В чем заключается двойственный характер и каково содержание основных целей обучения?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения (деятельность преподавателя и деятельность ученика или коллектива учеников). Обучение не возможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщать знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал мотивацию и не обеспечил организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Процесс обучения………………………………………………………………3
2. Что же такое обучение как педагогический процесс? В чем состоит его сущность?................................................................................................................7
3.Основные цели обучения………………………………………………………9
4. Двойственный характер обучения в педагогике……………………………11
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованных источников…………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа вариант№10.docx

— 66.66 Кб (Скачать файл)

Всю историю педагогики можно представить  как цепь сменяющих друг друга  целей воспитания, их зарождения, осуществления  и отмирания. Целей воспитания одинаково  пригодных для всех времен и народов  не существует. Как и все в мире, они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Они задаются, детерминируются  уровнем экономического и культурного  развития общества, достижениями философской  и педагогической мысли, возможностями  существующей системы учебно-воспитательных учреждений, кадров преподавателей.

 

 

4. Двойственный характер обучения в педагогике

 

Педагогика одновременно является и теоретической, и прикладной наукой. Будучи теоретической наукой, она  осуществляет теоретический анализ практики образования, устанавливает  функционирующие в ней закономерности педагогического процесса, тенденции  и перспективы его развития.

Педагогика как наука носит  и теоретический и прикладной характер. Как теоретическая наука  она устанавливает, формулирует  определенные законы обучения и воспитания, получает научное знание, представление  о сущности педагогических процессов. Будучи прикладной наукой, педагогика на основе теоретического  знания разрабатывает  новые технологи, методики, средства, системы обучения и воспитания. Собственно в этом и заключаются её функции, теоретическая и прикладная.

Теоретическая функция педагогики состоит в том, чтобы получать новые знания об изучаемой области действительности, то есть описывать педагогические факты, явления, изучать опыт педагогов-практиков; на основе анализа объяснять сущность явлений, устанавливать законы, определяющие педагогические процессы; создавать научные теории, подходы, концепции, а также прогнозировать развитие образования, то есть предвидеть появление новых направлений, тенденций, их обосновывать и разрабатывать. Результатом теоретической функции являются законы и принципы педагогики,  теории,  концепции - все это составляет фундаментальную часть педагогических наук.

Как прикладная наука, педагогика использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации. С этим двойственным характером педагогики связаны ее основные функции и  соответствующие группы задач (см. схему 1).

 

Схема 1

 


Прикладная функция педагогики состоит в том, чтобы на основе теорий, новых концепций предлагать школьным учителям и другим работникам системы образования новые средства, методы, методики обучения и воспитания, разрабатывать новые модели, педагогические системы, технологии  в образовании, создавать усовершенствованные учебники, пособия, методические разработки и рекомендации, тем самым обеспечивать связь науки с педагогической практикой, со школой. Иначе говоря, на основе  фундаментального  знания  усовершенствуется педагогическая практика. Результатом прикладных исследований являются методики, рекомендации, пособия.

Выполняя  эти прикладные задачи,  педагогика носит нормативный,  регулятивный характер, то есть не только объясняет, как протекают процессы (это фундаментальная  задача), но и предписывает, что и  как делать, чтобы получить нужные результаты  в практической педагогической работе.

Научная педагогика выполняет и прогностическую  функцию: обоснованное предвидение  путей развития образования как в целом, так и в отдельных направлениях. Нововведения в школьной практике должны основываться преимущественно на научно-теоретическом исследовании, на историческом анализе, а не только на опыте и здравом смысле, интуиции и импровизации.

Предназначение науки, опираясь на предыдущий практический опыт, разработать  более эффективную педагогическую систему, которая при минимальных  затратах всех ресурсов образовательного процесса обеспечит высокое качество воспитанности и обученности учащихся, в целом всего педагогического процесса.

 

Заключение

 

Постановка целей в процессе обучения должна вызывать потребность  достижения этой цели. Но для этого  должен возникнуть мотив - ради чего обучаемый  должен стремиться к этой цели. Этот этап многими педагогами (по мнению некоторых специалистов около 90% учителей) как бы игнорируется.

Процесс обучения начинается, как  правило, со второго этапа: обучающий  сразу же предлагает тему занятия, дает образец, и учащиеся по образцу овладевают соответствующими операциями.

Таким образом, сначала цель должна быть осознана и принята учащимися, и только после этого осуществляется выполнение необходимых учебных  действий (анализ, сравнение, сопоставление, классификация, сравнение, выделение  главного, систематизация фактов и  т. п.). В процессе выполнения задания  должны применяться условия контроля (самоконтроля): прогнозирующий, пошаговый (пооперационный) и итоговый.

Двойственный характер целей процесса обучения вызван самой структурой личности. Опыт в основном приобретается, но частично умения и навыки, уровень их развития могут зависеть и от каких-то биологических начал. Примером может служить овладение профессиональной деятельностью в семье, если в течение нескольких поколений молодые ее члены овладевают профессией своих предков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Петровский А.В. «Общая психология.: М., 1986.

2.Белкин А.С. Педагогика детства-Екатеринбург: "Сократ", 1995-152с.

3.Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика. Электронный учебно-методический комплекс.  Электронный ресурс: http://www.kgau.ru/distance

4.Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. –– Электронные текстовые, графические данные (1,38 Мб). – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009.

5.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002

6.Педагогика. Содержание и цели обучения. Электронный ресурс: www.Grandars.ru

7.Процесс обучения как система.  Электронный ресурс: http://murzim.ru/nauka/pedagogika 

 


Информация о работе В чем заключается двойственный характер и каково содержание основных целей обучения?