В А Сухомлинский: Родительская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели — вот в чем проблема.
Видение собственного нравственного облика.
Берегите в душе ребенка веру в высокое, идеальное, незыблемое.

Файлы: 1 файл

Родительская педагогика.docx

— 19.53 Кб (Скачать файл)

Родительская педагогика

В А Сухомлинский Родительская педагогика

 БЕСЕДА  ПЕРВАЯ. К МАТЕРИНСКОМУ И ОТЦОВСКОМУ  ДОЛГУ ЧЕЛОВЕКА НАДО ГОТОВИТЬ  ЧУТЬ ЛИ НЕ С КОЛЫБЕЛИ —  ВОТ В ЧЕМ ПРОБЛЕМА 

- Не учили  жить. Ведь разошлись мы с мужем  не из-за какого-то разочарования  друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, «не  сошлись характерами». Нет, мы просто  не умеем жить. Не умеем быть  мужем и женой. Ни он, ни я. Не  умеем любить друг друга. Да, человеческая  любовь требует большого умения. Мы просто не представляли  себе, что это такое - любовь мужа  и жены, и никто нам даже  не пытался сказать об этом. Не умеем мы уважать друг  друга. Не умеем чувствовать рядом  с собой человека. Не умеем  уступать друг другу. Не умеем  подчинять чувства разуму, не  умеем дорожить жизнью, — о, как  это важно, уметь дорожить жизнью!

 … мы  не учим в школе самому главному  — не учим жить. Учим всему, знают наши питомцы множество полезных и нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвездного пространства, и что записано было в законах царя Хаммурапи, и что такое гравитация... но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит — быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей. Не задумываемся мы - ни педагоги, ни родители, что важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть каждый наш гражданин, - это человеческие взаимоотношения.

 Я считаю  идеалом такое положение, чтобы  в те мгновения, когда речь  заходит о любви, браке, детях, человек - и маленький наш человек, ребенок, и подросток - должен чувствовать  то же самое, что чувствует  эмоционально воспитанный человек  при виде тысячелетнего памятника  искусства. Нам, старшему поколению, надо научиться говорить с  детьми и юношеством о великом  и прекрасном — любви, браке, деторождении, человеческой верности до гроба, о смерти и памяти сердца. До  тех пор, пока мы не научимся  об этом говорить и думать, мы не научим наших детей  чистоте и красоте помыслов  и чувств. Невежество же в этой  сфере оборачивается слезами  и горем детей.

 Вступая  в брак, юноша и девушка понятия  не имеют о той сложной, тонкой  культуре взаимоотношений, которой  требует жизнь в браке. Им никто  не говорил, и они не знают, что жить в браке, жить изо  дня в день вместе, в одной  комнате, не в считанные часы  свиданий, а всю жизнь, - это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости.

 Ведь  что такое умение жить в  браке — человеческое умение  любить, уважать друг друга, чувствовать  человека рядом с собой? Это, прежде  всего, умение руководить, управлять  своими желаниями, умение поступаться  частью своих желаний во имя  блага семьи, родителей, детей, умение  ограничивать свои желания.

 Дорогие  отцы и матери, давайте же воспитывать  у своих детей моральную готовность  к материнству, отцовству.

 Что это  такое - моральная готовность к  материнству и отцовству? Человеческая  сущность наиболее ярко раскрывается  в долге. В том, что человек  возлагает на себя ответственность  за другого человека. Долг, долг  и еще раз долг — вот та  атмосфера, в которой надо воспитывать  существо, родившееся человеком, чтобы  оно достойно было называться  высоким именем Человека.

 БЕСЕДА  ТРЕТЬЯ. ВИДЕНИЕ СОБСТВЕННОГО НРАВСТВЕННОГО  ОБЛИКА 

 Воспитание  детей — это отдача особых  сил, сил духовных. Человека мы  создаем любовью — любовью  отца к матери и матери к  отцу, глубокой верой в достоинство  и красоту человека. Прекрасные  дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему  любят друг друга и вместе  с тем любят и уважают людей.

 Помни, что  воспитываешь ты детей, прежде  всего, настоящей любовью к жене.

 Поэтому  проверь себя, завтрашний отец, хватит  ли у тебя духовных сил на  этот нелегкий труд — всю  жизнь любить свою жену.

 Как проверить? Как любить? Есть такая опасная  вещь — лень души. Загляни себе  в душу, нет ли в ней зернышка  этой беды. Если есть - выбрось  ее, не дай прорасти дурманом. Лень души - это равнодушие к  человеку.

 БЕСЕДА  ПЯТАЯ. БЕРЕГИТЕ В ДУШЕ РЕБЕНКА  ВЕРУ В ВЫСОКОЕ, ИДЕАЛЬНОЕ, НЕЗЫБЛЕМОЕ

 Бывает  и так, что детская вера в  добро не разрушается, как у  Коли Прохоренко, но ребенок становится  непослушным, до него, как жалуется  отец, не доходят добрые слова. В таких случаях, уважаемые родители, посмотрите на себя. Где-то есть  трещинка, вначале маленькая, незаметная, в ваших взаимоотношениях. Это могут быть самые разные тонкости духовно-психологических и морально-эстетических «выбоин» на нелегком пути семейной жизни: и равнодушие, когда человек не видит человека, с которым он на всю жизнь соединил свою судьбу; и плохо скрытое недовольство друг другом; и та духовная несовместимость, когда люди, которые собрались пройти вместе весь жизненный путь, исчерпались духовно за несколько лет и надоели друг другу.

 Оберегать  свой семейный путь от этих  «выбоин», уметь творить великое, бесценное богатство семейной  жизни — взаимную любовь,—  значит, иметь в доме наиболее  приятный для воспитания детей  микроклимат.

 БЕСЕДА  ШЕСТАЯ 

 Человеческая  любовь - это не природное влечение  и природный инстинкт, хотя и  основана она на взаимном влечении  противоположных полов и  немыслима без инстинктивного начала. Но уже через месяц после вступления в брак любящие исчерпают себя, если к браку толкнуло только природное влечение, только инстинкт, так как это не человеческая любовь. Человеческая любовь - это союз души и тела, разума и идеала, счастья и долга.

 Любить  означает чувствовать сердцем  тончайшие духовные потребности  человека. Вот эта способность  чувствовать человека сердцем и передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером.

 Только  там, где отец сам воспитывает  себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все  разговоры о самовоспитании детей  остаются пустым звуком. Без примера  родителей, без света и тепла  родительской любви, выраженной  во взаимной заботе и уважении, оно просто немыслимо. Ребенку  хочется быть хорошим лишь  тогда, когда он видит идеальное и увлекается этим идеальным. В этой очень тонкой сфере воспитания нравственные понятия формируются только на основе благородных человеческих чувств. А чувства детей вызываются чувствами родителей.

 Вдумайтесь, отец и мать, в эти слова. Что  мы оставляем в сердцах своих  детей — оставляем своими делами  и словами, поступками и чувствами? Чем мы запомнимся нашим детям, чем возвысим себя в их глазах? Есть единственная могучая духовная  сила, которую ни с чем нельзя  сравнить, которая способна запечатлеть  в душах наш образ — образ  настоящей человеческой красоты. Эта сила — великое богатство  человеческого духа — любовь. Будем же создавать это богатство  своей жизнью. Есть она в наших  родительских сердцах - есть чем  воспитывать детей.

 БЕСЕДА  СЕДЬМАЯ. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ 

 Могучая  духовная сила воспитания заложена  в том, что дети учатся смотреть  на мир глазами родителей, учатся  у отца уважать мать, бабушку, женщину, человека. Женщина, мать, бабушка в семье становятся, можно сказать, эмоциональным, эстетическим, нравственным, духовным центром семьи, ее главою. Отец пришел с работы — и первое, что он спрашивает у детей, что ему нужно непременно знать, как здоровье бабушек — его матери и матери жены.

 Если в нескольких словах выразить всю мудрость родительской педагогики, то она заключается в том, чтобы дети наши были тверды и суровы в требованиях к самим себе, чтобы — тут я нарочно впадаю в преувеличение,— собирая сына на свадьбу, где все гости — горькие пьяницы, мать могла быть уверена, что сын ее придет домой трезвым... Требовательность к самому себе, моральный закон в собственном сердце, честность и правдивость наедине с собой - для родителей это высокая мечта, идеал. И достигается он тогда, когда любовь, доброта, ласка соединяются со строгой требовательностью, с долгом, с непримиримостью к злу, неправде, обману.

 Перед  торжественным днем вступления  в комсомол Марийка рассказала  мне: Я не помню, с какого времени  я начала работать. Сколько себя  помню — всегда работала. Это  было очень, очень давно. Наверное, тогда мне было лет семь. Отец  сказал мне: посади вот эти  три саженца винограда. Я уже  хорошо умела это делать. Выкопала  ямки, залила водой и посадила. А корни не обмакнула в глиняный раствор. Помню, подумалось, они же будут закрыты землей, никто не узнает — смочены корни в глиняном растворе или нет. Посадила, полила. Отец вечером спрашивает: а корни замочила в глиняном растворе? Никогда в жизни — ни до этого, ни после я не обманывала, а тут сказала неправду. Конечно, отец сразу заметил обман. Он не сказал ни слова, а только глянул мне в глаза внимательно-внимательно. Вздохнул как-то тяжело, как будто кто на плечи ему положил тяжелую ношу. Откопал мои саженцы, намочил в ведре с мокрой глиной... А я стояла и смотрела... И лицо мое горело от стыда. Закончив работу, отец сказал: «Можно обмануть кого-то, а себя никогда не обманешь».


Информация о работе В А Сухомлинский: Родительская педагогика