Вальдорф педагогикасы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:30, реферат

Описание работы

“Вальдорф педагогикасы” - адамның дамуын денелік, рухани және жандық факторлардың ӛзара әрекетінің тұтастығы деп қарастыратын антропософтық интерпретацияға негізделген тәрбиенің және оқытудың әдістері мен тәсілдерінің жиынтығы. ‖В.П.‖ методологиялық және дидактикалық- әдістемелік негіздерін Р.Штайнер жасады. ―В.П.‖ міндеттері: рухани еркін адамды тәрбиелеу, адамның табиғи нышандарын барынша дамыту.

Файлы: 1 файл

вальдорф педагогикасы.docx

— 22.70 Кб (Скачать файл)

“Вальдорф педагогикасы” - адамның дамуын денелік, рухани және жандық факторлардың ӛзара әрекетінің тұтастығы деп қарастыратын антропософтық интерпретацияға негізделген тәрбиенің және оқытудың әдістері мен тәсілдерінің жиынтығы. ‖В.П.‖ методологиялық және дидактикалық- әдістемелік негіздерін Р.Штайнер жасады. ―В.П.‖ міндеттері: рухани еркін адамды тәрбиелеу, адамның табиғи нышандарын барынша дамыту.

Вальдóрфское образовáние —  альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении  о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель  антропософии. В его честь система  также называется «штайнеровской»  или «вальдорфско-штайнеровской».Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 [1][2] признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах,[3] расположенных в примерно шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем.Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения.[4] Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ. Рудольф Штайнер написал свою первую книгу об образовании, «Образование ребёнка», в 1907 г.Первая школа, основанная на этих принципах, открылась в 1919 г. в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего Сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория в Штутгарте, Германия, это послужило источником имени «Вальдóрфская», которое в настоящее время является торговой маркой для использования совместно с учебным методом.Штутгартская школа росла быстро, открывались параллельные классы, и к 1938 г., вдохновленные успехами первой вальдорфской школы и её педагогическими принципами, были основаны вальдорфские школы в других городах Германии, а также в США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии. Политическое вмешательство нацистского режима в образование ограничило и в итоге закрыло большинство вальдорфских школ в Европе; пострадавшие школы, включая и первую, были снова открыты только после Второй мировой войны. Особенности методики, Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделён на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).[9][10][11] Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал даётся с учетом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями. Основные методы преподавания,Метод «душевной экономии»[9] — основной метод вальдорфской педагогики. Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребёнка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребёнка. Что же лежит в основе вальдорфской системы обучения?

• возрастная ориентация учебного плана  и методов обучения;

• принцип классного учителя ("для  ребенка учитель много важнее предмета");

• традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть  учебного процесса;

• выдвижение на первый план художественно-эстетического  элемента образования (рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство  и др.);

• отмена системы отметок в баллах и второгодничества, установка на свободное развитие ребенка в  соответствии с индивидуальными  особенностями;

• "гигиена преподавания" - ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание "эпохами" - концентрация учебного материала, с целью его органического  преподавания и восприятия;

• преподавание двух иностранных  языков с первого класса по особой методике (погружение в языковую стихию);

• еженедельные учительские конференции - как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом;

• совместная работа учителей и родителей - повышение роли родителей в деятельности школы;

• особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего  детей (т.н. вальдорфский интерьер).Вальдорфская педагогика опирается на идею Р. Штайнера, суть которой в том, что все силы - души, мысли, чувства, воли - ребенка составляют единое целое. Обучение должно воздействовать не только на голову, но на всего человека в целом. Интеллект - лишь одна из душевных составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к одностороннему развитию ребенка, к различным болезням. Р.Штайнер уже в начале ХХ века выступал против раннего интеллектуализма и ранней специализации в обучении (болевая точка современного российского образования). Учитель вальдорфской школы стремится не столько передать определенную сумму знаний, сколько затронуть чувства ученика, пробудить интерес, сделать так, чтобы ребенок увлекся предметом, полюбил его.Важной отличительной чертой педагогических воззрений Штайнера является его философский антропологический подход к обучению ребенка. В искусстве воспитания и обучения необходимо прежде всего глубокое знание человеческой природы. "Основная задача антропологии состоит в том, чтобы выявить то специфическое, что… определяет человека как человека (в отличие от бытия других живых существ). Т.о. педагогическая антропология рассматривает человека в его становлении в процессе воспитания и обучения.Обучение построено на феноменологическом подходе, главный принцип которого "Не информация, а стремление к истине". Сначала мы учимся наблюдать какое-либо явление (действие с предметом, эксперимент, простое наблюдение), далее производим описание, зарисовки явления, и, наконец, находим закономерность и, осмысляя ее, формулируем закон.Важные принцип обучения - "не вширь, а вглубь", когда концентрируются на узловых примерах и понятиях. Это экономический принцип преподавания, когда важно не количество рассмотренных явлений, а их характерность для каждой области. Познавательные способности детей активизируются, когда знания даются не в готовом виде, как в традиционной школе, а самостоятельно добываются, место фронтального опроса занимает диалог, работа в группах, обсуждение проблемы, мастерские, индивидуальная работа. Обучение, таким образом, носит проблемный характер, происходит развитие самостоятельного научного мышления.Каждый учебный день в каждом классе начинается с т.н. "главного урока" (у нас - 1.40 мин.) В течение длительного времени (от 2-х до 4-х недель, в старших классах бывает и по 1-й неделе) содержание главного урока составляет какой-то один школьный предмет (история, физика, биология и т.д.). Материал выстраивается логично, концентрированно, углубленно - своего рода метод погружения.Существуют также уроки упражнений: предметы, которые требуют постоянных упражнений - языки, математика, а также предметы эстетического цикла, физкультура, эвритмия - выстраиваются по недельному графику. Вальдорфская педагогика имеет экологическую направленность, в широком смысле слова. Целостное представление о жизни природы, ее закономерностях формируется не только за счет знаний, но и через опыт переживания природных явлений. Совмещая научный и художественный подход к явлениям действительности, учитель старается дополнить физическую картину мира явлений природы ее поэтическим или художественным изображением. Таким образом элементы искусства играют существенную роль в самом учебном процессе. (Рассказ учителя - законченный текст образного характера, оформление тетради эпохи по предмету, исполнение музыкальных произведений, связанных с преподаваемой темой, поэтическое воплощение явлений физического мира (астрономия, физика и поэзия, математика и гармония стихотворных ритмов и т.п.), рецитация (хоровое чтение различных текстов) и т.д.).В начале ХХ века Р.Штайнер почувствовал исходящую от все возрастающей индустриализации жизни опасность для духовного здоровья человека. Уже тогда дети, живущие в больших городах, не имели представления о человеческом труде в его первозданном значении. Сейчас - тем более. Как сажают, растят, собирают и пекут хлеб или цветы? Как строят дом или плетут корзины? Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности. Восстановить эти связи и пытается вальдорфская школа: один из главных принципов - связь с жизнью, установление соотношений между научными знаниями и жизненным опытом.. Поэтому столь большое внимание уделяется практикам: садоводческой, лесоводческой, сельскохозяйственной, социальной, ремесленной (см. страничку " Проекты. Походы. Практики").Обучение в школе носит творческий, поисковый характер как со стороны учеников, так и (прежде всего!) со стороны учителя. До 7-8 кл., классный учитель (т.е. основной учитель этого класса, его классный руководитель, организатор, воспитатель и т.д.) ведет по возможности большинство предметов. Именно этот человек воплощает собой гармоничное совмещение и соединений разных дисциплин, осуществляет собирание потоков информации, интегрирует живопись, письмо, музыку, эвритмию и др. в ярком образе своего урока. Классный учитель досконально знает детей своего класса, поэтому может учитывать особенности восприятия того или иного ребенка, наблюдая его в течение дня на разных предметах и в разной деятельности. Это очень сложно для одного человека, но дает эффект, не достигаемый в рамках предметного обучения обычной школе, когда ребенок, учитель и предмет отчуждены друг от друга.Вальдорфская школа - это прежде всего гуманная школа, "школа в интересах ребенка", когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. Т.е. здесь ребенок имеет право оставаться ребенком. Это отличает вальдорфскую школу от традиционной государственной, которая во многом напоминает учреждение, цель которого выдача информации и контроль- оценка результата усвояемости этой информации; здесь процветает конкуренция достижений, соревновательный дух, селекция. В такой ситуации говорить об интересе и стремлении к учебе не приходится."Школа в интересах ребенка" - это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще Песталоцци говорил: "Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!"Задача такой школы:

• открыть ребенку мир науки  и искусства таким образом, чтобы, повзрослев, он хотел читать Достоевского и Пушкина, стремился воспринимать музыку Моцарта, картины Рембрандта и не отвергал Шнитке и авангард;

• научить действовать, проявлять  волю и нести ответственность  за свои поступки;

• проявлять внимание к слабым, терпимость к иному мировоззрению  и образу жизни, вероисповеданию - то есть воспитать внутренне свободного человека.


Информация о работе Вальдорф педагогикасы