Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление теоретических оснований и практических характеристик процесса обучения в вальдорфских школах, обеспечивающих качественное образование возможно большему числу детей, независимо от стартовых условий.





Задачи исследования:

1. Выявить педагогические принципы обучения и воспитания в вальдорфских школах.

2. Провести анализ процесса обучения в вальдорфской школе при помощи основных категорий современной дидактики.

3. Выявить элементы системы обучения в вальдорфских школах, обеспечивающие интеграцию детей с разными исходными условиями в едином учебном процессе и получение ими качественного образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3

Глава I. Понимание сущности процесса обучения в вальдорфской педагогике……………………………………………………………..….…..6
Принципы формирования содержания образования в вальдорфской школе…………………………………………………….….10

Глава II. Анализ принципов обучения вальдорфской школы по возрастным ступеням…………………………………………………...…..15

2.1. Дошкольный период…………………………………………………..…….….18

2. 2. Обучение и воспитание в младшей и основной школе (с 1 по 8 класс)………………………………………………………………...……...…19

2.3. Обучение в старшей школе (9-11-тый классы)……..……….……..27

Заключение ………………………………………………..…………………30

Список литературы …………………………………….…………..………32

Файлы: 1 файл

Вальдорфская педагогика.docx

— 63.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3

Глава I. Понимание сущности процесса обучения в вальдорфской педагогике……………………………………………………………..….…..6

    1. Принципы формирования содержания образования в вальдорфской школе…………………………………………………….….10

Глава II.  Анализ принципов  обучения вальдорфской школы по возрастным ступеням…………………………………………………...…..15

2.1.  Дошкольный период…………………………………………………..…….….18

2. 2.  Обучение  и воспитание в младшей и  основной школе (с 1 по 8 класс)………………………………………………………………...……...…19

2.3.  Обучение  в старшей школе (9-11-тый классы)……..……….……..27

Заключение ………………………………………………..…………………30

Список литературы …………………………………….…………..………32

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования. Концепция модернизации российского образования, одобренная Правительством Российской федерации 29 декабря 2001 года, утверждает что «развивающемуся обществу нужны современные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения  в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…» [1]. Целями модернизации являются концентрация на ученике, который в полной мере должен стать субъектом образовательного процесса, а также практическая ориентированность обучения, его открытость запросам жизни и сферы труда, непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения. Иными словами, акцент в  современном образовании смещается с целей, связанных преимущественно с усвоением академических знаний и учебных умений, на целостное развитие  личностных качеств (компетенций), необходимых человеку в реальной профессиональной и социальной жизни.

Новое качество образования  и связанное  с ним новое понимание результатов обучения анализировались в работах педагогов В.А. Болотова,                  Э.Д. Днепрова, А.Г. Каспаржака, А.А. Кузнецова, Я.И. Кузминова,  А.А.Пинского и др.,  педагогических  психологов И.А.Зимней, К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман, Б.Д.Эльконина, специалистов по оценке образовательных результатов Г.С.Ковалевой, Н.Н.Найденовой и др. Обзор работ этих авторов показывает, что общие цели и задачи школьного обучения, зафиксированные в Концепции модернизации,  являются в настоящее время общепринятыми и ни у кого не вызывают сомнений. В то же время отмечается, что  школа в полной мере не обеспечена практическими инструментами для их реализации.

Для  анализа выбрана вальдорфская педагогическая система, образовательные цели которой близки целям модернизации российской школы. Являясь «школой для всех», работая без отсева и селекции и осуществляя гуманистический подход к ребенку, вальдорфские школы показывают весьма высокие итоговые результаты. Количество сдавших экзамен на право учиться в университете превышает таковое в секторе государственных и частных школ ФРГ в среднем на 20–25% . Такая статистика удерживается на протяжении нескольких десятков лет. Многие авторитетные авторы подчеркивают значение вальдорфских школ для совершенствования школьной системы Германии [2].  Уровень интеллектуального развития детей вальдорфских школ к 9-му классу не уступает уровню развития учащихся гуманитарных гимназий  с интенсивной системой обучения.

Обзор работ, посвященных  вальдорфской школе, показывает, что  исследовались в основном те или  иные частные проблемы вальдорфской педагогики   (Н.В.Шиян, 1994;  В.М.Блинов, 1997; И.М.Лоскутова,1997; Т.П.Васильева, 1997; О.В.Черкасова, 1995; В.Н. Науменко, 2000;  Е.В.Куприна, 2003; Б.С. Гречин, 2007). Однако,  системный анализ педагогических принципов обучения и воспитания в вальдорфской школе в целом  еще не проводился.

Объект исследования – принципы обучения и воспитания вальдорфской педагогики.

Предмет  исследования –  процесс обучения в вальдорфской школе.

Цель исследования - выявление теоретических оснований и практических характеристик процесса обучения в вальдорфских школах, обеспечивающих качественное образование возможно большему числу детей, независимо от стартовых условий. 

 

 

Задачи исследования:

1. Выявить педагогические принципы обучения и воспитания в вальдорфских школах.

2.  Провести анализ процесса обучения в вальдорфской школе при помощи основных категорий современной дидактики.

3. Выявить элементы системы  обучения в вальдорфских школах, обеспечивающие интеграцию детей с разными исходными условиями в едином учебном процессе и получение ими  качественного образования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Понимание сущности  процесса обучения в вальдорфской  педагогике.         

  Процесс обучения в вальдорфской педагогике понимается как целостный процесс, охватывающий всего ученика: его тело, душу и дух -  имеющий своей основной задачей пробуждение и развитие способностей и задатков, а также обеспечение гармонии этих трех составляющих человека, что выражается в расширенном понятии здоровья, как цели обучения  [3, 107] В контексте педагогики данная модель учитывает и изучает человека  с трех сторон [4,74]:          

 телесной, которая занимается чувственно данным и рассматривает тело в его становлении и развитии, включая и сравнение строения и развития человеческого тела с животным миром;       

 душевной, которая занимается  переживанием мира человеческих чувств, жизни представлений и воли, а также их  основанием в органах тела; здесь рассматривается и отношение этих способностей между собой по мере развития человека в детстве и юности и т.д.;

духовной, когда рассматриваются такие состояния сознания, как бодрствование, сон, сновидения в их значении для человека и их роль в учебном процессе; способность познания на различных уровнях; вопросы  поиска идентичности собственного Я; вопросы о существе человеческого духа  и духовного развития и т.п.          

 Поскольку эти три  компонента целостного существа  человека тесно взаимосвязаны,  каждая часть влияет на другие части, то процесс обучения строится так, чтобы, как упоминалось выше,   способствовать гармоничному соотношению всех составляющих человеческое существо элементов.  В этой связи исследуются, какое влияние и какую роль может играть каждый отдельный предмет в развитии тела, души и духа. В обучение вовлекается, насколько это возможно и тело в виде разных форм двигательной активности, а также в виде активизации телесного опыта ребенка.  Учитывается также физиологическая сторона обучения, причем последняя рассматривается в тесной связи с душевными и духовными процессами.         

  Центральную роль в этой троичности играет душевная составляющая, так как она является срединной между телом и духом. Это значит, что,  затрагивая  душу ученика, мы оказываем влияние как на дух, так и на тело. Из этого следует большая значимость душевного, то есть чувства и переживания в обучении, чем это имеет место в традиционной школе.        Этот принцип обучения проявляется в трех основных характеристиках: мышлении, чувстве и воле, которые – в соответствии с основной методологической установкой, также мыслятся во взаимосвязях.  Эта тройная модель душевной жизни применяется в качестве инструмента структурного анализа каждого отдельного предмета, так и в качестве нормативной основы построения учебного плана в целом, а также подходу в преподаванию отдельного предмета. В каждом предмете преобладает та или иная составляющая, в которой, однако, присутствуют и обе остальные. Например, в математике преобладает мышление, однако в ней можно обнаружить и составляющую чувства (эстетический аспект), и волевой аспект (ритмический счет); в рукоделии и ручном труде преобладает волевая составляющая, но учитывается и мышление (устройство вещи, пригодность вещи для использования, вещь в контексте жизненной практики) и аспект чувства (эстетика) – вещь должна быть красивой и т.д. Преподавания искусств, которое в вальдорфской педагогике занимает очень существенное место, имеет своим центром культуру чувства, но включает и когнитивный аспект (рефлексия о свойствах красок и форм, характере музыкального произведения и т.д.) и аспект воли (необходимость постоянных упражнений и повторений) [5; 6].

В соответствии с этим общеантропологическим моментом и строится обучение, которое обращается прежде всего к переживанию. Основным структурным элементом, посредством которого осуществляется  обращение к переживанию, то есть  передача содержания образования, является образ. Именно благодаря включению  художественного и символического образа в обучение как центрального элемента последнего, достигается интеграция  всех остальных аспектов обучения в единое целое.         

 Духовный принцип обучения рассматривается, во-первых, в виде положения о собственной активности ученика, т.е. ученик рассматривается как активный субъект учения, во-вторых, духовное, как более глубокая сущность человека, является источником развития. В силу этого в обучении речь идет в первую очередь не о формировании, но о пробуждении и развитии духовного потенциала ученика,  сил его «Я», раскрывающихся в деятельном соприкосновении и работе с материалом обучения [7].          

 Под развитием вальдорфская педагогика  понимает процесс изменений во времени телесно-душевно-духовного состава человека во взаимосвязях всех элементов, изменений,  направленных к идеально-типической модели современного человека, действия которого основываются на свободном целеполагании в соответствии с понятием свободы.          

   Любое выделение отдельных секторов развития, как-то: когнитивного, эмоционального, личностного, морального и т.д. - как самоценности, без связи с другими элементами, искажает картину целого. В связи с этим вальдорфская школа выступает против интеллектуализации обучения за счет других компонентов целостной структуры личности.  В соответствии с этой принципиальной методологической позицией неверно рассматривать телесное, когнитивное и т.д. развитие изолировано  сами по себе и строить соответственно для каждого компонента отдельную программу обучения. В  каждом элементе развития (телесном, когнитивном, эмоциональном, личностном и т.д.) следует видеть и все остальные элементы. В связи  с этим меняется и диагностика результата педагогической работы школы, оценка ее успешности [3; 150, 42-50].         

  Процесс обучения оказывает глубокое влияние на развитие, но не является его источником.         

  Важнейшим, принципиальным компонентом понимания процесса обучения в вальдорфской школе является выделение разных возрастных этапов,  на которых существенно меняется весь характер обучения как по целям,  содержанию, методам, принципам так и по характеру отношения «учитель-ученик». Выделяются следующие этапы – большие периоды: дошкольный период (до 6 лет), период младшей и средней школы (7-14 лет) и период старшей школы (14-18 лет). В больших периодах выделяются более мелкие возрастные периоды - 4-6 лет, 7-10 лет, 10-12 лет, 12-14 лет, 14-16 лет,  16-18 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.  Принципы формирования содержания образования в вальдорфской школе.  

Учебный план (программа) школы определяется четырьмя основными  принципами: ориентация на человека и его развитие, ориентация на мир и культуру, ориентация на познание и практические упражнения,  но прежде всего - ориентация на ребенка и его конкретную ситуацию [4, 81-84], которая реализуется через принцип направленности обучения, т.е. вся воспитательная и учебная работа, и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели, приняв в качестве наиболее привлекательной цель всестороннего развития личности, учителя, мастера должны подчинить этой цели свою работу.[ 23 ]

Школа должна стремиться осуществлять возможное в  ситуации конкретного общества. «Вы поймете, что такая школа, как Вальдорфская, если она должна следовать принципу считывать свой учебный план, учебные цели из того, что 
существует, как познание человека, все же не может 
быть создана сегодня в смысле некоего идеала. Но 
обходимо идти на различные компромиссы, ибо это 
ведь невозможно, воспитывать и обучать ребенка 
сегодня так, как это можно было бы согласно абстрактному идеалу, согласно разве, что замыслу вальдорфской школы. Это входило бы в жизнь таким образом, что жизнью это просто бы не усваивалось» [3, 196].            

 Трехчастная структура  является системообразующей не только в плане содержания образования, но и в методическом плане, о чем мы скажем ниже. В соответствии с принципом троичности в каждом из трех  компонентов должны присутствовать и оба других, например,  в предметном знании элементы искусства и действия, в искусстве – практические упражнения и соответствующие знания, в практических дисциплинах наряду с практичностью и полезностью - эстетический компонент. Изделия должны быть красиво и тщательно оформленными и т.д. Этот учет троичности носит название принципа целостности в обучении.           

  Структурно учебная программа строится по вертикальному и горизонтальному принципам. Вертикальная программа рассматривает содержание обучения по отдельным предметам по ступеням обучения, что соответствует традиционному построению учебного плана (программы).  Помимо вертикальной программа вальдорфской школы имеет еще и горизонтальную структуру [4, 92-93]. Задачей горизонтальной структуры  программы является увязка различных предметов или предметных областей между собой, благодаря чему каждый отдельный предмет или предметная область соотносится со всеми другими предметами или предметными областями  по годам обучения. Благодаря горизонтальной учебной программе преодолевается разрозненность предметного преподавания и предметы, представленные в вертикальной программе  изолированными друг от друга, включаются в систему отношений взаимодействия и дополнительности.         

Информация о работе Вальдорфская педагогика