А.С.Макаренко и его труды

Дата добавления: 23 Апреля 2013 в 23:44
Автор работы: m**********@bk.ru
Тип работы: доклад
Скачать архив (12.93 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

макаренко.docx

  —  15.30 Кб

А. С. Макаренко внес много  нового, оригинального в освещение  проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских  педагогов, занявшихся разработкой  этой важной проблемы.

 Главнейшим условием  семейного воспитания Макаренко  считал наличие полной семьи,  крепкого коллектива, где отец  и мать живут дружно между  собой и с детьми, где царствуют  любовь и взаимное уважение, где  имеет место четкий режим и  трудовая деятельность.

 Макаренко дал интересный  психолого-педагогический анализ  ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный  авторитет, главным основанием  которого является жизнь и  работа родителей, их гражданское  лицо и поведение, требовал, чтобы  родители честно и разумно  руководили своими детьми, сознавали  свою ответственность перед обществом  за их воспитание. Каждая семья,  говорил Макаренко, ведет свое  хозяйство, ребенок — член  семьи и, следовательно, участник  всего семейного хозяйства. С  ранних лет в семейных условиях  он приучается к будущей своей  хозяйственной деятельности в  более широких масштабах. Именно  здесь, в условиях семейной  хозяйственной деятельности, у детей  воспитываются коллективизм, честность,  заботливость, бережливость, ответственность,  способность ориентировки и оперативность.

 Подробно осветил Макаренко  такие вопросы, как значение  сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением,  посещение детьми театра, кино  и т. п. Большое место в  жизни детей он отводил эстетическому  воспитанию.

 А. С. Макаренко —  педагог-новатор, обогативший советскую  педагогику ценными педагогическими  идеями, методами и приемами (система  перспективных линий, принцип  параллельного действия, стиль и  тон педагога и т. д.). Он дал  новое толкование ряду педагогических  вопросов и детально разработал  выдвинутые ранее, но недостаточно  разработанные до него советской  педагогикой проблемы (воспитание  в коллективе, семейное воспитание  и др.).

 Макаренко был педагогом,  успешно применявшим в теории  и на практике воспитания диалектико-материалистические  принципы. Руководящим принципом  всей его педагогической деятельности  была преданность социалистической  Родине и Коммунистической партии. Проблема семейного воспитания.

 Макаренко пишет лекции  для родителей о воспитании, в  которых есть общие условия  семейного воспитания, пишет о  родительском авторитете, о трудовом  воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет  «Книгу для родителей», рассматривает  проблемы педагогического мастерства  и педагогической техники.

"Умение воспитывать  - это все-таки искусство, такое  же искусство, как хорошо играть  на скрипке или рояле, хорошо  писать картины".

 Так считал А. С.  Макаренко, воспитавший несколько  тысяч трудных советских подростков  в колониях. При этом он был  уверен, что овладеть этим искусством  может каждый родитель и воспитатель.

Свою "Книгу для родителей" Макаренко посвятил семейному воспитанию. Общаясь со множеством детей и подростков в колониях, педагог увидел, что многие ошибки в воспитании совершаются именно в семье.

 Прежде всего, Макаренко  взывает к родителям: будьте  ответственными!

"Если вы родили ребенка, - это значит на много лет вперед вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель".

 Воспитание детей - это органичная часть жизни  родителей. Отец или мать не  могут быть жадинами, сквернословами или пьяницами на работе, а дома перевоплощаться в прекрасных, добрых и чутких воспитателей. Макаренко настаивает на том, что родители должны быть очень внимательны ко всему, что они говорят и делают, и если они увидят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, то это нечто надо пересмотреть, изменить и, если требуется, совсем уничтожить.

Макаренко подчеркивает, что  воспитание детей должно быть осознанным процессом, постоянно находящимся  в центре внимания родителей. Если ребенок  начинает проказничать, плохо себя вести, то игнорировать это ни в коем случае нельзя. Бывает, что ребенок  нашкодит раз, другой, а родители воспринимают его поведение как норму, не обращают внимания. Потихоньку у такого ребенка могут развиться серьезные недостатки, а расстроенные родители будут только печально шептаться наедине, но на людях будут сохранять достоинство, скрывая ущербность своего воспитания. Таких родителей Макаренко называет бракоделами.

Воспитание современного человека, по Макаренко, - процесс социальный в самом широком смысле слова. "Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром  окружающей действительности ребенок  входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское  лицо и поведение, требовал, чтобы  родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность  перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет  свое хозяйство, ребенок — член семьи  и, следовательно, участник всего семейного  хозяйства.

А.С. Макаренко выделил  типы родительских авторитетов, негативно  сказывающихся на воспитании ребенка:

— авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка  своим видом, действиями, жесткое  и порой жестокое отношение к  нему как личности, его действиям  и поступкам;

 

— авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними, как начальники;

 

— авторитет чванства — возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома;

 

— авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы  они относились к ним как к  непререкаемому авторитету;

 

— авторитет резонерства  — бесконечные назидания и  наставления ребенка;

 

— авторитет любви  — стремление повседневной повсеместно  демонстрировать свою любовь к ребенку  и демонстрация любви ребенка  к ним;

 

— авторитет доброты  — чрезмерная мягкость, доброта. Уступчивость по отношению к поведению ребенка;

 

— авторитет подкупа  — послушание ребенка достигается  путем подкупа подарками и  обещаниями.

 

Настоящий родительский авторитет  — это авторитет, основанный на жизни  и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям  самостоятельно выходить из сложных  ситуаций, формируя свой характер.


Описание работы
Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.
Содержание работы
содержание отсутствует