Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:40, доклад
Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Билет №30
Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования
1. Каждый имеет право на
2. Гарантируются общедоступность
и бесплатность дошкольного,
3. Каждый вправе на конкурсной
основе бесплатно получить
4. Основное общее образование
обязательно. Родители или
5. Российская Федерация
Образование - "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)". (Закон об образовании) Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
Система образования в РФ представляет
собой совокупность следующих взаимодействующих
компонентов: - преемственных образовательных
программ различных уровня и направленности,
федеральных государственных
Гражданам РФ гарантируется возможность
получения образования
Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2011-2015 годов).
Главная задача модернизации российской системы образования:
обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
1.1. Основные направления
В 2002 году в нашей стране принята
«Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года».
В концепции модернизации российского
образования определена главная
задача государственной
Основополагающий документ, устанавливающий стратегию и основные направления развития образования, -- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Таким образом, модернизация образования
-- это масштабная программа государства,
в рамках которой разработан и
уже реализуется план конкретных
мероприятий. Среди них выделим
те, которые относятся к
1) обновление содержания
2) разработка и принятие
3) введение единого
4) введение профильного обучения
на старшей ступени
Остановимся на одном из направлений
едином государственном экзамене (ЕГЭ)
в форме всеобщего
ЕГЭ является централизованным выпускным экзаменом по всей Российский Федерации, и одновременно служит вступительным экзаменом в вузы.
Тесты как одна из форм контроля знаний, безусловно, имеют право на существование, особенно в условиях, когда за короткое время надо проверить общий уровень грамотности человека. С тестами приходится сталкиваться не только школьникам, но и взрослым людям, например, при устройстве на работу. Поэтому представлять себе особенности выполнения тестовых заданий должен любой грамотный человек.
В то же время реформа образования в ее нынешнем виде приведет к тому, что школьное образование сведется к натаскиванию на единое тестирование. Опасность увлечения тестами состоит в том, что целенаправленная подготовка к ним влияет на образ мышления человека, сильно ограничивает его возможности и уничтожает творческий характер личности. Ситуация, когда нет самостоятельного решения, а есть только выбор между предложенными кем-то вариантами ответов, хороша только для инертных, ограниченных людей. Именно таких выпускников школ мы и будем получать лет через десять, если тестирование примет единый и всеобщий характер.
Еще одно принципиальное возражение против ЕГЭ состоит в том, что он имеет существенные методологические и организационно-правовые ограничения. Даже корректно составленный тест не позволяет объективно оценить умение школьника думать, т.е. рассуждать и делать выводы. Совершенно очевидно, что тестирование (но не ЕГЭ!) можно использовать как одну из форм контроля работы средних школ, но ни в коем случае -- как единственный монопольный механизм доступа к высшему образованию. Вузы должны сохранить большую самостоятельность в выборе правил приема абитуриентов; в частности, на время проведения эксперимента можно предоставить вузам право засчитывать результаты ЕГЭ по непрофильным дисциплинам.
Основными плюсами ЕГЭ можно назвать то, что он, позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах, и облегчил процесс поступления в вузы, в т.ч. выпускников из периферийных регионов страны. Документы на получение образования можно подавать одновременно в несколько вузов. Если выпускник не смог поступить в этот год в вуз, то результаты сданного им ЕГЭ будут действовать и на следующий. И, наконец, если кто-то из выпускников не собирается дальше продолжать учиться, то он может ограничиться сдачей двух экзаменов, и с легкостью получить аттестат об окончании школы.
222222222222222222222222222222
В итоге некачественных бюрократических
новаций, концепций и реформаций
средняя общеобразовательная
Отрицательные последствия свершившейся
подмены предмета обучения в школе
проявляют себя каждый день. В ещё
большей мере они проявятся в
недалёком будущем. Уже стало
фактом запланированное удушающее
сокращение образовательного бюджета
с 5,1 % от суммарных расходов федерального
бюджета в 2011 году до 3,3 % в 2014 году (3).
При оптимальных значениях
Ухудшением количественных и качественных
характеристик научно-
Система образования оказалась в полной финансовой и административной зависимости от неадекватно функционирующего Министерства образования и науки. Главными латентными целями этого министерства стали коммерциализация образования и установление властной вертикали.
Забытый юбилей
Можно обманывать часть народа все время,
и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать
весь народ всё время.
Авраам Линкольн, 16-й президент США.
За последние двадцать лет на
социум обрушилось множество программ,
концепций, реформ, модернизаций, инноваций
- все преимущественно
29 декабря 2001 г Правительство
РФ распоряжением 3-1756 -р одобрило
Концепцию модернизации
3 сентября 2005 года была утверждена
Концепция Федеральной целевой
программы развития
Прошли установленные сроки действия этих концепций, но страна так и не дождалась официального подведения итогов их выполнения. Как были потрачены миллиарды бюджетных рублей и долларовых заимствованных за рубежом средств, выделенных на развитие образования, остаётся тайной.
Открытые отчёты царского, дореволюционного министерства образования, документально подтверждённые с точностью до копейки, хранятся лишь в научных библиотеках, как молчаливое назидание беспредельному и безотчётному своеволию современных российских чиновников сферы образования.
Образовавшийся вакуум министерской
отчётности частично восполнила статья
Александра Абрамова. Его вывод таков:
десятилетие программы
Вот данные из выступления О.Н. Смолина
на пленарном заседании
В России в настоящее время не лечат, не учат, не просвещают - оказывают услуги. Теория и практика т.н. услуг разрушает всё духовное содержание социальной работы. Наконец, проект бюджета на 2012-2014 гг. предполагает, что в 2014 г. российское образование получит из федерального бюджета денег на четверть меньше, чем в 2011 г. Куда дальше? - спрашивает О.Н.Смолин (7).
Истоки и причины кризиса
Бюрократия - это система управления, которая работает в сфере экономической нерентабельности.
Алвин Тоффлер
Эдуард Днепров выделил три
источника и три составные
части нынешнего школьного
Главной причиной ускоряющихся процессов
деградации сферы образовании он
считает отсутствие позитивной образовательной
политики. Государство, по сути, потеряло
интерес к образованию и
Случилась, как предсказывал К.Маркс, подмена общественного интереса частным, "присвоение государства" чиновничеством.
А.Оболонский выделил органическую неспособность бюрократии решать подлинные проблемы, отсутствие у неё государственного разума и извращённое восприятие действительности. Отрыв бюрократии от практики, предвзятость, произвол, возрастающий по мере продвижения к вершине бюрократической иерархии и формализм. Наиболее известная характеристика бюрократии - её отчуждение от общества (10).
На принципиальной смене образовательной
политики настаивает А. Лубков. Он пишет
о необходимости достижения синтеза
национальных и культурных традиций
российского образования с
Информация о работе Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования