Отношение студентов к тестам по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: выявить отношение студентов к проведению и разработки тестовых заданий при контроле знаний
Для достижения данной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить понятие тест, рассмотреть классификацию
2. Проанализировать требования, предъявляемые при разработки тестовых заданий;
3. Изучить отношение студентов по направлению «Социология» о проведении и разработки тестовых заданий при контроле знаний

Содержание работы

Введение 5
1Тесты в образовании. Его сущность, понятие, классификация 9
1.1 Понятие теста и его сущность 9
1.2 Классификация учебного тестов…………………………..........................11
2 Качество как главный фактор при разработки тестов 14
2.1 Критерии качества учебного теста 14
2.2 Требования к тестовым заданиям 15
3 Разработка учебных тестов по социологии с учетом мнения студентов 19
3.1 Отношение студентов к проведению тестов 19
3.2 Качество и целесобразность тестов по социологии по мнению студентов……………………………………………………………………….21
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение А Анкета «Отношение студентов к учебному тесту» 27

Файлы: 1 файл

Разработка учебных тестов по социологии.docx

— 54.85 Кб (Скачать файл)

в) тематический,

г) рубежный,

д) итоговый.

4. По средствам предъявления:

1) бланковые (тесты «бумага и карандаш»), эти тесты в свою очередь можно разделить на два вида:

а) с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся 
тестовые задания и в которых испытуемый фиксирует результаты;

б) с использованием бланков, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы (фиксируют ответы). Бланки предъявляются отдельно от заданий;

2) предметные – в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;

3) аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления;

4) практические – появившиеся относительно недавно эти тесты сходны с известными у нас лабораторными работами (по химии, физике, биологии и пр.), однако снабженные соответствующими инструкциями и имеющие тестовое оснащение);

5) компьютерные

На сегодняшний день существует достаточно большое количество классификаций учебных тестов по разным критериям. Главная задача подобных классификаций помочь спроектировать тест направленный на определенную цель, для достижения которой следует создать тест по определенной методики.

 

2 Качество как главный фактор при разработке тестов

 

2.1. Критерий качества учебного теста

 

 

Как инструмент для проведения педагогического измерения тест должен удовлетворять определенным критериям качества.

1. Дифференцирующая способность теста

Кривая распределения тестовых баллов должна быть достаточно широкой. Существуют статистические методы оценки того, на сколько каждое задание теста способствует выполнению данного критерия.

2. Валидность теста

Содержательная валидность теста означает, что задания теста полностью охватывают, и при том в нужной пропорции, все основные аспекты той области знания, подготовленность в которой этот тест оценивает, измеряет.

Составить тест валидный по содержанию могут только опытные специалисты-предметники, хорошо представляющие соответствующие учебные стандарты и программы, учебники, методику преподавания, а также владеющие основами тестологии. Оценить валидность по содержанию могут только независимые опытные эксперты.

Валидность зависит от качества заданий, их числа, от степени полноты и глубины охвата содержания учебной дисциплины по данной теме в заданиях теста, от баланса и распределения заданий по трудности, от метода отбора заданий в тест и др.

3. Надежность теста.

Надежность понимается как мера одинаковости, повторяемости или связанности двух измерений одного и того же качества одним и тем же тестом или его параллельными вариантами.

На практике используются три основных метода оценки надежности теста:

1. Повторное тестирование (ретестирование).

2. Параллельное тестирование.

3. Расщепление теста на  части.

Первый метод состоит в проведении повторного тестирования через некоторый интервал времени теми же заданиями. Надежность теста вычисляется как мера корреляции между результатами двух проверок.

Недостаток метода: неопределенность интервала времени (от двух недель до 6 месяцев), испытуемые знают содержание теста, интеллектуально выросли за прошедшее время и т.д.

Второй метод – повторное тестирование по параллельному тесту. Интервал времени может быть минимальным.

Метод расщепления теста на части применяется тогда, когда повторное тестирование нежелательно, и существует только один вариант теста. Самое простое деление – на две части. При этом распределение оценок за выполнение всего теста в целом должно быть близко к распределению оценок при выполнении частей теста. Надежность определяется качеством заданий, условиями проведения тестирования, психологическим состоянием тестируемых и др. факторами [6, c. 148-149].

Таким образом, такие критерии как надежность, валидность и дифференцирующая способность теста помогают определить качество теста, выявить действительно ли он такие педагогические тесты могут выполнять свою основную функцию – контролировать и определять уровень знаний студентов.

 

 

 

 

 

2.2. Требования  к тестовым заданиям

 

 

Сегодня выделяют две основные формы тестовых заданий – открытая и закрытая форма. Обе этих формы имеют свои достоинства и недостатки. Достоинства тестовых заданий закрытой формы, в которых испытуемые выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания. состоит в их технологичности, допускающей использование в процедуре тестирования компьютерных технологий без опаски неправильной обработки введенного ответа. Недостатком, однако, является возможность угадывания, которая уменьшается с ростом числа предложенных ответов.

Задания открытой формы, требуют при выполнении самостоятельного формулирования ответов. Эти задания являются для испытуемых более трудными, чем задания в закрытой форме. Легче выбрать правильный ответ, основываясь иногда не на знаниях, а на интуиции, чем самому его сформулировать. Но именно это свойство делает открытые задания очень привлекательными для педагога (растет надежность педагогического измерения). При использовании заданий этого типа легче обеспечить параллельность тестов по содержанию, трудности. Недостаток рассматриваемого типа заданий связан с проблемами, возникающими при компьютерном предъявлении заданий. В этом случае необходимы мощные средства обработки информации [7, с. 78-81].

Выбор формы задания зависит от целей тестирования и от содержания контролируемого материала.

Но не зависимо от выбора формы задания для них ест общие требования:

1) Задания должны быть направлены на проверку значимых элементов содержания, а не тех, которые проще формулируются или просты в обработке. К каждой серии заданий даются инструкции определенной формы («Выберите 1 правильный ответ», «Дополните», «Установите соответствие», «Установите правильную последовательность»). Так же каждому заданию присваивается свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания и выбранной стратегии тестирования.

2) Задания формулируются (преимущественно) в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа испытуемого.Текст задания должен исключать всякую двусмысленность и неясность формулировок. Он формулируется предельно кратко, т.е. освобождается от всякого постороннего материала, и должен иметь предельно простую синтаксическую конструкцию. В задании не используются слова, вызывающие различное понимание у испытуемых, а также слова, являющиеся подсказкой, например, «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

3) В заданиях, носящих составной характер (например, в группе заданий, относящихся к одному тексту), необходимо обеспечить, чтобы правильность выполнения одного задания не зависела от правильности выполнения другого задания данной группы и не дублировался объект контроля. В тексте задания исключается двойное отрицание, а терминология в не должна выходить за рамки учебной литературы, используемой в образовательном учреждении.

Кроме общих требований существуют и дополнительные требования к заданиям закрытой формы:

1) Формулировка основной части задания должна быть законченной, т.е. испытуемый должен из ее содержания понять, какую задачу ему предстоит выполнить, до анализа предложенных вариантов ответа. В ответы целесообразно включать не более двух-трех важных ключевых слов, при этом правильный ответ не должен отличаться какими-либо формальными признаками от неправильных ответов (дистракторов).

2) Из текста задания исключаются все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки. Следует избегать формулировок заданий с отрицанием. Если таковое используется, то соответствующее слово выделяется, например, «не зависит», «не является» и т.д. В утвердительных формулировках отрицание не используется.

3) Если ответ выражен в форме числа, то, как правило, эти числа должны располагаться упорядоченно от меньшего к большему или наоборот. При этом, если в ответе имеются числа 1, 2, 3, 4, 5, то они должны стоять под соответствующими номерами ответов. Все ответы должны быть перечислены либо строго друг под другом, либо в одну строку с тем, чтобы испытуемые не тратили времени на ориентировку в разнообразии возможных способов пространственного размещения ответов. Из числа тестовых заданий исключаются задания, требующие оценочных суждений и мнений испытуемого по какому-либо вопросу.

Данные требования помогут не только минимизировать случаи угадывания правильного ответа, но и существенно сократить время преподавателя на подготовку тестов. Так же следует отметить, что при выборе формы тестового заданий следует учитывать их достоинства и недостатки. Подобный подход позволит добиться более качественного результата проверки знаний у учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Разработка учебных  тестов по социологии с учетом  мнения студентов

 

    1. Отношение студентов к проведению тестов

 

 

В ходе исследования были получены следующие данные:

Опрошенные студенты следующим образом говорят о том какая форма проверки знаний является более предпочтительнее (таблица 1).

Таблица 1 – Предпочтительная форма проверки знаний, %

Варианты ответов

Процент от общего числа опрошенных

Устный ответ

25

Письменный ответ

25

Тестирование

50

Другое

0

Всего

100


 

 

Как видно из полученных данных, 50% респондентов выбрали вариант «тестирование», а по 25% респондентов выбрали варианты ответов «устный» и «письменный» ответ. 

При ответе на вопрос « В каких дисциплинах следует использовать тестирование?» мнение единодушно. Большинство респондентов думают, что целесообразно проводить тестирование по общим дисциплинам. 57% опрошенных выбрали этот вариант ответа.

Таблица 2 – На каких дисциплинах целесообразно проводить тестирование, %

Варианты ответов

Процент от общего числа опрошенных

Общие дисциплины

57

Профилирующие дисциплины

14

Общие и профилирующие дисциплины

29

Не на каких

0

Всего

100


 

 

Данный результат можно объяснить следующим образом:  как правило студенты более лучше усваивают полученные знания по профилирующим предметам в связи с большим количеством учебных часов выделенных на данные дисциплины. В связи с этим они больше уверенны в своих знаниях, в то время как общие дисциплины изучаются студентами не так тщательно. В результате можно сделать вывод о том, что студенты считают тестирование более легкой формой проверки знания.

 В подтверждении этого  вывода можно привести еще  одни данные. При ответе на  вопрос «Как правило довольны  ли вы своими результатами  по тестированию?» 78% опрошенных  выбрали ответ «Да» и лишь 22% ответили «Нет» (таблица 3). Это лишний раз доказывает, что для большинства студентов тест более легкая форма проверки знаний.

Таблица 3 –Довольны ли вы своими результатами по тестированию, %

Варианты ответов

Процент от общего числа опрошенных

Да

78

Нет

22

Всего

100


 

 

Таким образом, можно сделать вывод что отношение к тестированию у студентов весьма позитивное, но зачастую оно базируется только на внешней легкости прохождения тестирования, а не из-за личной заинтересованности.

 

3.2 Качество и  целесообразность тестов по социологии по мнению студентов

 

 

Оценивая в целом качество тестовых заданий по социологии (охват содержания курса, ясность формулировок, корректность ответов и т.п.) подавляющее большинство студентов дают среднюю оценку.

Таблица 4 – Как вы оцениваете в целом качество тестовых заданий , %

Варианты ответов

Процент от общего числа опрошенных

Низкая оценка

0

Скорее низкая

5

Средняя оценка

80

Скорее высокая

15

Высокая

0

Всего

100


 

 

В целом этот говорит о стабильности проведения подобного контроля, но также указывает и на существование определенных недостатков.

По поводу количества заданий в одном тесте для выявление реальных знаний у студентов по одной социологической дисциплины мнение разделилось.

 

Таблица 5 – Сколько должно быть вопросов в одном тесте для выявление реальных знаний студента по одной социологической дисциплины, %

Варианты ответов

Процент от общего числа опрошенных

10-14 вопросов 

19

15-19 вопросов

43

20-25 вопросов

38

Другое

0

Всего

100

Информация о работе Отношение студентов к тестам по социологии