Георг Кершенштейнер (1854 —1932)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:46, реферат

Описание работы

Г. Кершенштейнер — немецкий педагог, был народным, учителем - гувернером, затем, по окончании факультета естественных наук Мюнхенского университета, двенадцать лет преподавал в гимназии. В 1895 г. стал директором народных училищ города Мюнхена, получил известность как организатор и реформатор дополнительного и профессионального образования молодежи, как автор теории гражданского воспитания,
Экстраполяция социологических идей в педагогику породила новое направление педагогической мысли — социальную педагогику, наиболее известным представителем которой был Г. Кершенштейнер.

Файлы: 1 файл

Кершенстейнер.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Георг Кершенштейнер

(1854 —1932)

Г. Кершенштейнер —  немецкий педагог, был народным, учителем - гувернером, затем, по окончании факультета естественных н Мюнхенского университета, двенадцать лет преподавал в гимназии. В 1895 г. стал директором народных училищ города Мюнхена,

получил известность  как организатор и реформатор дополнителного и профессионального образования молодежи, как автор теории гражданского воспитания,

Экстраполяция социологических  идей в педагогику породила новое направление педагогической мысли — социальную педагогику, наиболее известным представителем которой был Г. Кершенштейнер

Будучи знаком с проблемами молодых рабочих, Кершенштейнер считал, что однообразное машинное производство лиши жизнь промышленного рабочего радости и творчества: ни религия, ни искусство, ни высокая оплата труда не обеспечат ценного содержания жизни. Выход один — научить людей видеть смысл своей жизни в заботе друг о друге, в радостях семьи, в общении с друзьями. «Человек не беден и не лишен смысла жизни, пока может заботиться о других, о своей семье, о своих товарищах по ремеслу, о согражданах, о человечестве, когда он с юношески лет научится находить свое счастье в этой заботе», — писал Кершенштейнер. По его мнению, путь к этому — определенным образом организованное школьное воспитание, предполагающее дух товарищества вместо культа индивидуализма, взаимодействие вместо соревновательности в учении. Он советовал строить работу каждого класса и всей школы на основе самоуправления, проводить совместные игры, экскурсии и праздники. В этих условиях в детях будут формироваться такие качества, как готовность к взаимопониманию, интерес к людям, ответственность - основа «гражданских добродетелей».

В воспитании у юношества  гражданских качеств Кершенштейнер видел основную задачу школы. Суть гражданского воспитания — сформировать у молодого человека представление о его гражданском назначении и задачах своего отечества, возбудить желание посвятить жизнь служению этим задачам. Именно необходимость гражданского воспитания была у Керщенштейнера обоснованием требования государственного образования для всех подростков от 13 до 18 лет. Предложенная им программа деятельности дополнительных и народных школ определяла целью гражданского воспитания будущих рабочих воспитание профессиональной работоспособности и широкой осведомленности в сфере своей профессии, формирование представлений о социальных, профессиональных интересах и интересах сограждан, отечества.

Существующую в то время в Германии систему образования  Кершенштейнер считал недемократичной, государство должно предоставить своим гражданам равные возможности в получении образования. Предлагалась программа преобразований школьного образования, которая включала пять пунктов:

— создание единой начальной  народной школы, где каждый ее тип ( основная, гуманитарная, естественно-научная) ведет к общему образованию;

— индивидуальный подход в обучении. «Духовная сила ребенка  растет только через преодоление  трудностей, но то, что для одного ребенка трудно, для другого — игра. Не следует орлу давать такие упражнения, которые подходят для воробья».

—- организация школы  на началах самоуправления, товарищества, взаимопомощи и взаимодоверия;

— организация продуктивной работы учеников как основа обучения;

—  организация самостоятельной  деятельности учащихся, введение в учебный процесс практических работ, опытов, экскурсий, а также ручного труда и рисования. Отрицание зубрежки, лекционной системы и традиционных экзаменов.

Российские современники Керщенштейнера неоднозначно относились к его педагогическим идеям.

В 1913 г. он выступил на Всероссийском  съезде по народному образованию, где  обсуждался вопрос о единой школе. Краткое  изложение его доклада было помещено на страницах российских журналов — «Вестника воспитания», тезисы — на страницах «Русской школы». Развернулась дискуссия. Доклад Керщенштейнера был встречен с одобрением одними и негодованием другими. Предметом обсуждения стал вопрос о целях воспитания. Для Керщенштейнера цель воспитания сводилась к формированию полезных обществу граждан, т. е. человеку должна быть предоставлена возможность всестороннего образования не ради его самого, а в интересах процветания общества и общественной культуры. Все должны иметь равные права в образовании, поскольку в будущем им придется нести все «обязанности граждан в одинаковой степени». Кершенштейнера обвинили в отходе от гуманистических позиций.

Вместе с тем русские педагоги с симпатией относились к идее Кершенштейнера о том, что в школе должна быть «одна опора». Углубляясь в одну сферу человеческой культуры, человек достигает цели образования — духовного развития. Каждый идет путем, поэтому нужна дифференцированная школа.

Будучи одним из теоретиков школы труда, Кершенштейнер однозначно и противоречиво рассматривал проблему соотношения общего и профессионального образования, отходил от принципо - целостного развития личности. Физический труд связан не с умственным трудом, а с будущей профессиональной деятельностью.

У Кершенштейнера в лаконичной форме предложены условие успешности трудового гражданского воспитания:

— нельзя ограничивать профессиональное образование чистой техникой;

— важно научить школьников выполнять что-нибудь одно. Это дает для образования больше, чем половинчатость и разносторонность;

—  необходимо приучать мальчиков и девочек отдавать на служение общим интересам не только свои мысли и чувства, но и действия, насколько это дозволяют их природные способности.

Педагогика  «гражданского воспитания» и  «трудовой школы».

Большой популярностью пользовалась в Германии начала XX века и в ряде других стран педагогическая теория Георга Кершенштейнера (1854—1932). Кершенштейнер выступил с идеей «гражданского воспитания» и «трудовой школы». По его мнению, школа должна быть полностью поставлена на службу империалистической Германии. «Гражданское воспитание» должно научить детей безусловному повиновению государству. Оно должно осуществляться через народную, массовую школу. В конце XIX — начале XX века экономика Германии быстро развивалась, буржуазии нужны были технически вооруженные и в ее интересах политически воспитанные рабочие, и Кершенштейнер разрабатывал педагогику, удовлетворяющую этим требованиям. Теория «трудовой школы» и подготовки молодежи к предстоящей профессиональной деятельности связана с его взглядами на «гражданское воспитание».

Кершенштейнера тревожит рост сознательности пролетариата, крепнущее  рабочее движение. Он пишет, что против «внутренних врагов», против носителей  пролетарского сознания не помогают ни пушки, ни броненосцы, ни даже штыки целой армии. Необходимо применять другое оружие, более тонкое, но и более верное и сильно действующее — политическое воспитание, внушающее учащимся «понимание, задач государства, сознание вытекающего отсюда гражданского долга и любовь к отечеству». Под этим он подразумевал шовинистическое воспитание трудящихся, подготовку из них послушных рабочих и солдат.

Кершенштейнер считал, что  было бы ошибкой сокращать срок пребывания детей трудящихся в школе, высказал мысль о необходимости «реформировать»  школу, сделать ее «трудовой». В этой школе учащиеся, по его мнению, должны заниматься ручным трудом и получать технические навыки, умение работать над различными материалами при помощи соответствующих инструментов. С этой целью при каждой народной школе для практических занятий должны быть мастерские, сад, школьная кухня. Трудясь в школе, воспитанники должны последовательно развивать в себе качества, необходимые для лучшей работы, приучиться все старательнее, честнее, добросовестнее, обдуманнее выполнять процессы ручного труда. Кроме того, народная школа должна дать учащимся общую трудовую подготовку к предстоящей профессиональной деятельности.

Кершенштейнер считал, что  в народной школе не следует давать значительное общее образование. По его словам, «сущность трудовой школы заключается в том, чтобы вооружить минимумом знаний и максимумом умений, навыков и трудолюбия, а также соответствующими гражданскими убеждениями». Стремление Кершенштейнера снизить уровень знаний, даваемых в школе детям трудящихся, является, бесспорно, реакционным.

Свои требования в  отношении постановки «гражданского  воспитания» в трудовой школе  Кершенштейнер смог осуществить  в Мюнхене, где ряд лет руководил  делом народного образования. Там  он, помимо народных школ, организовал  так называемые дополнительные школы.

Они должны были обслуживать  рабочих крупной, средней и мелкой промышленности разных специальностей и профилей, от работающих на токарных станках до парикмахеров. В продолжение 2—3 лет владельцы предприятий  должны были каждую неделю освобождать своих работников на 8—10 часов для занятий. Общеобразовательные знания в дополнительных школах давались очень скудные, в них проводились занятия по чтению, письму, счету и естествознанию (применительно к профессии). Так, например, для подростков, которые работали в пивоваренной промышленности, естествознание сводилось к изучению процессов брожения, изготовления закваски и т. д.

Кершенштейнер считал, что  вовлечение молодых рабочих в  дополнительные школы усилит их «гражданское воспитание» и отвлечет от участия в рабочем движении.

По сути дела, Кершенштейнер  был сторонником двойственной системы  народного образования. Его «народная  школа», готовящая послушных и  толковых рабочих, никак не связана  со средней школой (гимназиями и  реальными училищами). Свой «трудовой принцип» он почти не распространил на среднюю школу. Так, в реальных училищах труд, по его мнению, может осуществляться в лабораториях, а в гимназиях трудовая деятельность ограничивается работой с книгой и учебником.

Кершенштейнер ненавидел  социализм и революционное движение, считал, что организованное воспитание «может дать надежную защиту» от тех людей, которые «сеют ненависть ко всякому буржуазному обществу». Его воспитание, как прямо заявлял Кершенштейнер, направлено против диктатуры, как он иронизировал, «так называемого пролетариата». Предложенные Кершенштейнером формы подготовки рабочей молодежи и его педагогические взгляды пользовались популярностью в империалистической Германии, где по примеру Мюнхена в начале XX века стали повсеместно открываться дополнительные школы и в начальные школы вводился «трудовой принцип».

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Благовещенский  Государственный Педагогический Университет

 

 

 

 

 

Реферат

 

Педагогические идеи Георга Кершенштейнера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: студентки 1 курса

факультета педагогики и методики

начального образования

отделения начальные  классы

Итальева Дарья Алексеевна

Ладыгина Елена Вячеславовна

Проверила: Димова Ольга  Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2009

 

 




Информация о работе Георг Кершенштейнер (1854 —1932)