Характеристика и анализ образования как общественного явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 00:04, контрольная работа

Описание работы

Сущность образования как общественного явления
Образование, как понятие, представляется в определенной степени сложным и многогранным. Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью знаний, умений и навыков. А также, на основании этого, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений.

Содержание работы

Характеристика и анализ образования, как общественного явления…………………………………………………………………………….3
Сущность образования, как социального феномена……………………….....10
Сравнение целей и задач образования в различные исторические периоды………………………………………………………………………….13
Сравнительный анализ между обучением и образованием……………………………………………………………………..22
Комментарий высказывания В.М. Бехтерева: «Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную деятельную личность в лучшем смысле этого слова»………………………………………23
Наиболее актуальная проблема профессиональной пе¬дагогики в современных условиях.……………………………..……………………………………….…25Список литературы………………………………………………………..……32

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

     Цель современного содержания образования – это формирование и развитие тех качеств человеческой личности, которые необходимы для присоединения к социально значимой деятельности. Данная цель содержания образования определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как к способам достижения развития разносторонней личности.

     В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что «государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений», (Закон РФ «Об образовании», ст. 1, п. 5). Поэтому можно выделить три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный в государственном стандарте общего среднего образования. Федеральный компонент – это нормативы, необходимые для обеспечения единства педагогического пространства России.

     Национально-региональный компонент – это нормативы, определенные конкретными регионами и учреждениями образования в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и т. д.

     Школьный компонент содержания образования – это нормативы отдельного образовательного учреждения.

Рассмотрев вопросы сущности образования, проблему исторического характера образования и важнейшие этапы его развития, можно приступить к изучению основного элемента образования – педагогического процесса.

      Основная цель (миссия) общего среднего образования – способствовать становлению социально - ответственной личности, способной к адекватному выбору цели и действию в условиях изменяющегося мира; человека, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, проявление его способности к осмысленным и продуктивным действиям в современном мире – важнейший критерий качества полученного им образования.

     Общая задача деятельности школы:  обеспечение доступности  современного качества образования детям микрорайона, согласно концепции модернизации Российского образования на период до 2020г.

     Миссия образовательного учреждения: обеспечить  право ребенка на самореализацию, развитие способности к самоопределению.

     Главная идея, положенная в основу педагогического процесса: формирование ключевых компетенций  школьника, соответствующих требованиям времени,  через приемы, методы, формы, технологии деятельности, адекватные личностным особенностям ребенка. Для достижения оптимальных образовательных результатов каждым учеником необходимо выстроить систему работы, в которой удачно сочетаются основное и дополнительное образование, разнообразные формы учебной деятельности, коллективное и  индивидуальное обучение, интенсивность образовательного процесса и эмоционально-психологический комфорт, современные педагогические технологии, традиции и инновации.

     Основной  стратегией  построения модели современной  школы должна стать идея развития ребенка  на основе высокой мотивации достижения успеха, активной жизнедеятельности, обеспечения выполнения требований стандартов второго поколения.  Переход на стандарты второго поколения – это не самоцель, а качественное изменение содержательного, организационного, управленческого аспекта школьной жизни, затрагивающего все образовательные ступени.

     Основная цель программы развития школы: Создание условий для реализации естественной потребности не только каждого ученика, но и каждого учителя иметь успех в своей деятельности, достигнуть высоких результатов, реализовать свой творческий потенциал.

     В соответствии с возрастными особенностями и особенностями образовательной системы школы  в нашем ОУ выделяются три образовательных ступени: начальная (1-4 классы), основная (5-9 классы), старшая (10-11классы).

     Стратегическими целями образовательной программы начальной ступени являются: формирование у учащихся желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.

     Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу начального общего  образования:

1. Реализовать основную  образовательную программу начальной  школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)

2. Обеспечить комфортные  условия смены  ведущей деятельности  – игровой на учебную. Создать  условия для овладения  высшими  формами игровой деятельности.

3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности.

4. Создать условия для  творческой продуктивной деятельности  ребёнка.

5.  Создать пространство  для социальных практик младших  школьников  и приобщения их  к общественно значимым делам.

 

 

     Целями  образовательной программы основной ступени являются:

Создание условий для получения школьниками качественного современного образования и формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной траектории;

     Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу основного общего  образования:

1. Реализовать  образовательную  программу основной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки одновозрастные и  разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.), с постепенным расширением  возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы.

2. Подготовить учащихся  к выбору и реализации индивидуальных  образовательных траекторий.

3. Организовать систему  социальной жизнедеятельности  и  группового проектирования социальных  событий, предоставить подросткам  поле для самопрезентации и  самовыражения в группах сверстников  и разновозрастных группах.

4. Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.

    Целями образовательной программы старшей ступени являются:

Создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника;

     Для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, продолжить образование в соответствии с выбранной профессией.

 

 

     Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу полного общего  образования:

1. Реализовать  образовательную программу старшей школы в  организационно-учебных  базовых элементах и формах высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги).

2. Подготовить учащихся к осуществлению процессов самостоятельного конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета, понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний).

3. Сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений.

4. Организовать систему социальной жизнедеятельности  и группового проектирования социальных  событий.

5. Организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых  оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ между обучением и образованием

 

         Обучение, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания. Главный путь получения образования — обучение в учебных заведениях различного типа. Однако обучение осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и др. сферах. Помимо специально организуемого обучения, проводимого в определённом режиме под руководством преподавателей, большое значение имеет самообучение, обычно называемое самообразованием.

        Образование, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе обучения происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Обучение — необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Основной путь получения обучения — обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Комментарий высказывания В.М. Бехтерева: «Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную деятельную личность в лучшем смысле этого слова». (Вопросы общественного воспитания.) Приведите примеры педагогических ситуаций, подтверждающих данное высказывание

 

      Это действительно так, ведь мы знаем, что воспитание это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности. В данном определении наиболее точно говорится о интеллигентной  деятельности личности. Ведь воспитание это своеобразная целая научная часть, в которую входит и нормы поведения в различных местах, нормы этикета, морали, уважения окружающих людей, корректное и доброжелательное общение, адекватная реакция на происходящую как ситуацию, так и обстановку.

      Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания. Например, реакция класса на какой-то казус или неудачное обстоятельство при выступлении перед классом, основная масса рассмеётся, будет шептаться или ещё что то, как тот кто воспитан либо сделает вид, что ничего не случилось, или поддержит человека предложив свою помощь и т.д. Или например, какая то конфликтная ситуация, приводящая к драке, рукоприкладству без разбирательств.

      Воспитанный человек никогда не оскорбит, не скажет плохого, не наговорит ни на кого, не заставит чувствовать другого виновным без причины.

      Пример педагогической ситуации:

При проведении урока математики перед экзаменом, преподаватель объяснял новую тему, стоя у доски, при этом попросив соблюдать тишину в классе. В это время двое студентов, сидевших за последней партой, что-то рассматривали и громко смеялись. Преподаватель сделал замечание, попросил показать над чем они смеются, и предупредил их, сказав, что если они не будут слушать новую тему, то не сдадут экзамен. Студенты дерзко ответили и продолжали смеяться и перешептываться, после чего не получив знаний - не смогли сдать экзамен. Это и послужило им уроком в дальнейшем.

      Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека.

      Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Чувствуете разницу в этих двух последних определениях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее актуальная проблема профессиональной педагогики в современных условиях. Ее актуальность, определение объекта и предмета  исследования данной проблемы, гипотеза ее решения

 

    Важнейшая задача сегодня - укоренение новой мировоззренческой основы нашего образования. Мы говорим «новой» - в чем же существо необходимых изменений, от чего следует отказаться, что создать? Нужно отказаться от идеологического диктата в образовании. Необходимо вернуться к цивилизационной традиции, в лоне которой вырабатывается определенный тип личности, единственно способной продолжать жизнь наших народов, этносов России, объединенных в лоне великой мировой Православной цивилизации.

     Мировоззрение строится либо на традиции, либо на идеологии.

     Традиция складывается в течение сотен и тысяч лет. Это тот поток, уклад, дух жизни, с помощью которого одно поколение перенимало от предыдущих все необходимое для сохранения данного народа.

     Традиция - это всегда обновляющаяся жизнь, передаваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осуществлять свою особую миссию в этом мире. Вне традиции народ не может существовать, сохраняя свое особое лицо, он рассыпается, образуя население, организуемую извне массу.

     Сегодня идеология либерализма стремится подчинить себе отечественное образование, а это значит, что образование вынуждают доставлять средства для формирования типа личности, чуждой Православной цивилизации, не способной в ней жить, ее продолжать и поддерживать.

Информация о работе Характеристика и анализ образования как общественного явления