Анатомо-физиологические предпосылки перехода к подростковому возрасту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:24, реферат

Описание работы

Цель урока:



1 обучающая - усовершенствовать знания умения навыки учащихся, содействовать

Реализации учебных программ повышению уровня знаний и навыков

каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его

абсолютное отставание, углублять и расширять знания учащегося исходя

из интересов и его способностей.

2 развивающая – формирование и развитие логического мышления, креативности и

умений учебного труда при опоре на « зону ближайшего развития»

ученика.

3 воспитательная – создавать предпосылки для развития интересов и специальных

способностей ребенка при этом учитывать имеющиеся

познавательные интересы и побуждать новые, вызывать

положительные эмоции , благотворно влиять на учебную мотивацию

и отношение к учебной работе.

Файлы: 1 файл

подросток.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)


анатомо-физиологические предпосылки перехода к подростковому возрасту

Этот период связан и начинается с физиологической перестройки организма, с началом полового созревания .

В определенный момент в организме ребенка начинается, усиленные эндокринные изменения особую роль начинает играть гипофиз и щитовидная железа. Они начинают выделять гормоны, которые стимулируют работу других эндокринных желез. Гипофиз отвечает и вырабатывает гормон роста. Щитовидная железа - половые гормоны. Активизация и сложное взаимодействие гормонов вызывает интенсивное физическое и физиологическое развитие.

 

 

1.подростковый кризис

11-15 лет в психическом развитии многих детей наступает переломный момент известный как подростковый кризис. Он является пиком переходного периода от детства к взрослости.

На возникновение подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние  факторы – это постоянный контроль, зависимость и опека, от которых подросток старается освободиться, считая себя достаточно взрослым. Внутренние факторы-привычки и черты характера, внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым.

Одним из центральных новообразований мл. подросткового возраста является чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении собственного достоинства.

Бывают случаи без кризисного протекания подросткового периода.

 

 

2 Развитие психических функций

 

Мышление.

Происходит дальнейшее развитие теоретического рефлексивного мышления.

Приобретенные в мл. школьном возрасте операции становятся формально логическими. подросток способен на системный поиск решений. Развиваются такие операции как классификация, обобщение аналогия, сравнение.

Внимание

Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. Внимание сильно зависит от физиологического состояния ребенка.

Память.

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому.

 

Воображение.

Сближение воображения с теоретическим мышлением дает мощный толчок

к  творчеству  ( начинает писать стихи, рисование и т.д.) но в этом возрасте существует и другая линия развития. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного   творческого результата, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовольствия от самого процесса фантазирования.

 

 

3 развитие самосознания

 

У подростка последовательно проявляются 2 особые формы самосознания – чувство взрослости и «я – концепция». Подросток объективно не может включаться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на ровные со взрослыми правами. Новое проявление взрослости появляется в разных сферах. Чаще всего во внешнем облике, манерах. Одновременно с внешним проявлением взрослости возникает  и само чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому.

После поисков себя к концу подросткового возраста у подростка формируется « я - концепция» система внутренние согласованных представлений о себе, система образов «я». Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Он хочет понять какой он есть и представляет каким хотел бы стать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце подросткового  возраста представления о себе стабилизируются.

Появляется целостная «я концепция» у некоторых подростков «я концепция»

Может запаздывать и сформироваться в старшем школьном возрасте.

 

 

 

 

 

 

4.Взаимоотношения подростка с взрослыми и сверстниками.

 

Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте становятся интимно личностное общение. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, средства, цели, социальное поведение, вырабатывают критерии оценок себя и товарищей, опираясь на заповеди « кодекса товарищества».

С одной стороны подросток стремиться быть таким как все, с другой стороны – желает выделиться и утвердиться среди друзей.

Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Страстное желание иметь близкого, верного друга сосуществует У ПОДРОСТКОВ С ЛИХОРАДОЧНОЙ СМЕНОЙ ПРИЯТЕЛЕЙ, СО СПОСОБНОСТЬЮ БЫСТРО РАЗОЧАРОВЫВАТЬСЯ В БЫВШИХ ДРУЗЬЯХ.  В ЭТО ВРЕМЯ  ОБРАЗУЮТСЯ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И КОМПАНИИ.

 

Влияние родителей на подростка уже ограничено. Ценностные ориентации, понимание подростком социальных проблем, нравственные оценки происходящих событий, зависит от позиций взрослого. То так сложиться отношения со взрослыми в этот период во многом зависит от стиля семейного воспитания, а также от того, насколько родители смогут перестроиться, применять чувство взрослости своего ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: младший школьный возраст – начала школьной жизни. Ребенок приобретает новую социальную роль- ученика, школьника и учебную мотивацию. Учебная деятельность становиться ведущей. На протяжении всего периода развивается теоретическое мышления. Он получает новые знания, умения, навыки.

  От школьной успеваемости зависит самооценка ребенка. Успешная учеба  приводит с становлению чувства компетентности – это можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если это чувство не формируется у ребенка снижается самооценка возникает чувство неполноценности и могут развиваться компенсаторная мотивация.

 

 

3 Изложение нового материала

(запишите тему и план)

 

План

1 подростковый кризис

2 Развитие психических функций

3 развитие самосознания

4.Взаимоотношения подростка с взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура урока

 

1 Оргмомент

- приветствие назначение дежурных

Мотивация и обоснование необходимости изучения темы

В современном мире в эпоху технического прогресса  необходимы знания в области психологии, так и люди начинают ощущать затруднения как в общении с взрослыми, так и сверстниками. Данный курс лекций позволяет сформировать нужные навыки. Так же учащиеся будут родителями, и полученные знания помогут им в воспитании детей.

 

 

2 повторение пройденного материала.

 

Устный опрос вопросы :

 

1 что характерно для младшего школьного возраста. Дать общую характеристику этого возраста.

2 в чем заключается различие между кризисом 3-х и кризисом 7-ми лет?

3 какие изменения происходят в период кризиса?

4 какая деятельность становится ведущей? и почему?

5 чем характеризуется развитие мышления  у младшего школьника?

6 какие изменения происходят в развитии памяти, восприятия и внимания?

7 какие виды мотивации в младшем школьном возрасте?

8 какие изменения происходят в развитии самосознания?

9 что является центральным новообразованием данного возраста?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Муниципальная организация образования

                             «Тираспольский межшкольный

                        учебно-производственный комбинат»

 

 

Урок № 5

Конспект для учащихся 11 классов ППП

 

Преподаватель: Михалковская  Е.В.

 

Раздел: психическое развитие детей  на разных возрастных этапах

 

Тема урока:  психологическое развитие подростка ( 11-15лет )

 

Тип урока :  комбинированный 

 

Методы: 1. словесный (рассказ объяснение  беседа )

                2. практический  (решение задач)

 

Цель урока:

 

1 обучающая - усовершенствовать знания умения навыки учащихся, содействовать

                         Реализации учебных программ повышению уровня знаний и навыков                

              каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его    

              абсолютное отставание, углублять и расширять знания учащегося исходя

              из интересов и его способностей.

2 развивающая – формирование и развитие логического мышления, креативности  и

              умений учебного труда при опоре на « зону ближайшего развития»

              ученика.

3 воспитательная – создавать предпосылки для развития интересов и специальных

                                  способностей ребенка при этом учитывать имеющиеся

              познавательные интересы и побуждать новые, вызывать

              положительные эмоции , благотворно влиять  на учебную мотивацию

              и отношение к учебной работе.

 

 

Оснащение : доска, мел ,конспект, карточки

 

 

Литература:  И.Ю. Кулагина « Возрастная психология»

                        О.Б. Дарвиш  « Возрастная психология»



Информация о работе Анатомо-физиологические предпосылки перехода к подростковому возрасту