Вальдорфская педагогика Р. Штейнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:34, лекция

Описание работы

Надо принять во внимание, что Штайнер вел интенсивную лекционную деятельность и был в начале XX в. властителем дум не только в Германии, но и в России. Его лекции собирали огромные аудитории, а книги переводились на многие языки. Штайнера считали своим Учителем Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Василий Кандинский. Штайнер читал циклы лекций по христологии, и различие в понимании значения Христа в эволюции человечества привело в 1913 г. к конфликту между руководством Теософского общества и Р. Штайнером, в результате которого он со своими сторонниками вышел из Теософского общества.

Файлы: 1 файл

АМВ Семинар №1.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

•    Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них - корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах - панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

•    Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок  или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

•    Воспитатель. В вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. А всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога. Поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. Воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.

•    Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно - подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

•    Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. Т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

•    Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения - они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими - пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

•    Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами - считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» - это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

•    Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

•    Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

•    Родители. В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь — частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.  
 

Последователи Штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. У них  существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать: 

- если выполнение желания ребенка  может причинить вред ему самому.

- если его действия могут повредить  другим.

- если могут пострадать какие-либо  вещи. 

При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим  возражений. Тогда он будет действенным  и ребенок поймет, что все в  жизни происходит не по произволу  взрослого, а подчиняется необходимым  законам.

Отрицательные моменты 

•    Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д.

•    Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. Закончив школу, выпускники - «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п. 

•    Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. Поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

•    Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно - духовную сферу.

•    Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! Но прогресс-то не стоял на месте. Получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (Пушкина, Барто, Михалкова, Носова и т.д.), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. Но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.

•    Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). А если ребенок итак слишком темпераментный и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым.  
 
Хотя как правило, дети, посещающие вальдорфский садик – ходят в него с большим удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.

 
4. Педагогический процесс  в Вальдорфских школах.

Среди альтернативных средних  школ особое место занимает

Вальдорфская школа. Ее деятельность основывается на принципах

валъдорфской педагогики, под которой подразумевается система

методов^ приемов воспитания и обучения, основанных на антро-

пософский концепции развития человека как целостного взаимо-

действий телесных, душевных и духовных факторов.

Методологические основы вальдорфской педагогики были

разработаны австрийским философом и педагогом Р. Штайне-

ром (1861—1925). Первая Вальдорфская школа была открыта им

в 1919 г. в Штутгарте (Германия). Это учебное заведение отли-

чалось сильной эстетической и трудовой направленностью обу-

чения, уважением к личности ребенка.

Идеал Вальдорфской школы  — воспитание цельного, гармо-

нично развитого человека. В отличие от традиционной школы,

Вальдорфская школа не занималась односторонним развитием

интеллектуальной сферы, ее основная задача — научить детей

учиться у жизни, не загружать  память детей, развивать способ-

ности, чувства учащихся, формировать у них чувство социаль-

ной ответственности, художественного  вкуса. Ключевая фигура

в Вальдорфской школе —  учитель, подготовке которого уделя-

лось особое внимание, так  как он преподает с 1-го по 8-й класс

все предметы. Учитель должен хорошо знать природу ребенка

и руководствоваться в  своей работе девизом «Принимай  ребенка

с благоговением, воспитывай его любовью, выпускай свобод-

ным». Подчеркивая исключительную роль учителя, Р. Штайнер

отмечал: «В школе, где важна  не успеваемость и ее проверки,

а широкое развитие творческих способностей, компетентности

в деле и чувство социальной ответственности, отдельный учи-

тель должен стать образцом этих качеств; он должен научиться

побуждать своим преподаванием  соответствующие духовно-ду-

шевные процессы развития ребенка, способствовать этим про-

цессам, уметь корректировать их». А это возможно только в том

случае, если в своей работе он отталкивается от индивидуально-

сти школьника, а не руководствуется циркулярами, исходящи-

ми от вышестоящих инстанций.

Весь процесс обучения в Вальдорфской школе был построен

таким образом, чтобы гармонично развивать в ребенке интел-

лект, волю, чувства. Первые два часа занятий посвящались раз-

витию интеллекта. Изучались  основные образовательные пред-

меты — физика, математика, литература, биология и др. Они

преподавались методом погружения —- блоками продолжитель-

ностью несколько недель. Считалось, что в утренние часы изу-

чение общеобразовательных предметов особенно эффективно,

так как мозг работает продуктивнее. Следующие два часа посвя-

щались изучению предметов художественно-эстетического цикла:

музыке* живописи, иностранным  языкам, физической культуре.

Последние два часа отводились на ручной труд.

В Вальдорфской школе отсутствовали оценки успеваемости,

не было директора. Его функции делились между двумя органа-

ми: Конференцией по руководству  и Правлением школы, куда

входили родители и представители  педагогического коллектива.

Еще одна особенность школы, работающей по педагогической

концепции Р. Штайнера, —  тесная связь с родителями. Классный

руководитель знает положение  в семье каждого школьника,

поддерживает постоянный контакт с его родителями. Родители,

в свою Очередь, частые гости  в школе. Они принимают участие

в театрализованных представлениях, специально для них устраи-

ваются конференции, на которых обсуждаются вопросы воспи-

тания детей.

Школа Штайнера получила широкую  популярность, чему

в немалой степени способствовала детальная разработка ее ме-

тодологических основ. Учебные заведения открываются во мно-

гих городах Германии. Удар по движению Вальдорфских школ

был нанесен в 1933-1945 гг., когда  на территории фашистского

рейха вне школы были закрыты, а педагоги подверглись репрес-

сиям.

С 60-х гг. XX в. начинается новый этап развития вальдорф-

ской педагогики: она перешагнула национальные границы, пре-

вратившись в явление мирового масштаба. По данным, приво-

димым «различными источниками, в мире в 90-е гг. XX в. на-

считывалось свыше 500 таких школ.На принципах

вальдорфской педагогики, помимо школ, действуют детские

сады, лечебно-педагогические учреждения.

 

 

 

 

 


Информация о работе Вальдорфская педагогика Р. Штейнера