Аппликация в детском саду: материалы, виды, приёмы и способы вырезания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 00:11, реферат

Описание работы

Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.
Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания.

Файлы: 1 файл

Аппликация в детском саду РЕФЕРАТ.docx

— 749.78 Кб (Скачать файл)

Тема. Аппликация в детском саду: материалы, виды, приёмы и способы вырезания.

 

                                                                                  Ребенок по своей природе —                                                                                                                        пытливый исследователь, открыватель мира,

детское сердце чутко к призыву творить красоту.

 Важно только, чтобы  за призывами следовал труд,

чтобы труд стал потребностью.

 

В. А. Сухомлинский

Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки младшим детям, родителям и пр.

 Специфика аппликации  дает возможность усваивать знания  о цвете, строении предметов, их  величине, о плоскостной форме  и композиции. В аппликации есть  возможность передвигать вырезанные  формы, сравнивать, накладывая одну  форму на другую. Это позволяет  быстрее приобрести композиционные  знания и умения. На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий, больше — меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.).

Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование).

 На занятиях по аппликации  у дошкольников воспитывается  умение работать и созидать  в коллективе, руководствуясь при  этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

 Уровень овладения  умениями и навыками, предусмотренными  программой по аппликации, позволяет  осуществить и определить степень  готовности каждого ребенка к  успешному обучению в школе, дальнейшему  усвоению содержания и техники  разных видов художественного  ремесла.

 

Виды занятий по аппликации в детском саду

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. Для аппликации воспитатель отбирает такие предметы, которые отличаются отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской.

 

В зависимости от этих особенностей используются различные приемы вырезания. Так, предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета, тогда как сложная форма составляется из отдельных частей. Например, неваляшку вырезают из четырех квадратов разной величины путем закругления углов. Затем отдельные детали наклеивают в следующем порядке: к большому кругу прикрепляют меньший (голова) и по бокам наклеивают маленькие кружочки (руки). Прием симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, Снегурочка, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка). Сложные криволинейные контуры предметов асимметричного строения изображают на глаз безотрывным движением ножниц по мысленно представляемому контуру (птицы, животные, рыбы).

 На начальном этапе  малыши раскладывают и наклеивают  предмет из заготовленных воспитателем  частей: мяч — две половинки  разного цвета; грибок — шляпка  и ножка; тележка — прямоугольный  корпус и круглые колеса; гирлянда  — флажки прямоугольной формы  и т. д.

  По мере освоения приемов вырезания в средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величинных соотношений (дома разных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).

При этом перед ребенком ставятся следующие задачи:

  • вырезать предметы, показать их различие по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
  • выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
  • передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем — фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
  • расположить предметы на плоскости основы: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двух-плановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса вдали);
  • подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым объектам и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

 В каждой возрастной  группе эти задачи реализуются  по-разному. Их усложнение связано  с уровнем знаний, умений и  навыков, от которых зависит творческая  вариативность содержания сюжетно-тематических  аппликаций.

 

 Уже в младшей группе  дети способны элементарно передать  содержание, показать взаимосвязь  между однородными предметами. Из  готовых форм они выкладывают  и наклеивают композиции (летят  желтые листья, блестят в небе  звезды, жуки ползают в траве). Для этого малыши используют  яркие цветовые сопоставления  на всем пространстве листа  или размещают несколько предметов  в ряд (грибы растут, одуванчики  расцвели).  При выборе темы  аппликации педагог учитывает  запас представлений детей, уровень  развития их изобразительных  и технических умений, доступность  и соответствие содержания возрасту  и интересам каждого ребенка, а также события общественной  жизни, природное и предметное  окружение, сезонность явлений и  т. д.

Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

 В орнаменте окружающий  мир отражается с особой яркостью, красочностью. Художник-орнаменталист стремится передать в узорах основные черты, общее сходство с реальным предметом. Поэтому очертания растений, птиц, животных в орнаментах обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются. Простота и лаконичность образов, яркость и красочность цветовой гаммы, бесконечное повторение элементов украшения, их различные комбинации позволяют упростить и ускорить процесс изображения. Эти особенности наиболее ярко представлены в образцах народного искусства: в росписях, вышивке, резьбе. Декоративная трактовка реального предмета, его стилизация, как продукт творческой фантазии человека, создает радостную приподнятость и праздничность народного искусства.

 Ознакомление детей  с народными орнаментами, со способами  украшения поверхности узорами  разной степени сложности составляют  основу обучения декоративной  аппликации в детском саду.

 На занятиях в дошкольном  учреждении применяется декоративная  аппликация с ленточной и центрально-лучевой  композицией. В ленточном построении  отдельные элементы могут многократно  повторяться по горизонтали или  вертикали в виде фриза, каймы  или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный  мотив повторяется через два-три  элемента. В центрально-лучевой композиции  узор развивается в направлении  от центра украшения равномерно  к краям, углам, сторонам в зависимости  от того, на предмете какой  формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и др.).

  В декоративной аппликации может быть применена композиция в виде цветочного букета или красочного вазона. Такие украшения часто встречаются в украинских, польских вырезках из разноцветной бумаги при составлении настенных украшений крупного размера. Они характеризуются особой декоративностью, нарядностью, что подчеркивается симметричным расположением составляющих элементов.

 

 

Материалы для занятия аппликацией

В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий:         * бумага для фона и элементов аппликации;

* ткань;

* природный материал – крупы, сухие растения и другое;

* клей или клейстер, небольшая емкость для клея;

* ножницы с тупыми концами;

* простой карандаш;

* кисти для клея, подставка и стакан для кисточек;

* сухая и влажная тряпочки;

* бумага или клеенка для работы с клеем;

* коробочки – для готовых фигур и обрезков.

Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают влияние на технику выполнения аппликации.

Бумага может быть различной, но для основы лучше использовать плотную бумагу или картон – они не размокают от клея, а для самого изображения – тонкую цветную бумагу, ее легче резать и наклеивать. Ткань для аппликации лучше использовать плотную, она не намокает при намазывании клеем; крупы – мелкие (манка, греча, пшено, рис и др.), их легче приклеивать, и после высыхания они лучше держатся на основе; сухие растения должны быть плоскими.

Для изготовления аппликации необходимы клей или клейстер. От их свойств зависит качество аппликации, ее прочность, внешний вид. Они должны хорошо склеивать поверхности, быстро высыхать, не оставлять пятен. Клей лучше использовать ПВА для плотной бумаги, ткани или аппликации из природного материала. Клей или клейстер раскладывают в любую невысокую посуду.

Ножницы должны быть с тупыми концами, чтобы ребенок случайно не поранился. Обязательно объясните ребенку правила обращения с ножницами: не размахивать ими, класть на стол режущими краями от себя, не использовать как указку – осторожно обращаться с ножницами.

Для рисования контуров изображений используют простые карандаши. Они должны быть мягкими и хорошо отточенными.

Кисти лучше иметь 2-3 размеров – в зависимости от размера аппликации. Чтобы во время работы клей с кисточек не падал и не пачкал стол, рекомендуется пользоваться подставками. По окончании работы кисти следует вымыть, вытереть и поставить сушиться в стакан ворсом кверху.

Информация о работе Аппликация в детском саду: материалы, виды, приёмы и способы вырезания