Формирование нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не случайно, она существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста
1.1. Понятия мотивов поведения человека………………………..………….6
1.2. Содержание нравственных мотивов поведения у дошкольников……15
1.3. Методы и приемы формирования нравственных мотивов поведения у дошкольников……………………………………………………………………24
Выводы
Глава 2. Опытно практическая работа по использованию игр - драматизации с целью формирования нравственных мотивов поведения у старших дошкольников
2.1. Анализ уровня сформированности нравственных мотивов поведения
2.2. Проектирование педагогической деятельности по использованию игр - драматизаций с целью формирования нравственных мотивов поведения у детей
2.3. Анализы результатов
Выводы
Заключение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 134.41 Кб (Скачать файл)

ТЕМА ДИПЛОМА:  формирование нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста

1.1. Понятия  мотивов поведения человека………………………..………….6

1.2.  Содержание  нравственных мотивов поведения  у дошкольников……15

1.3. Методы и приемы формирования нравственных мотивов поведения у дошкольников……………………………………………………………………24

Выводы

Глава 2. Опытно практическая работа по использованию игр - драматизации с целью формирования нравственных мотивов поведения у старших дошкольников

2.1. Анализ  уровня сформированности нравственных мотивов поведения

2.2. Проектирование  педагогической деятельности по  использованию игр - драматизаций с целью формирования нравственных мотивов поведения у детей

2.3. Анализы  результатов 

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не случайно, она существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.

Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поколения от безнравственности, без духовности? Как эффективно реализовать функции воспитания и обучения детей?

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни, есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

В законе «Об образовании», в послании президента к народу, четко определены цели и задачи воспитания, моделирования воспитательного пространства. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания детей в детском саду.

Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности – одна из главнейших воспитательных задач.

Нравственное воспитание, слитое в целостном педагогическом процессе с физическим, умственным, трудовым и эстетическим воспитанием, дает возможность формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая влияет на ценностные ориентации человека. Начинать формировать у ребенка нравственные качества необходимо как можно раньше.

Пути формирования нравственного качеств дошкольников имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению воспитывающихся, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при формировании дружеских взаимоотношений. Это обусловливает актуальность данной темы: Н.В. Архангельского, Л.И. Божович, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Г. Якобсон, А.М. Виноградовой.

Изучая данный вопрос мы столкнулись с таким явлением: не у всех детей старшего дошкольного возраста сформированы нравственные мотивы поведения соответствующие возрастным нормам. Не всегда на эту проблему обращают внимание родители, но и воспитатели иногда меньше обращают внимание. В литературе существуют разнообразные игровые приемы формирования нравственных мотивов поведения. А воспитатели и родители чаще всего используют словесные приемы (убеждение, наказание, мораль, внушение) хотя есть более эффективный прием игра - драматизация.

 Игры-драматизации  способствуют социально-нравственному  и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной  активности, творческих способностей  и воображения - познавательного, влияющего  на становление логико-символической  функции сознания, и аффективного, способствующего пониманию ребенком  смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных  чувств, как сочувствие, сопереживание, отзывчивость.

Таким образом, сложилось противоречие между теорией и практикой.

Исходя из выведенного противоречия, можно сформировать гипотезу: как использовать игру - драматизацию для формирования нравственных мотивов поведения.

Цель нашего исследования изучить возможности использования игры - драматизации для формирования нравственных мотивов поведения детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования нравственных мотивов поведения.

Предмет исследования: серия игр – драматизаций.

Задачи:

1.Изучить  теоретические основы проблемы  формирования нравственных мотивов  поведения у детей в психолого - педагогической литературе

2.Подобрать  серию игр - драматизаций  по проблеме  исследования. И апробировать их  с детьми.

3.Проанализировать  результат

Методы исследования:

Теоретические:

Анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.

Эмпирические:

Беседа, анализ сказок.

База исследования: одно из МБДОУ «ЦРР - ДС №29 «Светлячок»» г. Кулебаки Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы проблемы формирования нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста.

 

1.1 Понятия мотивов поведения у  детей дошкольного возраста

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне[19,c.369.].

Поэтому проводят разграничение между мотивацией как диспозицией, или тенденцией, и мотивацией как активацией, или возбуждением. Организм может при определенных обстоятельствах испытывать тревогу, страх или голод как мотивационную тенденцию, но мотивация как активнее состояние появляется только в тот момент времени или в той ситуации, когда данный организм действительно возбужден, то есть мотивирован.

Поскольку психологи заняты поиском законов, распространяющихся не только на поведение людей, но и на поведение низших животных, литература в области мотивации охватывает темы, которые касаются характеристик, универсальных для всех форм животной жизни (напр., голод), наряду с темами, которые ограничиваются исключительно человеческими характеристиками (напр., стремление к достижению и совершенству). О мотивации говорят как об организменной переменной в том смысле, что она является состоянием индивидуума, а не внешней среды.

О мотивации также говорят как о направляющей и руководящей инстанции в том смысле, что она ведет к целенаправленному поведению. Это подчеркивает специфичность мотивации: испытывающие жажду, животные ищут воду, переживающий профессиональный стресс человек пытается спастись от этой неприятной ситуации. Цели всегда определялись двумя способами.

Один способ описывает цели как объективные события или осязаемые, материальные изменения среды в результате поведения.

Второй смысл, в котором используется термин «цель», подразумевает под нею скорее внутреннюю абстракцию, чем объективное внешнее событие. Например, цель поиска менее напряженной работы является некоторой идеей, представлением человека о будущих событиях, когда он мотивирован, освободиться от неприятной стрессовой рабочей ситуации. Цели направляют или управляют, так как, продвигаясь к ним, человек совершает одни действия, а не другие, и цели функционируют в любой данный момент времени, так как это внутренние «здесь-и-сейчас» репрезентации будущего, а не объективные, реальные, будущие события.

Мотивация может также идентифицироваться по специфическим предшествующим событиям, а не только по результатам деятельности или исходам поведения (реальным или существующим в виде когнитивных репрезентаций). Предшествующие события приводят к различным видам мотивационных состояний и очень часто поведение индивидуума, различается соответственно тому, какие специфические предыдущие события имели место[15,c.419].

Мотивация различается не только по виду, но и по силе. Можно говорить о существовании большей или меньшей жажды, большего или меньшего страха. В целом в науке признается, что мотивация возбуждает или снабжает энергией, однако существующие теории различаются трактовкой того, как мотивация активизирует поведение.

Различные источники мотивации, благодаря эффекту суммации, могут оказывать совокупное влияние на поведение. Усиление мотивационного возбуждения может происходить в результате увеличения силы какого-то одного вида мотивов или суммации различных источников мотивации. Во многих случаях эффект активации организма вследствие возросшей мотивационной силы можно наблюдать скорее по изменению физиологических показателей, нежели по внешним поведенческим реакциям.

Для идентификации такого измерения мотивации, как ее сила, обычно используют меры волновой активности мозга, электрической проводимости кожи, сердечного ритма и напряжения мышц. В состояниях сонливости и низкого возбуждения на ЭЭГ обычно появляются медленные и большие волны с регулярным рисунком, тогда как в состоянии возбужденного бодрствования паттерн мозговой активности представлен быстрыми, низкоамплитудными, нерегулярными волнами. В результате усилившегося возбуждения индивидуумы также имеют тенденцию демонстрировать увеличение мышечного потенциала, регистрируемое на ЭМГ, и снижение кожного сопротивления.

В целом, исследования показали, что организмы оказываются тем более активными, чем более они мотивированы. Ответная реакция, проявляющаяся в простых формах поведения, подобных бегу или нажиманию на педаль, усиливается непосредственно вслед за усилением мотивации, особенно у наивных подопытных животных. У животных и людей усиление мотивации, в общем и целом влечет за собой увеличение усилий, настойчивости и чувствительности.

Другим доказательством активирующего аспекта мотивации служит то, что при ее повышении наблюдается повышенная генерализации раздражителя, проявляющаяся в расширении спектра стимулов, на которые реагирует организм.

Для физиологического объяснения многочисленных, но не систематизированных активирующих эффектов повышенной мотивации принято ссылаться на ретикулярную активирующую систему. В своих ранних работах Моруцци и Мэгун, а позднее и Линдсли, описали систему, включающую в себя ретикулярную формацию, таламус и кору головного мозга, которая вроде бы объясняла, как организмы могут проявлять как специфическое, так и неспецифическое возбуждение. Однако многие исследователи оспаривают - на уровне физиологических и на уровне поведенческих наук - возможность существования единой системы возбуждения[15,c.420].

Одним из источников мотивации выступают потребности. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности - это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. У человека может быть обнаружено очень большое количество потребностей: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации и т.п. И все они являются мотивирующими факторами, которые побуждают любого из нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути к их удовлетворению становятся причиной межличностных столкновений, особенно если сталкиваются важные потребности и желания[19,c.370].

Информация о работе Формирование нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста