Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:59, доклад

Описание работы

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу – школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией – и гимназию – гуманитарно-ориентированную школу – усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14–15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное "человеческое образование". С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

Файлы: 1 файл

Вальдорфская педагогика.docx

— 32.02 Кб (Скачать файл)

1. История вальдорфской педагогики

Вальдорфская школа и связанный  с ней педагогический импульс  возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи  с поиском в условиях послевоенного  кризиса новых форм социальной жизни  общества. Рудольф Штайнер обратил  тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы  на народную, реальную школу – школу  с политехнической и естественнонаучной ориентацией – и гимназию –  гуманитарно-ориентированную школу  – усиливают барьеры непонимания  между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп  населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин разразившихся  в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14–15 лет они должны были начинать работать на производстве и  таким образом лишались возможности  получить полноценное "человеческое образование". С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной  на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

Штайнер не был единственным, который  высказывал подобные взгляды. Целый  ряд авторов конца XIX – начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. "Профессор  – национальная болезнь Германии" (Юлиус Лангбен). Ницше подверг  резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось "переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями  из прошлого". Из такой школы выходят "слабые личности", "бродячие энциклопедии", "образованные филистеры". Они  хотя и напичканы "образованием", но абсолютно чужды реальному  ощущению и опыту жизни. Наряду с  односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека. "В чем задача современной школьной системы, – писал один из педагогов-реформаторов, – особенно старшего звена? Сделать из человека машину..."

Итак, в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурном обновлении. Была осознана роль школы  в общем социально-культурном кризисе. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, "подлинно человеческое", живое  и жизненное. Подчеркивалась роль искусства  в воспитании. Безликого, серого "человека толпы" должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного "профессора", должен был сменить активный творческий тип личности, с сильной волей  и развитой жизнью чувств. Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки  изменить положение дел в системе  образования Германии начала столетия и известные в истории педагогики как движение реформ-педагогики.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих  фирмы Вальдорф-Астория, которая  взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако сразу в  нее влились и дети других слоев  общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был  устранен какой-либо отбор по социальному  или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится  и в настоящее время следовать  этому принципу, социологические  исследования показывают, что процент  детей из среды рабочих и "низших слоев" населения довольно низок (данные по ФРГ). "Вальдорфские родители" – это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие "заинтересованные" родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вальдорфская система образования

Вальдорфские школы – это  система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить  природные способности каждого  ребенка и укрепить веру в собственные  силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного  воспитания и в начальной школе  закладывается солидный фундамент  знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа  пытается развить в ребенке такие  качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к  делу, здравый смысл и обостренное  чувство ответственности.

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который  исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы  вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный  за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы  этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем  на просто передачу знаний. Широта подхода  и междисциплинарность – отличительная  особенность этих программ.

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности  и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а  с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного  наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится  под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности  и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с  первых и до выпускных классов, позволяет  привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать  в школе отдельные области  знаний, но самостоятельно устанавливать  сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется  при изучении всех предметов с  учетом возрастных особенностей детей. От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено  рассмотрению таких тем как география  Северной Америки, механика, древним  римлянам, деревьям, финансам, питанию  или архитектуре. И это оказывается  эффективным методом обучения, который  позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между  получением практических навыков в  работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся  учебные организации. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в  рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные  объединения. Всю ответственность  за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет  школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий  школьным хозяйством. Единственной целью  такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая  организация – не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

" Не спрашивайте, что нужно  знать и уметь делать человек,  чтобы наилучшим образом соответствовать  запросам существующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем  жив человек, и кто из него  или из нее может вырасти.  Это единственный способ выявить  новые качества каждого нового  поколения и направить их на  служение обществу. Тогда общество  станет таким, каким его может  сделать, преодолевая существующие  условия, это поколение. Новое  поколение отнюдь не должно  становиться таким, каким бы  хотело его видеть предшествующее"

Рудольф Штайнер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учение о человеке и штайнеровская  педагогика

У каждого педагога существует свое представление о человеке, которое  неосознанно влияет на формирование педагогических взглядов учителя. Известно, что каждая педагогическая теория или  отдельно взятые педагогические методы так или иначе основываются на определенных представлениях о человеке.

Штайнеровская педагогика также опирается  на учение о человеке. Учитель, используя  в своей работе лишь отдельные  элементы, не сможет приблизиться к  пониманию ее сущности. Если же педагог  поймет учение о человеке и будет  применять его на практике, он самостоятельно сможет разработать свою практическую дидактику и методику и иногда в формах, отличающихся от разработанных  другими.

На каких же представлениях о  человеке основывается штайнеровская  педагогика? В современном мире взаимодействует  множество различных психологических  и философских направлений человеческой мысли, одно другого сложнее в  своих теоретических построениях. Но если попытаться найти их внутренний стержень, их исходную точку, тогда  все философские модели можно  разделить на две основные группы в соответствии с тем, как они  определяют человеческую индивидуальность.

К первой группе можно отнести теории (а они являются наиболее распространенными  в современном мире), которые не оставляют за человеком права  на существование у него свободной  духовной индивидуальности: человек  предстает как продукт неумолимых природных законов, как растение или животное, только более сложный  по своему строению, так как является результатом более длительного  эволюционного процесса.

 

Существо человека в контексте  данных мировоззренческих концепций  определяется, с одной стороны, наследственностью, с другой – окружением, т.е. человек  – это комбинация генов, другими  словами, генотип, который дается ему  при рождении. На эту базовую программу  влияет в большей или меньшей  мере окружающий мир (средовая обусловленность). В свете этих теорий мысли, чувства, желания человека – это лишь результат  двух основных линии воздействия: наследственности и среды. Один человек отличается от другого вследствие комбинации влияющих на него факторов. Все поступки человека обусловливаются некими внешними факторами, а не выводятся из сущностной человеческой природы, в которой звучит голос  его "Я".

Штайнеровская педагогика исходит  из иного понимания человеческого  существа. Несомненен тот факт, что  человек наследует многие качества, а также мы признаем, что окружение, среда или факторы внешнего воздействия  оказывают огромное влияние на развитие человека. Но, составляя картину  человека, лежащую в основе штайнеровской  педагогики, мы принимаем во внимание еще одну важную сторону человеческого  существа, которую определяем понятием "человеческая индивидуальность". Человеческая индивидуальность не является следствием или проявлением генотипа или средовой обусловленности, а  является самоценной духовной сущностью  человека. Это духовное человеческое начало или, другими словами, человеческое "Я" невозможно воспринять с помощью  органов чувственного восприятия, т.е. определить по цвету, измерить с помощью  каких-либо инструментов или определить на вкус. Но каждый из нас с уверенностью ощущает его проявление в себе самом или своих ближних.

Если считать сущностным центром  человеческого существа духовное "Я", то, соответственно, процесс человеческого  мышления нельзя рассматривать как  чисто материалистическое явление. В прошлом веке была высказана мысль о том, что вещество, материя способны мыслить. Десятилетиями процесс мышления сравнивался с работой слюнной железы: мозг или вещество производит мысли так же, как слюнная железа выделяет слюну.

В штайнеровской педагогике человеческое мышление рассматривают не как способность  вещества, а как способность самого человека. Эта способность проистекает  из того сущностного духовного "Я" человека, которое мыслит и творит не в материальном вещественном мире, а в мире духовного бытия. Эта  духовная индивидуальность человека, его духовное "Я", является центром  человеческой свободы и творчества. Именно внутренняя духовная сущностность стоит над природными и средовыми  факторами, воздействующими на человека. Ведь человек, рассматриваемый лишь как продукт наследственности и  окружения, не может обладать ни силой  творчества, ни внутренней свободой. Его  поступки определяет природа, и она  является творцом. Невозможно найти  источник человеческой свободы, рассматривая человека лишь как природное и  общественное существо. Источником человеческой свободы и творчества может являться только "Я" человека, его свободная  и созидающая духовность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Вальдорфская педагогика и  возраст

Педагогика вальдорфских школ построена  на познании растущего ребенка и  на учете условий и законов  развития человека. Воспитание и обучение всегда должны основываться на науке  о человеке. В связи с этим принципом  возникает вопрос: насколько далеко простираются методы этой науки? Методы обычной сегодня антропологии –  под этим понимаются все научные  дисциплины, занимающиеся изучением  человека – исследуют непосредственно  только физическое тело, а духовное и душевное начала – лишь в той  степени, насколько они проявляются  через физическое тело. Но при этом особенности воспитания и развития, скрытые в духовном и душевном, ускользают из поля зрения. Р.Штейнер  создал методы непосредственного изучения душевной и духовной действительности, в том числе человеческой души и духа. Они лежат в основе вальдорфской педагогики и педагогической деятельности учителей в вальдорфских школах.

Глубокое понимание развития в  детстве и юности показывает, что  это не просто процесс непрерывно прогрессирующего расширения знаний и  умений. Этот процесс отчетливо расчленен  в связи с тем, что в ребенке  происходят метаморфозы, в результате которых он приобретает новое  отношение к миру; прежние доминанты  учебы и развития отходят на задний план, уступая место новым. Это  происходит наиболее отчетливо на седьмом  году жизни и в возрасте от 12 до 14 лет. Поэтому вальдорфская педагогика выделяет три фазы развития с совершенно специфическими задачами, содержанием  и методами воспитания. В отличие  от многократно критикуемой теории фазного развития, вальдорфская педагогика никогда не считала, что развитие человека происходит по заранее заданной, генетически детерминированной  программе. Хотя указанные перемены и находятся в тесной связи  с возрастом ребенка, однако на каждой ступени необходимо стимулировать и направлять процесс развития через воспитание и преподавание.

Информация о работе Вальдорфская педагогика