Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:40, доклад

Описание работы

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Файлы: 1 файл

модернизация государственной системы образования.docx

— 72.47 Кб (Скачать файл)

Билет №30

 

 Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной  основе бесплатно получить высшее  образование в государственном  или муниципальном образовательном  учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование  обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение  детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает  федеральные государственные образовательные  стандарты, поддерживает различные  формы образования и самообразования.     

                   Образование - "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)". (Закон об образовании) Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

Система образования в РФ представляет собой совокупность следующих взаимодействующих  компонентов: - преемственных образовательных  программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных  стандартов и федеральных государственных требований;        - сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;                -органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;-объединений юридических лиц.

Гражданам РФ гарантируется возможность  получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство  создает гражданам с ограниченными  возможностями здоровья, то есть имеющим  недостатки в физическом и (или) психическом  развитии, условия для получения  ими образования, коррекции нарушений  развития и социальной адаптации  на основе специальных педагогических подходов.

Организационной основой государственной  политики Российской Федерации в  области образования является Федеральная  целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2011-2015 годов).

Главная задача модернизации российской системы образования:

обеспечение современного качества образования  на основе сохранения его фундаментальности  и соответствия актуальным и перспективным  потребностям личности, общества и  государства.

 

1.1. Основные направления модернизации  образования

 

В 2002 году в нашей стране принята  «Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года». В концепции модернизации российского  образования определена главная  задача государственной образовательной  политики - обеспечение качества образования  на современном уровне при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности. общества и государства.

 

Основополагающий документ, устанавливающий  стратегию и основные направления  развития образования, -- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством  государственной политики в области  образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

 

Таким образом, модернизация образования -- это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и  уже реализуется план конкретных мероприятий. Среди них выделим  те, которые относятся к общеобразовательной  школе:

 

1) обновление содержания образования  и совершенствование механизмов  контроля за его качеством;

 

2) разработка и принятие государственных  стандартов общего образования;  разгрузка содержания образования;

 

3) введение единого государственного  экзамена;

 

4) введение профильного обучения  на старшей ступени общеобразовательной  школы.

 

Остановимся на одном из направлений  едином государственном экзамене (ЕГЭ) в форме всеобщего тестирования. Именно к этому новшеству отношение  со стороны учителей, работников высшей школы и научных работников почти  единодушно отрицательное.

 

ЕГЭ является централизованным выпускным  экзаменом по всей Российский Федерации, и одновременно служит вступительным  экзаменом в вузы.

 

Тесты как одна из форм контроля знаний, безусловно, имеют право на существование, особенно в условиях, когда за короткое время надо проверить общий уровень  грамотности человека. С тестами  приходится сталкиваться не только школьникам, но и взрослым людям, например, при  устройстве на работу. Поэтому представлять себе особенности выполнения тестовых заданий должен любой грамотный  человек.

 

В то же время реформа образования  в ее нынешнем виде приведет к тому, что школьное образование сведется к натаскиванию на единое тестирование. Опасность увлечения тестами  состоит в том, что целенаправленная подготовка к ним влияет на образ  мышления человека, сильно ограничивает его возможности и уничтожает творческий характер личности. Ситуация, когда нет самостоятельного решения, а есть только выбор между предложенными  кем-то вариантами ответов, хороша только для инертных, ограниченных людей. Именно таких выпускников школ мы и будем  получать лет через десять, если тестирование примет единый и всеобщий характер.

 

Еще одно принципиальное возражение против ЕГЭ состоит в том, что  он имеет существенные методологические и организационно-правовые ограничения. Даже корректно составленный тест не позволяет объективно оценить умение школьника думать, т.е. рассуждать и  делать выводы. Совершенно очевидно, что  тестирование (но не ЕГЭ!) можно использовать как одну из форм контроля работы средних  школ, но ни в коем случае -- как единственный монопольный механизм доступа к  высшему образованию. Вузы должны сохранить  большую самостоятельность в  выборе правил приема абитуриентов; в  частности, на время проведения эксперимента можно предоставить вузам право  засчитывать результаты ЕГЭ по непрофильным дисциплинам.

 

Основными плюсами ЕГЭ можно  назвать то, что он, позволяет  сравнивать качество образования в  разных школах и регионах, и облегчил процесс поступления в вузы, в  т.ч. выпускников из периферийных регионов страны. Документы на получение образования  можно подавать одновременно в несколько  вузов. Если выпускник не смог поступить  в этот год в вуз, то результаты сданного им ЕГЭ будут действовать  и на следующий. И, наконец, если кто-то из выпускников не собирается дальше продолжать учиться, то он может ограничиться сдачей двух экзаменов, и с легкостью  получить аттестат об окончании школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222

 

В итоге некачественных бюрократических  новаций, концепций и реформаций средняя общеобразовательная школа  уже давно не выполняет своих  обязанностей учить детей основам  наук, необходимым для жизни компетенциям усложняющемся мире. Вместо этого  власть погрузила всю систему  общего среднего образования в подготовку к некачественному ЕГЭ.

 

Отрицательные последствия свершившейся подмены предмета обучения в школе  проявляют себя каждый день. В ещё  большей мере они проявятся в  недалёком будущем. Уже стало  фактом запланированное удушающее  сокращение образовательного бюджета  с 5,1 % от суммарных расходов федерального бюджета в 2011 году до 3,3 % в 2014 году (3). При оптимальных значениях порядка 7%. Кто теперь поверит, что Правительству  РФ действительно нужны образованные граждане?

 

Ухудшением количественных и качественных характеристик научно-педагогических кадров, ухудшением материально-технической  базы образовательных учреждений характеризуется  и высшая школа. В настоящее время  она проявляет себя нарастающим  отставанием от ведущих западных стран в вопросах применения современных  обучающих технологий, адекватных процессам  становления информационных обществ (4).

 

Система образования оказалась  в полной финансовой и административной зависимости от неадекватно функционирующего Министерства образования и науки. Главными латентными целями этого министерства стали коммерциализация образования  и установление властной вертикали.

 

Забытый юбилей

 

Можно обманывать часть народа все  время,

и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать

весь народ всё время.

Авраам Линкольн, 16-й президент  США.

 

За последние двадцать лет на социум обрушилось множество программ, концепций, реформ, модернизаций, инноваций - все преимущественно коммерческого  толка. Проводятся заседания Госсовета  по вопросам развития образования. Концепции  развития образования принимались  с завидной регулярностью. С такой  же регулярностью они не выполнялись.

 

29 декабря 2001 г Правительство  РФ распоряжением 3-1756 -р одобрило  Концепцию модернизации российского  образования на период до 2010 г. 3 сентября 2005 года была утверждена  Концепция Федеральной целевой  программы развития образования  на 2006-2010 годы, на реализацию которой  было выделено 1,6 млрд. долларов США.  Кроме того, предполагалось привлечь  еще более половины миллиарда  долларов внебюджетных средств,  в том числе Всемирного банка  и Международного банка реконструкции  и развития.

3 сентября 2005 года была утверждена  Концепция Федеральной целевой  программы развития образования  на 2006-2010 годы, на реализацию которой  было выделено 1,6 млрд. долларов США.  Кроме того, предполагалось привлечь  ещё более половины миллиарда  долларов внебюджетных средств,  в том числе Всемирного банка  и Международного банка реконструкции  и развития.

 

Прошли установленные сроки  действия этих концепций, но страна так  и не дождалась официального подведения итогов их выполнения. Как были потрачены  миллиарды бюджетных рублей и  долларовых заимствованных за рубежом  средств, выделенных на развитие образования, остаётся тайной.

Открытые отчёты царского, дореволюционного министерства образования, документально  подтверждённые с точностью до копейки, хранятся лишь в научных библиотеках, как молчаливое назидание беспредельному и безотчётному своеволию современных  российских чиновников сферы образования.

 

Образовавшийся вакуум министерской отчётности частично восполнила статья Александра Абрамова. Его вывод таков: десятилетие программы модернизации образования не отмечалось потому, что ненужные её пункты перевыполнены, а нужные провалены (5). В программе, - отметил он, - декларировалось "осуществление  специальных мер по поддержке  сельской школы, а также её реструктуризации". С поддержкой дело обстояло очень  плохо, но реструктуризация была резвая: число школ за десять лет сократилось  с 63 тыс. до 48 тыс. А высшая школа превратилась в крайне раздутый чёрный рынок по продаже дипломов. Системы начального и среднего профессионального образования  разрушены. Школа превратилась в  место "натаскивания" на ЕГЭ. Чиновники  наслаждаются полным отсутствием публичной  отчётности, то есть законченной безответственностью. Очевидно, необходима принципиально  новая образовательная политика (6).

 

Вот данные из выступления О.Н. Смолина  на пленарном заседании Государственной  Думы ФС РФ. Самые тревожные - данные по человеческому потенциалу. В целом  по этому показателю Россия из десятки  лидеров переместилась на 65 место. По долголетию: из тридцатки - на 97 место. По образованию: из тройки - на 53 место. По отношению к прожиточному минимуму бюджетная заработная плата профессора сократилась втрое, студенческая стипендия - вчетверо, стипендия аспиранта - в 6,5 раз, учащегося ПТУ - в 11,5 раз.

 

В России в настоящее время не лечат, не учат, не просвещают - оказывают  услуги. Теория и практика т.н. услуг  разрушает всё духовное содержание социальной работы. Наконец, проект бюджета  на 2012-2014 гг. предполагает, что в 2014 г. российское образование получит  из федерального бюджета денег на четверть меньше, чем в 2011 г. Куда дальше? - спрашивает О.Н.Смолин (7).

 

Истоки и причины кризиса 

 

Бюрократия - это система управления, которая работает в сфере экономической  нерентабельности.

Алвин Тоффлер 

 

Эдуард Днепров выделил три  источника и три составные  части нынешнего школьного кризиса: коллапс школьной экономики, паралич  образовательной политики и катастрофическое отставание школьного образования  от потребностей современной жизни (8).

 

Главной причиной ускоряющихся процессов  деградации сферы образовании он считает отсутствие позитивной образовательной  политики. Государство, по сути, потеряло интерес к образованию и отстранилось от этой сферы, отдав её на откуп  образовательному ведомству. В результате фактически произошла ведомственная  приватизация образовательной политики, господство в образовании ведомственных  интересов над государственными и общенациональными (9).

 

Случилась, как предсказывал К.Маркс, подмена общественного интереса частным, "присвоение государства" чиновничеством.

 

А.Оболонский выделил органическую неспособность бюрократии решать подлинные  проблемы, отсутствие у неё государственного разума и извращённое восприятие действительности. Отрыв бюрократии от практики, предвзятость, произвол, возрастающий по мере продвижения к вершине  бюрократической иерархии и формализм. Наиболее известная характеристика бюрократии - её отчуждение от общества (10).

 

На принципиальной смене образовательной  политики настаивает А. Лубков. Он пишет  о необходимости достижения синтеза  национальных и культурных традиций российского образования с инновационным  вектором развития страны. И полагает, что только с опорой на эти основания  и возможно какое-либо успешное продвижение  вперед. И здесь необходима целая  программа выхода из кризиса образовательной  системы и её последующего переформатирования на общенациональное развитие.

Информация о работе Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования