Игра как средство развития личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить игровую деятельность, как одно из средств развития личности дошкольника;
Объект исследования: Игровые методы и средства развития личности дошкольника;
Предмет исследования: Развитие внимания дошкольника в процессе игровой деятельности;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические предпосылки развития личности дошкольника в процессе игровой деятельности…………………………………………………6
1.1.Теоретические аспекты понятия «игра»………………………………6
1.2.Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
……………………………………………………………………………………11
1.3. Роль игры в развитии личности дошкольника………………………18
Глава II. Исследование значения игровой деятельности в развитии внимания дошкольника…………………………………………………………24
2.1. Развитие внимания, посредством игровой деятельности на уроке хореографии……………………………………………………………………..24
2.2. Анализ результатов педагогического исследования………………..27
Заключение…………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 3 курс.docx

— 34.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль игры  в развитии личности дошкольника.

Игра — ведущий вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн  отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения» [13;19].

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 - 7 лет. Последний год - приблизительно - дошкольного возраста можно считать переходным периодом от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л.С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций, а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом этапе та или иная функция выходит на первое место.

Игра создаёт «зону ближайшего развития» ребенка, выявляет его возможности и развивает их. Как никакая другая деятельность, игра даёт ребёнку возможность пережить чувство свободы, почувствовать свою значимость, эмоциональный комфорт.

Ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности и именно игра выполняет наиважнейшую роль и является этой деятельностью. С помощью игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития моторики детей, формирование нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ученика выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям других детей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения [2;5;6].

Подчинение правилам игры воспитывает у учащихся организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умения.

Одной из задач педагога во время игры является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнения движений в соответствии с возрастными особенностями учеников [8].

Если игра имеет в основе определенный замысел, то упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий. На уроках танца и хореографии больше всего используются пластические игры сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений знаний об окружающей жизни, профессиях, явлениях природы, образе жизни и повадках животных, птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений не просто играющих, а исполнителей.

Бессюжетные игры очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех учащихся. Такие игры очень нравятся детям, они требуют от учащихся большей самостоятельности, быстроты, ловкости, сообразительности [2;5;14;17].

Ярко выражена у дошкольников ролевая или, как ее иногда называют, творческая игра. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора, водителя, пирата – и образцы его действий. Ребенок старше 3 лет становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это делали [17].

Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для старших дошкольников важно подчинение правила, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. И собственно игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение.  Предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью .

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля.

В дошкольном возрасте у ребенка увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения.  В дошкольном возрасте сознание приобретает характеристики опосредованности, обобщенности, начинает формироваться его произвольность. В этом возрасте в основном складывается личность ребенка, т.е. формируются мотивационно-потребностная сфера и самосознание. В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Однако эти виды деятельности ребенок еще не осваивает полностью, так как мотивы, типичные для дошкольника, еще не соответствуют специфике труда и учения как видов деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, выполнять его инструкции, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий. Элементы учебной деятельности возникают первоначально внутри других видов деятельности в виде стремления ребенка чему-то научиться. Однако дети еще не могут отделить учебную задачу от практической, у них нет особого отношения ко взрослому как к обучающему человеку [7].

Широта круга видов деятельности ребенка-дошкольника показывает, что он овладевает разнообразным предметным содержанием. Расширяется и усложняется также сфера общения со взрослыми. Ведущими мотивами общения становятся мотивы познавательный и личностный. Ребенок обращается ко взрослому как к источнику знаний о природном и социальном мире. Дошкольник задает взрослым вопросы об окружающем мире, о людях, их отношениях и о самом себе.

Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником - это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик - физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя [7].

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [9].

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения [9].

Вывод по I главе: В этой главе я раскрыла понятие «игра», также проанализировала дошкольный возраст, и в заключении написала про роль игры в развитии личности дошкольника. После чего я сделала теоретический вывод: игра является основной формой деятельности и способствует развитию внимания дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Исследование значения игровой деятельности в развитии внимания дошкольника.

2.1Развитие внимания, посредством игровой деятельности  на уроке хореографии.

    Базой моего  исследования являлись ученики студии танца «Тандем» из группы «Барбарики». Я взяла для исследования 1 группу и подделила её на 2 подгруппы (контрольную и экспериментальную)  и провела там занятия в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Но в одной подгруппе я провела обычное занятие без применения игр, а в другой с применением  различных игр.  В конце сделала практические выводы по влиянию игр  на развитие  внимания у дошкольника.

Сценарий урока экспериментальной группы:

- приветствие;

- разминка, с использованием  различных игр (3-5 мин.). Динамические  упражнения направленные на разогрев  мышц, суставная гимнастика. Выполняется  сверху вниз. Для каждого упражнения  был подобран понятный ребёнку  образ:

•   Упражнения для головы:

Наклоны головы вправо, влево - говорю детям, что на одном и другом плече сидит маленькая птичка, и наклоняя голову послушайте как она поёт или, что говорит вам. И наблюдая за учениками, замечаю, что это не просто механическое исполнение упражнения. Появляется интерес в глазах, появляется любопытство, меняется выражения лица, дети начинают улыбаться.

 • Упражнения для кистей рук, плеч: «Кошечка», «мельница».

В первом упражнении нужно вытянуть прямую руку вперёд, плечи остаются на месте, пальцы сильно напряжены и расставлены, как «лапка с коготками у кошки». Затем, сжимая кисть в кулак, как будто, что-то поймали, резко сгибая руку в локте, держим её у плеча. Так поочередно исполняется движение правой, левой и обе руки. После этого идет наклон корпуса в сторону правую, левую, подбородок лежит на тыльной стороне кисти. В это время ребята говорят слова: «Сидит (лежит) кошка на окошке фрр.. .фрр...». Во втором упражнении дети самостоятельно исполняют движение руками, имитируя вращение «мельницы».

           • Упражнения для корпуса: «часики», т.е. наклоны корпуса в сторону сопровождаются словами «тик-так»; наклоны корпуса вперед - «жираф рвёт листики с кустика»; достаем руками до пола, «срываем ягодку», кладём ягодку в ротик и прогибаясь назад гладим себя по животу, тем самым показывая насколько вкусной была ягода; «американские горки»: исходное положение: ноги на ширине плеч, руки подняты высоко вверх, с возгласом «аааа» опускаем корпус вместе с руками вниз  и т.п.

- движения на середине, с использованием игр (5 мин.):

  • «Лесенка». Исходное положение  – стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе. Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга). Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка – внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.
  • «Хлопай-топай». Условие: если взрослый поднимает руки вверх – ребенок хлопает; если руки в стороны – топает; руки вниз – замирает.
  • танцевальные упражнения по кругу: бег, марш, плечи, каблук-носок, ходьба на полупальцах , приставные шаги (4-5 мин.);
  • дыхательная гимнастика, с целью развития навыков правильного дыхания во время движения (1-1,5 мин.): исходное положение: стоя на коленях, открываем рот, и махая руками на себя, забираем воздух от «жадного ветра», который хочет оставить нас без воздуха; исходное положение: ноги вместе, поднимаем правую руку вверх и сгибаем под углом 90 градусов, и начинаем закипать как «чайник», тем самым переходя от медленных выдохов к быстрым и энергичным.

Информация о работе Игра как средство развития личности дошкольника