество, сертификаты, получаемые по результатам сдачи экзаменов, являются действительными во всех странах мира и открывают перспективы для дальнейшего развития.
  5. Индивидуальный подход к учащимся и студентам;
  6. Возможность получения высшего образования «в долг».

Информация о работе Аналитический обзор системы образования в Великобритании