Специфические особенности авторитета педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены.
И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность авторитета педагога……………………………………5
1.1. Авторитет. Классификация уровней педагогического авторитета……….5
1.2. Структура педагогического авторитета…………………………………….6
2. Специфические особенности авторитета педагога………………………..10
2.1. Понятие об истинном и ложном авторитете педагога…………………..10
2.2. Педагогические условия формирования истинного авторитета
педагога…………………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Специфические особенности авторитета педагога.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Также для поддержания авторитета необходимо, чтобы учитель занимался не только самовоспитанием, но и самообразованием. Учитель должен постоянно пополнять свои знания новыми методиками, технологиями и другими интересными новинками в области своих предметов и дисциплин. Следить за выходом методической литературы и проходить курсы повышения квалификации [6, с. 11].

Авторитет вырастает из честных и чистых отношений, характеризуется скромностью. Авторитет воспитателя не самоцель и не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействия детям, поддержание внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике внутреннего человека, свободной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления. Использование авторитета в этих направлениях воспринимается и принимается детьми как привлекательная духовная сила воспитателя.

Итак, мы выяснили, что в формировании педагогического авторитета можно выделить два условия:

1.Правильный выбор профессии.

2.Овладение педагогическим  мастерством:

а) в учебном заведении;

б) самовоспитание, самообразование (курсы повышения квалификации).

Основным средством поддержания авторитета среди учащихся является самовоспитание и самообразование, и только тот, кто сам постоянно учиться и совершенствует себя нравственно, имеет право учить и воспитывать других.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Авторитет — общепризнанное значение лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на глубоких знаниях, компетенции, достижениях в своей области, а также само лицо, пользующееся влиянием или признанием. Авторитет возникает как следствие социальных потребностей и призван обеспечить эффективную деятельность по их удовлетворению. Современная интерпретация авторитета позволяет рассматривать его как социальное отношение, выраженное в сознательном подчинении массы людей своему руководителю на основе доверия к нему, разумности, справедливости его требований.    

Носителем и транслятором этих видов авторитета является педагог. Помимо видов, можно выделить и уровни авторитета, связанного с его иерархической организацией. Педагог находится под влиянием различных авторитетов учений, педагогов, писателей, принимает на себя роль ученика и в то же самое время является посредником между «большими авторитетами» и своими воспитанниками, студентами, детьми, школьниками.

По мнению ряда авторов, уровни авторитета бывают разными, но для обозначения высшего уровня используются такие определения, как действительный авторитет, подлинный авторитет, высокий авторитет, истинный авторитет.

Классификация уровней педагогического авторитета. По уровневой классификации, в основу которой положены особенности деятельности педагога, цели и задачи, решаемые им, выделяют следующие уровни авторитета:

-позиционный, обозначающий  формальный уровень; его основу составляют те властные полномочия, которыми наделен педагог согласно своим функциональным обязанностям;

-функциональный,   представляющий   неформальный   уровень. Он определяется мерой профессионализма со стороны педагога;

-личностный — это тоже  неформальный уровень авторитета. К выше обозначенным характеристикам добавляются еще и личностные качества педагога. В педагогических исследованиях выделяется феномен действительного авторитета и ложного авторитета, или псевдоавторитета, который основывается на насилии, в каком бы виде это ни проявлялось. Есть много видов ложного авторитета (А. С. Макаренко).

Авторитет подавления. Авторитет расстояния. Авторитет чванства. Авторитет педантизма. Авторитет резонерства.  Авторитет доброты. Авторитет дружбы. Авторитет подкупа.

Стадии становления авторитета. Выделяют следующие основные стадии становления авторитета педагога (М. Ю. Кондратьев).

1. Педагог — источник  информации.     

2.Педагог — референтное  лицо.     

3.Педагог — авторитетное  лицо.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя //Школа и производство.-2014,-№8. 98 с.
  2. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724 с.
  3. Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.
  4. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 c.
  5. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика: Учебный курс / В.А. Сластёнин. - М.: Юрайт, 2013. - 543 c.
  6. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.
  7. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 636 c.
  8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 c.
  9. Симонов, В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие / В.П. Симонов. – М.: Инфра-М, 2015. – 320 с. 
  10. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015. - 381 c.

 

 

 

 

 


Информация о работе Специфические особенности авторитета педагога