Социализация как понятие и явление. Сущность и этапы социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:47, реферат

Описание работы

В течение жизни практически одного поколения в мире совершились научно-техническая, технологическая, «зеленая» и даже сексуальная революции.
В России произошли столь стремительные изменения социокулътурных и общественно-экономических реалий, что даже мас-штаб жизни поколения оказался слишком велик для определения их места на шкале исторического времени.

Файлы: 1 файл

соц педагогика.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Уральский Государственный Педагогический Университет

Факультет Социологии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Социальная педагогика»

на тему:

«Социализация как понятие и явление. Сущность и этапы социализации.»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 4 курса

группы 401

Кузнецова А.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2014г.

 

 

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА

 

Как мир меняется, и как я сам меняюсь...» — эти слова поэта может сказать о себе любой современный человек. Ведь изменения в окружающем мире действительно происходят на наших глазах. Мы — участники Истории (именно с большой буквы).

В течение жизни практически одного поколения в мире совершились научно-техническая, технологическая, «зеленая» и даже сексуальная революции.

В России произошли столь стремительные изменения социокулътурных и общественно-экономических реалий, что даже масштаб жизни поколения оказался слишком велик для определения их места на шкале исторического времени.

Мир меняется, а человек?

Человек не только свидетель, не только участник Истории. Он в большей или меньшей степени и ее творец. Но он не успевает за современной Историей. Он не может меняться столь же быстро, ибо несет в себе груз прошлой истории, который, как гири на ногах, сдерживают его, превращая в жителя различных эпох одновременно — сегодняшнего дня и дней минувших.

Существенно иначе обстоит дело, когда речь идет о детях. Они, образно говоря, стоят на плечах предыдущих поколений.

Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свои представления, образ жизни, профессию, стиль деятельности и мышления, далеко не всегда в состоянии это сделать.

Подрастающие поколения воспринимают реалии жизни как данность, других они не знают. Они органично вписаны в них, живут в них. Для них иного не дано.

Такие различия взрослых и юных связаны с тем, что их становление протекало по-разному. У тех и других оно определялось во многом врожденными задатками. Но условия, в которых эти задатки могли бы развиться или заглохнуть, существенно различалась в связи с изменениями, произошедшими и происходящими в окружающей человека предметной и социальной действительности.

Иными словами, развитие человека зависит от меняющихся условий его взаимодействия с окружающим миром.

Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром получил название «социализация».

В науки о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п.

Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Франклин Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, — «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Однако обращение к проблематике социализации началось задолго до широкого распространения соответствующего термина. По выражению одного из американских специалистов по теории социализации, вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом общества, «стар, как Библия». Он всегда был в центре внимания философов, писателей и авторов мемуаров, а в последней трети XIX в. стал интенсивно исследоваться социологами (Э.Дюркгейм) и социальными психологами (Г.Тард).

До оформления теории социализации в самостоятельную научную область исследования шли в рамках других традиционных проблем человекознания (о задачах воспитания, формирования и развития личности и общества, межпоколенной трансмиссии культуры и др.). С появлением в научном обиходе понятия «социализация» произошла переориентация этих работ в новое русло, и к середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Необходимо отметить, что до 60-х гг. XX в., говоря о социализации, все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость. Естественно, что столь недавнее обращение к изучению социализации на этих возрастных этапах не позволило накопить обширный эмпирический материал и внести соответствующие коррективы во многие концепции, построенные применительно к социализации человека в детстве, отрочестве, юности.

Социализация исследуется рядом отраслей человеко и обществознания.

 

Социология рассматривает процессы социализации в макросистеме общества; их соотношение с его социальной структурой, способом производства материальных благ, системой общественных отношений, политическим устройством; общественные и государственные институты социализации.

Социальная психология выявляет социализирующие функции непосредственного окружения человека: особенности различных общностей и их субкультур; межличностные отношения сверстников одного пола и разных полов, представителей разных поколений и этнических групп; внутригрупновые и межгрупповые взаимодействия и отношения.

Психология развития дает большой материал для изучения социализации, исследуя когнитивные процессы, восприятие, эмоциональные реакции, коммуникативные качества, защитные механизмы, психосексуальное развитие и т.д. на различных этапах жизненного цикла человека.

Этнология занимается монографическим и сравнительным изучением процессов взросления и социализации в различных обществах и культурах, выявляя этнические вариации развития индивидуальных и личностных характеристик человека, их зависимость от социокультурных факторов, истории общества, эволюции социальных институтов, стиля и средств социализации.

Педагогику занимает социализация человека на всех возрастных этапах в двух аспектах. Во-первых, она исследует сущность относительно социально контролируемой ее части — воспитания, его тенденции и перспективы, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Во-вторых, социология воспитания изучает общество как социализирующую среду, выявляет его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции, компенсации негативных влияний.

Междисциплинарный характер проблемы социализации человека позволяет считать, что ее изучение полезно и даже необходимо всем специалистам, которые так или иначе заняты познанием социальных процессов и становления человека на протяжении его жизни, а также тем, кто собирается посвятить себя работе с людьми. Поэтому предлагаемое пособие адресовано в первую очередь студентам, готовящимся работать в сферах психологии и психологического консультирования, социологии и социальной работы, педагогики и криминологии, а также проходящим обучение по другим социальным и гуманитарным специальностям.

Всем им полезно иметь в виду мысль крупнейшего ученого XX столетия Владимира Ивановича Вернадского: «Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, с другой — расширять охват его со всех точек зрения».

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, достаточно огрублено).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определен как субъект-объектный (общество — субъект воздействия, а человек — его объект).

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный.

 

Субъект-объектный подход в иследовании социализации

 

Субъект-объектный подход имеет давнюю традицию и представлен целым рядом научных школ и концепций. Одним из его основоположников был французский социолог Э. Дюркгеим. Исследуя отношения человека и общества, он неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающих поколений. Не разводя эти понятия, Э. Дюркгеим понимал под воспитанием «ежеминутно испытываемое ребенком... давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей»2. Каждое общество, считал он, имеет некий идеал человека, который не только в моральном и интеллектуальном, но даже в физическом плане до известной степени универсален, одинаков для всех его членов. В то же время он отмечал, что в рамках каждого общества идеал человека имеет свои особенности в зависимости от условий, характерных для данного общества. Но эти особенности, по мнению Э. Дюркгейма, не могут быть существенными. «Общество, — отмечал он, — может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности. Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребенка с самого начала существенные, типичные характеристики, требуемые коллективной жизнью. Но, с другой стороны, воспитание гарантирует постоянство... разнообразия, будучи само по себе разнообразным и специализированным». Суть позиции Дюркгейма, таким образом, — в признании за обществом активного начала и приоритета его перед человеком в процессе социализации.

Результаты теоретических построений Э.Дюркгейма во многом стали основанием развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему, разработанную американцем Т. Парсонсом.

Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита (набора. —А.М.) ориентации для удовлетворительного функционирования в роли».

В основе процесса социализации, как считал Т. Парсонс, лежит «генетически данная пластичность человеческого организма и его способность к обучению». Универсальная задача социализации — сформировать у вступающих в общество «новичков» как минимум чувство лояльности и как максимум чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, по мнению Т. Парсонса, происходит в семье. В семье, отмечал он, складываются фундаментальные мотивационные установки человека. Социализация в семье происходит благодаря действию психологического механизма, который работает на основе сформулированного З.Фрейдом принципа «удовольствия —страдания» и приводится в действие с помощью вознаграждения и наказаний. Этот механизм включает в себя процессы торможения (аналог фрейдовского вытеснения) и субституции (перенос или смещение), а также процессы имитации и идентификации.

В результате специального исследования Т. Парсонс сформулировал функции школьного класса в процессе социализации: эмансипация ребенка от первичной эмоциональной привязанности к семье; интернализация общественных ценностей и норм на более высоком уровне, чем в семье; дифференциация детей в свете их достижений и их оценки; селекция и распределение человеческих ресурсов применительно к ролевой структуре взрослого общества.

Согласно Т. Парсонсу, социализация в любой роли (мужчины, женщины, работника и т.д.) влечет за собой появление у социализируемого чувства неполноценности. Это связано с тем, что исполнение им роли, в том числе возрастной и половой, неизбежно подвергается неоднозначным оценкам окружающих, а в конечном счете и собственной самооценке, которая может оказаться весьма невысокой. Особенно распространено это чувство у людей, принадлежащих к культурам, для которых характерен явно выраженный и высоко оцениваемый комплекс достижения (например, в англосаксонских культурах).

Чувство неполноценности находит выражение в различных формах: в индивидуально-отклоняющемся поведении; в создании компенсирующих субкультур (подростковых, криминальных); в появлении субкультур, отвергающих потребность в успехе (хиппи, кришнаиты и др.) или переориентирующих ее в непривычные для общества сферы (так называемая контр культура).

Теория Т. Парсонса оказала влияние на многих исследователей социализации. Назовем лишь наиболее известных: Дж.Х.Баллан-тайн, Э.Мак Нейл, Дж.У.Огбю, Дж. и З.Перри, Р.Дж.Хэвигхерст. Они и многие другие, исследуя социализацию, одни более явно, другие менее явно, рассматривают ее как субъект-объектный процесс. Такой подход определил и ключевые понятия в их анализе социализации: интернализация, принятие, освоение, адаптация. Трактовка самого понятия «социализация» представителями этого подхода также в основном адекватна воззрениям Т. Парсонса, о чем свидетельствует анализ словарно-справочной литературы. В качестве типичного примера можно привести определение, данное в Международном словаре педагогических терминов Г.Терри Пейджа, Дж. Б.Томаса, Алана Р.Маршалла: «Социализация — это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».

Информация о работе Социализация как понятие и явление. Сущность и этапы социализации