Медиаобразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в том, чтобы исследовать проблемы средств массовой коммуникации в России и возможные пути внедрения медиаобразования в современный образовательный процесс.

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие и история медиаобразования. 5
1.1. Понятие медиаобразования 5
1.2. Зарождение медиаобразования в России 7
2. Медиаобразование на современном этапе. 15
2.1. Содержание медиаобразования. 15
2.2. Проблемы медиаобразования. 19
3. Внедрение медиаобразование в современную педагогику. 22
Заключение. 24
Список источников. 26

Файлы: 1 файл

Медиавоспитание.docx

— 54.42 Кб (Скачать файл)

    Знаменательным  для российского медиаобразования стал  1919 год, так как именно в это время в Москве была открыта первая в мире киношкола (сейчас это ВГИК - Всероссийский государственный институт кинематографии). Профессионалов в области кино пытались в 20-е годы выпускать и другие институты, но к началу 30-х они исчезли из-за разного рода экономических и идеологических причин.

    В 20-х годах кинематограф стал очень  популярен в детской и молодежной среде. В прессе того времени высказывалось опасение, что никакие законодательства, никакие запретительные системы и ограничения о посещении кино детьми и опыты регламентации детского кинофильма не спасут детей и подростков от развращающего влияния общих кино, оздоровление которых должно стать задачей дня.  Новый режим отреагировал на сложившуюся ситуацию: в 1922 году в Петрограде прошло первое совместное заседание работников государственной кинематографии и представителей так  называемой красной профессуры, которое утвердило план работы по введению в учебные заведения кино как учебного пособия. К.К.Парамонова считает, что именно с вопросов о школьном кино «началось обсуждение тематического направления детской кинематографии, изучение восприятия юного зрителя и влияния кинофильмов на психику ребенка», хотя кинообразование (более распространенный для того времени термин – «киноработа») еще не получило должного развития.

    С 1925 года в России интенсивно работало Общество друзей советского кино (ОДСК). Короткое время (с 1925 до своей смерти в июле 1926) его возглавлял «главный чекист и друг беспризорников» Ф.Дзержинский (1877-1926), что само по себе символизировало политическую значимость, которую Кремль придавал кинопросвещению. 

    Общество  имело собственный  устав, совет (который являлся центральным органом). В уставе ОДСК говорилось о непременном изучении «массового зрителя», о развитии политико-воспитательной работы «вокруг кинофильмов», о проведении докладов,  диспутов, выставок на тему просмотренных фильмов, о вынесении на страницы газет и журналов итогов проведенных мероприятий, анкетировании кинозрителей, а также о борьбе «против коммерческого уклона администраторов кинотеатров и правлений клубов в смысле показа идеологически невыдержанных, а подчас и вредных фильмов для массового зрителя». Появились первые киноклубы в школах и внешкольных детских учреждениях.

    Анализ  социокультурной ситуации 20-х годов  ХХ века позволяет сделать вывод, что в числе основных предпосылок  для создания ОДСК были следующие:

    - стремление властей сделать кино «орудием пропаганды  социалистического строительства», инструментом борьбы против вредного влияния «нэпманского», буржуазного  кинематографа;

    - официальное признание образовательного, просветительского значения киноискусства и повышение роли художественного воспитания во всей системе образования;

    - постоянно растущий интерес к кинематографу со стороны широких масс.

    Неудивительно,  что среди самых активных членов этой организации было много детей  и подростков: молодое поколение, как правило, быстрее и легче, чем взрослые, принимает и стремится познать всё новое и интересное.  

    Кстати, аналогию здесь провести нетрудно, так как совсем недавно таким же чудом для современного школьника (как,  впрочем, и для взрослого) был компьютер. Компьютерный бум буквально захлестнул людей, которых, казалось бы, трудно чем-то поразить: в ХХ веке они были свидетелями бурного развития кинематографа, рождения телевидения, видео и других, не менее удивительных открытий. Однако, в человеческой природе, по-видимому, заложено желание улучшать и совершенствовать этот мир, в надежде, что очередное  новое изобретение  сделает людей счастливыми…

    Почти каждая ячейка ОДСК стремилась приобрести кинокамеру для съемок местной хроники. Во всяком случае, в середине 20-х  годов  в Москве было около 50 коллективов  ОДСК, у которых имелась киноаппаратура, а в Питере - таких групп было 93. Аналогичные кружки, в которых показывали, смотрели, обсуждали и снимали фильмы, читались лекции, проводились выставки, работали в Астрахани, Вологде, Ростове-на-Дону, Воронеже, Томске, Омске, Новосибирске, Иркутске, Подольске и других городах.  Нехватка аппаратуры заставляла активистов ОДСКФ   идти на самые невероятные шаги. К примеру, в первой половине 30-х ребята из школьного кружка в Новосибирске сделали киноаппарат из жести по собственным чертежам, приладили к нему оптику из фотоаппарата и даже сняли этой камерой несколько короткометражных сюжетов.

      По инициативе Центрального совета  ОДСК в Москве были открыты  специальные учебные курсы для  кружковцев со всей страны, преподавателями  которых были Н.Зархи, А.Роом, В.Пудовкин и другие видные деятели российского киноискусства. Тексты лекций, прочитанных на этих курсах, издавались в виде методических брошюр.

    В ноябре 1927 года вышло Постановление  коллегии Народного комитета просвещения  «О разработке мероприятий по детскому кино», где впервые было решено издать ряд книг и пособий по вопросам кино, а также ввести в программу педагогических техникумов курс по «киноработе среди детей». Данный курс предполагал преподавание техники и методики «киноработы как в теоретическом, так и в практическом отношении».  В том же году открылись первые краткосрочные курсы кинопедагогов. Существовавший тогда в Москве Институт методов внешкольной работы одной из своих задач выдвинул «выработку организационных форм, содержания и методов массовой работы с детьми в кино, изучение запросов юных зрителей, кинофикацию школ, создание сети  детских кинотеатров со специальными работниками - кинопедагогами.

    После просмотра фильма рекомендовалось  проводить беседу с целью дать выход воспринятым образам, чувствам, мыслям, словом, всему что «таится в сознании ребенка и рвется наружу» для осознания этого сложного комплекса чувств и эмоций. При работе с детьми, которые в той или иной степени интересовались кино, перед педагогами ставилась цель воспитать в них «более глубокое отношение к кино как к искусству». Для этого предлагалось обращать внимание на приемы, которыми пользуется автор картины, как передает тот или другой элемент содержания. В то же время Ю.И.Менжинская беспокоилась о том, «чтобы дети не ощутили в этом какого-то ущемления своих прав. Больше того, в результате вмешательства организатора кинокружка они должны сразу почувствовать, что посещение кино для них еще заманчивее».

    По  мнению К.К.Парамоновой, многие педагоги тех лет начали видеть в кинематографе  «не просто учебное пособие, а  прежде всего искусство с его  огромными возможностями воспитательного воздействия».

    В период с 1918 по 1930 год  вышли в  свет двенадцать книг, фильмографических  изданий и сборников и тридцать одна статья по вопросам, связанным  с использованием кино в учебно-воспитательной работе школы. К примеру, в 1925 году была опубликована одна из первых в России книг по проблемам кинообразования - «Кинематограф и дети». Ее автор  П.И.Люблинский рассуждал о влиянии  кино на школьную аудиторию, о возможных  педагогических  подходах использования  экранного искусства в тогдашних  условиях.

    В своей работе «Школьное кино» (1929) Н.Ф.Познанский предложил методические рекомендации по интеграции литературы и кино. Именно словесное описание кинофильмов являлось, по его мнению, одним из приемов работы. Детям предлагались различные задания, развивающие память и воображение (провести устные аналогии сцен из фильма, словесно воссоздать какие-либо эпизоды картины и т.д.). Большое внимание уделялось лекциям, предварительной подготовке аудитории к восприятию кинофильмов.

    В.И.Пудовкин подчеркивая роль кино в духовном воспитании человечества, режиссер отмечал, что «кино может стать в равной мере источником величайшего добра или же величайшего зла  в зависимости от того, чей интеллект или чьи руки создают картину». Кроме того, В.И.Пудовкин одним из первых обратил внимание на важность изучения типологии зрительского восприятия: «Есть такой элемент, который не хочет думать над картиной, и если его толкают на какие-то мыслительные движения, он воспринимает это как насилие над ним».

    Однако  с 1932 года, то есть с принятия партийного постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» и прозвучавшего на нем вывода о «количественном  и качественном росте» литературы и  искусства, работа ОДСКФ (тогда уже  «Общества за пролетарское кино и  фотографию») была практически сведена на нет. Власти посчитали, что данная организация уже не нужна. Несмотря на строгую цензуру, клубы ОДСКФ в той или иной степени развивали не только самодеятельное творчество, но и критическое мышление аудитории, а, следовательно, могли вызвать и нежелательные для тогдашних властей мысли, касающиеся не только фотографии, прессы или кино, но и окружающей жизни, социального устройства страны. Да и камеры любителей из ОДСКФ тоже могли снять что-то не слишком парадное, не санкционированное свыше. 

    Я привела в своей работе лишь самое  начало развития медиаобразования в  России. Но я считаю это наиболее важным этапом, потому как, во-первых, наглядно показано, что медиаобразованию в  нашей стране уже сто лет, а  это почетный возраст для направления  в образовании; во-вторых, начало прошлого века отражает основные аспекты и  тенденции развития медиаобразования. В последующие годы менялась идеология, степень цензуры, финансирования, политическая и экономическая жизнь страны и этапы  угасания или расцвета педагогики с помощью средств массовой коммуникации не сложно проследить по этапам смены власти. В разные периоды закрывались и открывались киноклубы, кружки юнкоров деткоров, со временем появляется радио, телевидение, интернет, а значит, с их появлением, становится все больше средств массовой коммуникации и педагоги разных эпох признавали и признают важность умения этими средствами пользоваться и уметь в них ориентироваться.

 

2. Медиаобразование  на современном  этапе.

2.1. Содержание медиаобразования.

    Посмотрим, каково же содержательное наполнение медиаобразования сегодня.

    Нынешнему ученику приходится жить в совершенно иной информационно-коммуникативной  среде; иными становятся и механизмы  адаптации к ней и информационной защиты.

    Напомним, что для  наиболее эффективной реализации целей медиаобразования необходимо учитывать соблюдение следующих условий:

    • реализация принципа универсальности информации (наличие развитого языка массовой коммуникации);
    • свободы выбора информационного канала;
    • равенства реципиентов перед информацией.

    В этом случае возникает не просто полноценный  диалог учителя и ученика, но реализуется  новый тип работы с информацией, когда учитель, ученик и СМИ вступают в трехстороннее общение. Это  имеет особое значения для воспитания (вводится постоянный фактор учета  чужого мнения, в явной или скрытой  форме присутствующего в сообщениях СМИ), для формирования ценностных ориентаций личности. Формирование основ критического мышления в этом случае отталкивается  от самостоятельности суждения и  аргументации и характеризует движение к пониманию и интерпретации  информации, освоению образного мышления (как эстетического, так и внеэстетического). В идеале итогом становится реализация творческого потенциала личности в  любой форме: от устных выступлений  до самостоятельной  работы над базами данных, сайтами, видеофильмами и другими вариантами групповых или индивидуальных творческих проектов.

    Развитие  общества предъявляет новые требования к образованию. С одной стороны, изменяется его содержание, с другой — возникает необходимость качественно  новых методик преподавания, которые  позволяли бы увязать разнообразие всей внешкольной информации  и концепций, предлагаемых в различных пособиях, в единую систему знания. Не стоит забывать и о том, что должна быть фактически создана заново и система воспитания, поскольку сложившиеся за более чем семьдесят лет  ценностные ориентации подвергаются активному пересмотру.

    Неудержимо  возрастает поток новых знаний, фактов, концепций, подходов,  возникает  и проблема использования информации, получаемой по каналам массовой коммуникации (телевидение, радио, кинематограф, массовая печать, компьютерные информационные сети). Зачастую для подростков мнение «независимого» источника информации (друзей, случайных знакомых, ведущих телепередач, авторов статей из газет и журналов)  куда более авторитетно, чем тот взгляд на события, который предлагает школа. Бульварный роман или эмоциональные комментарии диктора в информационной телепрограмме могут сыграть огромную роль в формировании взглядов и ценностных установок ученика. Сейчас, когда содержание и пути распространения информации в сетях массовых коммуникаций практически не контролируются, проблема самостоятельности мышления ученика, формирования его взглядов, ценностей и идеалов под влиянием информационного хаоса требует  поиска путей упорядочения информационного  пространства, формирования новой системы навыков общения с информацией. По прогнозам исследователя и социолога С.П. Кросса (C.P.Cross), в будущем более 85 % трудоспособного населения будет работать в областях, связанных с созданием, передачей, потреблением информации.

Информация о работе Медиаобразование