Развитие слухового восприятия и речи

Дата добавления: 07 Декабря 2015 в 16:31
Автор работы: t********************@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать архив (10.98 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Razvitie_slukhovogo_vospriatia_i_rechi.doc

  —  39.50 Кб

Развитие слухового восприятия и речи 

 

 

 В первый  год жизни слепых детей развитие  деятельности сохранных органов  чувств происходит в менее  благоприятных условиях, чем у  зрячих, из-за выключения из их  взаимодействия зрительных компонентов. Отставание в развитии локомоций, длительная задержка в самостоятельном хождении ограничивают освоение дальнего пространства, значительно сокращают сферу предметной деятельности и являются причиной усугубления пассивности, возникающей у слепорожденных уже в первые месяцы жизни. Это, в свою очередь, влечет за собой большую зависимость слепого ребенка от взрослого.

 Эти  моменты, безусловно, затрудняют развитие  восприятий и их совершенствование. Общение играет активную роль  в развитии слепого, в усвоении  им общественного опыта и имеет свои особенности.

 Возникшее  на первой стадии системы компенсации  слепоты дифференцированное слуховое  восприятие и появляющиеся самостоятельные  вокализации (голосовые реакции) при  осязательном знакомстве с предметами  начинают играть у слепого  все более важную роль как средство общения с окружающими людьми. Слепой ребенок использует речевые звуки и слова для привлечения к себе внимания, для достижения определенных предметов. Отклик взрослых и их эмоциональное отношение к этому стимулируют как произнесение звуков и слов, так и слуховое восприятие слепого. Он начинает узнавать по голосам своих родных и близких, отличать их от чужих. В это же время происходит развитие и других сохранных органов чувств, которые дают возможность ощущать вкус, запах в связи с новыми формами принятия пищи, употреблением более разнообразных продуктов питания.

 Привлечение  слепого ребенка к участию  во всех этих действиях, побуждение  его через речь, называние предметов  и действий с ними развивают  понимание речи, активизируют его ответные реакции, т.е. формируют потребности соучастия в специфически человеческих и необходимых действиях с предметами.

 Речь  взрослого, обращенная к ребенку, не просто сопровождает действие, а является необходимым звеном, она привлекает внимание слепого к обследованию предметов, вызывает у него интерес и тем самым создает прочные связи между словом и осязаемым предметом, расширяет круг понимаемых речевых ситуаций. Развивается смысловая сторона речи слепого ребенка. Уже в начале второго полугодия он начинает искать источник звука, тянет к нему руки. В такой поисковой ситуации употребленное несколько раз слово (название данного в руки ребенка предмета) становится сигналом к поискам того же предмета в следующий раз. Свой поиск слепой, как и зрячий, сопровождает вокализацией (голосовыми реакциями) или звуками речи. На этой основе начинается интенсивное развитие речи слепого: углубляется ее понимание и активное самостоятельное использование.

 Для  предметных действий слепого  ребенка на первом году жизни  характерны неспецифические манипуляции, повторяемость действий и их однообразие. Слепой трясет, стучит предметами, сбрасывает их на пол, прислушивается к звукам, возникающим в результате их падения. Большую роль в развитии действий с предметами играет слово взрослого в сочетании с привлечением внимания ребенка, например, к игрушке, издающей звук.

 Понимание  слепым ребенком смысла слова, как и зрячим, проходит целый  ряд ступеней. На ранних этапах  значение понимаемого ребенком  названия предмета основывается  на эмоциональном переживании целой ситуации. Это приводит к отнесенности слова к широкому кругу различных предметов и действий, входящих в эту ситуацию, что свидетельствует о неумении ребенка обобщать в слове однородные предметы.

 В дальнейшем  слово начинает связываться с наличием конкретного предмета и лишь значительно позже – с появлением представлений: ребенок становится способным понять слово без наличия предмета.

 К полутора  годам понимаемые слова становятся  более стойкими и обобщенными: ребенок знает названия ограниченного круга окружающих предметов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может их оценить (хороший – плохой, большой – маленький). Развитие речевого общения слепого ребенка, как и зрячего, опирается на развитие фонематического слуха.

 Исследования  развития фонематического слуха  у ребенка раннего возраста  показывают, что в восемь месяцев  ребенок воспринимает ритмические  и интонационные особенности  фразы, но отдельных слов еще  не различает, в десять-одиннадцать  месяцев уже начинает выделять слова, но в них еще не различает фонем, а фиксирует лишь общую структуру слова, т.е. развитие понимания речи у ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным частям речи, от фразы к слову. Но развитый фонематический слух понимается как умение выделять отдельные звуки речи, т.е. предполагает еще более тонкую дифференциацию элементов речи, что наступает у нормально видящего ребенка к полутора-двум годам.

 Звуковое  общение свойственно слепому  ребенку и до шести месяцев. Примерно в восемь-девять месяцев возникает подражание звукам, состоящее в повторении именно того звука, который произносит взрослый. Подражание возникает обычно в ответ на действия только близких ему людей, связанных с ним положительно окрашенными эмоциональными отношениями. В десять-одиннадцать месяцев слепой ребенок способен повторить за взрослым новые звуки, а потом и новые слова, сопровождая ими действия.

 В возрасте  одного года ребенок имеет  от 1 до 20 активных слов, к полутора  годам – 36-95 слов, но во взаимоотношениях со взрослым зрячий ребенок еще не использует речь как средство общения, а пользуется более примитивными и более надежными для него формами общения – мимикой, жестами, неречевыми звуками.

 У ребенка  еще нет потребности в речевом  общении со взрослыми. Такая речь называется “автономной”, так как в ней не используется сложившаяся система языка окружающих. Примерно после полутора лет происходит скачок в развитии речи ребенка, и она начинает развиваться ускоренными темпами.

 Именно  в это время ребенок начинает требовать предметы, называя их, т.е. использует речь для общения, К двум годам у ребенка возникает описательная речь. В ответах на вопросы взрослого ребенок начинает употреблять описательное констатирующее предложение.

 Слепой  ребенок также в полтора-два года начинает использовать свою развивающуюся речь в качестве основного средства общения со взрослыми. Быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Общение слепого ребенка в этот период является еще самоцелью и направлено на само общение со взрослым, поэтому слепой, подражая взрослым, овладевает огромным запасом слов и целых предложений, непонятных ему по содержанию. Повторение и употребление слов с пока непонятными значениями не смущает слепого ребенка, так как в ответ на их употребление он получает отклик и радость со стороны взрослого. Это является стимулом дальнейшего накопления даже формального словаря, который он может употреблять в определенной ситуации и который является для него средством активного общения со взрослым.

 Активное  общение слепого ребенка со  взрослым в совместной предметной  деятельности обеспечивает образование  связи слова с обозначаемым  им предметом. Поэтому опора на  активное речевое общение и  есть тот обходной путь, который  обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка. Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся двигательно-мышечной системой обеспечивает основу для компенсации слепоты в этом возрасте.

 В связи  с этим огромный скачок в  развитии слепого происходит  именно в тот момент, когда  речевое общение включается в  предметное и когда действия  с предметами соответствуют их  прямому назначению и оказываются в центре активности слепого. Опыт речевого общения слепого ребенка со взрослым неминуемо приводит ребенка к необходимости использовать речь для все более правильного отражения объективных свойств предмета, так как это позволяет ребенку достигать большего эффекта в общении со взрослым в ходе совместной предметной деятельности. Использование взрослым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой – является условием лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.

 Интенсивно  развивающаяся речь слепого ребенка, активно использующего ее в основном как средство общения, является тем звеном, опираясь на которое возможно продвинуть психическое развитие слепого. Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных действий, дает возможность их совершенствовать. Развитие же предметных действий, в свою очередь, ведет к формированию осязания у ребенка.

 Сопровождение  всех действий речью, т.е. создание  и укрепление связи между словом, предметом и действием, позволяет  впоследствии использовать речь  в качестве коррекционного средства моторики, нарушенной слепотой. Речь взрослого может активно способствовать усвоению слепым ребенком предметных действий, не только за счет привлечения внимания к предмету и формулирования задачи: она позволяет руководить способами выполнения этой задачи. “Речь выступает в качестве носителя опыта действий: в ней этот опыт закреплен и через нее передается”


Описание работы
В первый год жизни слепых детей развитие деятельности сохранных органов чувств происходит в менее благоприятных условиях, чем у зрячих, из-за выключения из их взаимодействия зрительных компонентов. Отставание в развитии локомоций, длительная задержка в самостоятельном хождении ограничивают освоение дальнего пространства, значительно сокращают сферу предметной деятельности и являются причиной усугубления пассивности, возникающей у слепорожденных уже в первые месяцы жизни. Это, в свою очередь, влечет за собой большую зависимость слепого ребенка от взрослого.
Содержание работы
содержание отсутствует