Анализ форм, видов, причин девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.
3. Обобщить опыт работы по профилактике девиантного поведения, в политехническом колледже

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАУЧНО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. История изучения девиантного поведения………………..
1.2. Девиантное поведение в подростковой среде……………..
1.3. Основные формы подростковой девиации…………………
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
2.1. Организация исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

девиантное поведение.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся  в поведенческих формах, отклоняющихся  от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос (не всегда и не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей. Тем более что социальная патология – чуткий барометр общественной жизни.

Современный отечественный  исследователь Ю.А. Клейберг на примере  подростковой девиантности также раскрывает отклоняющееся поведение через  отношение личности к культурным нормам. Девиантное поведение – это специфический способ измерения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним. Для этого используются особые приемы: сленг, символика, мода, манера и т.д.

Изучение механизмов социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе системы социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права.

 

 

 

 

1.2. Девиантное поведение в подростковой среде

Подростковый  возраст (пубертатный период) с его  бурными нейроэндокринными сдвигами с давних пор считается фактором, способствующим злокачественному развитию девиантного поведения [17]. Это один из кризисных этапов в становлении личности человека. В контексте нашего обсуждения личность рассматривается как феномен общественного развития, динамическая система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека, а личностные особенности – как социально обусловленные элементы личности [5].

Появление девиантов  в подростковом возрасте в определенной мере связано с эмоциональной  неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям, бурными аффективными реакциями, неадекватным поведением определенной части подростков. Что пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков - 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. К старшему подростковому возрасту фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными, аффективные вспышки сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, появляется склонность к самоанализу и рефлексии. Но появление склонности к наркомании обычно бывает трудно прогнозируемым и зависящим от многих социальных и психологических условий.

Поведение некоторых  детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и агрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном  половом развитии в одних случаях  возникают преимущественно эмоциональные  расстройства, в других - нарушения  поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

Возникновение девиантного  поведения может быть обусловлено  психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.

В течение жизни подростка  происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения.

Психологи и  педагоги США, считая возраст 12 лет  разграничительной линией между  детством и отрочеством, указывают, что с 13 лет начинается знаменитый возраст тинэйджеров. Отечественные ученые начало подросткового возраста также относили к 12-ти годам (Люблинская А.А.), но современные источники (Дубровина И.В., 1997; Прихожан А.М., Цукерман Г.А., 1998 и др.) – к десяти. Таким образам, в настоящее время отмечается тенденция к его «омоложению». Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося поведения подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что характерно представителям данного возраста.

Еще Аристотель писал, что  подростковый возраст - это ряд «пубертатных трансформаций». Половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение: повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы. Следовательно, происходящие в организме подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения.

М. Мид (1928), изучавшая влияние  социальных условий на психологические  особенности подростков, убедительно  доказала, что юность, подростничество, кризис подросткового возраста –  факт нашей цивилизации. Характер протекания подросткового периода жизни зависит от сложности общества, от той дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способов перехода из одной группы в другую. После работ Маргарет Мид переходный возраст начинает рассматриваться не как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, а как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.

Ж. Пиаже определил, что центральным событием, «запускающим»  череду качественных изменений в  поведении подростков, является когнитивная  перестройка. Если период до 12 лет связан с развитием конкретных операций, то после 12 лет отмечается переход  к стадии формальных операций, характеризуемой способностью вырабатывать и применять эффективные стратегии планирования поиска и организации информации. Однако регрессия поведения может быть вызвана переходом индивида на предшествующие уровни его психического развития, если поражаются отдельные регуляционные компоненты психики: смысловые, целевые, операциональные, потребностно-мотивационные. Задержка физического или психического созревания, нарушая развитие личности, может проявляться в различных формах девиантного поведения.

Многие исследователи  считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления своего «я», стремления к социальному и личностному самоопределению. Стремление к новому, взрослому положению, выход за пределы дозволенного дают подростку возможность дальнейшего развития. Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться подростку, как к ребенку. 
Сколько бы подросткового возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого "Я".

Индивидуализация  подростка может проявляться  в форме самоутверждения, которое  имеет положительное влияние  на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время самоутверждение подростков может иметь и социально-полярные основания - от подвига до правонарушения.

Э. Эриксон говорит  о важности для подростка складывающейся «системы отношений» со сверстниками. Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода; потребность подростков в общении становится основным фактором в их психологическом развитии. Многие действия, свойственные подростку в ситуации общения, следует оценить как поисковые, направленные на удовлетворение потребности в получении новой информации, новых переживаний, расширении своего опыта.

Подросток, стремясь найти уважение и признание своей  независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других академических или неформальных группах. У современных подростков из неформальных групп можно заметить потребность в событийности, стремление к риску. Фрустрация этой группы потребностей переживается как «пустота», «скука», «тоска», «проскальзывание жизни». Причем, неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой «уличной» субкультуры, являясь и группой социальной инициативы, и клубом по интересам, карнавально-демонстративным движением хиппи и панков, и подростковой бандой.

У подростка, включенного  в деятельность уличных групп, которые  складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто  представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация.

Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование девиантного поведения семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению. Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым. Так, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении ребенка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений.

Существенные  сложности подросткового возраста проистекают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себя в детстве. Эти противоречия между подростками и старшими могут порою приобретать довольно большую остроту, поэтому взрослым следует осознавать, что развитие их взаимоотношений с подростком не может определяться только желаниями и требованиями взрослого, тем более что свои требования они далеко не всегда способны в достаточной степени обосновать. Взрослые должны заранее допускать возможность того, что они могут оказаться неправыми в отношении к подростку и быть готовыми признавать свою неправоту.

Таким образом, как показывает анализ, девиантное поведение в подростковом возрасте, особенно связанное со склонностью  к наркомании, объясняется не только "переходностью", маргинальностью  возраста, но в основном, является следствием причин социального характера, приводящим к различным личностным нарушениям (неадекватная самооценка, низкий уровень социализации, негативные межличностные и субъективные отношения). Проблема коррекции такого вида девиантного поведения сохраняет актуальность, что обуславливает важность дальнейшей разработки вопросов о включении педагогически запущенных подростков, в систему психокоррекционных мероприятий, создание мотивации к самосовершенствованию, самовоспитанию.

 

 

 

 

1.3. Основные формы подростковой девиации

 

К основным формам отклоняющегося поведения принято  относить пьянство, наркоманию, проституцию  и т.д. Возрастание отклоняющегося поведения в том или ином обществе свидетельствует о глубоком кризисе  ценностных оснований этого общества, конфликте между личностными и общественными интересами. Девиантное поведение – это чаще всего попытки уйти от общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

Не всегда подростки  выберут правильный жизненный путь. Тех, кто отклоняется от социальных норм и правил называют трудновоспитуемыми, или же подростками с отклоняющимся, девиантным поведением.

Среди поведенческих  нарушений могут быть следующие:

1.Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения подростков.

Подростковый  алкоголизм является сегодня одной  из серьезнейших социально-педагогических проблем.

Особенность алкоголизма  как формы отклоняющегося поведения  состоит в том, что это явление  предопределяет взаимосвязанные с ним другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Пьянство среди  несовершеннолетних тесно связано  с их отклоняющимся поведением. В  основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

-большинство  преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии. Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления;

- многие преступления  совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения;

Информация о работе Анализ форм, видов, причин девиантного поведения