Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:30, реферат

Описание работы

В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей[2], не преподаётся детям, ни отдельным предметом, ни как религиозное верование[21][22]. Критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение[23][24][25]. Религиоведами[источник не указан 21 день], а также некоторыми критиками[25] централизованное и направляемое Антропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения (НРД) антропософии или как подобное НРД движение.

Содержание работы

• 1 Антропософское представление о человеке как основа вальдорфской педагогики
o 1.1 Триединство человека
o 1.2 Четыре сущности человека
o 1.3 Темпераменты
• 2 Исследовательские и образовательные учреждения
• 3 История
• 4 Особенности методики
o 4.1 Пособия
o 4.2 Основные методы преподавания
 4.2.1 Рациональное развитие памяти
 4.2.2 Интерес — как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития
 4.2.3 Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами как метод сохранения физического и психического здоровья
 4.2.4 Ритмический распорядок дня
 4.2.5 Преподавание «по эпохам»
 4.2.6 Принцип «гармонизации душевной жизни»
 4.2.7 Принцип «гармонизации социальной среды»
 4.2.7.1 Высокие требования к личности учителя
 4.2.7.2 Индивидуальный подход к ребёнку
 4.2.7.3 Совместная деятельность в классе
• 5 Критика
• 6 Вальдорфские выпускники
• 7 Примечания
• 8 Литература

Файлы: 1 файл

Вальдорфская педагогика.docx

— 204.48 Кб (Скачать файл)

Основные методы преподавания[править | править исходный текст]

Метод «душевной экономии»[39] — основной метод вальдорфской педагогики. Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребёнка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. В младшей школе на уроках рукоделия и во время подвижных игр особенно интенсивно развиваются мелкая и общая моторика, индивидуальная и групповая координация, что очень важно для интеллектуального и социального развития. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребёнка.

Рациональное развитие памяти[править | править исходный текст]

До 12 лет вальдорфская педагогика отвергает метод «наглядного обучения» ввиду того, что формирование понятий естественно для природы ребёнка после 12 лет. Взамен метода «наглядного обучения» предлагается метод «обучения в сопровождении чувств»[39]. Процесс запоминания облегчается благодаря включению движения чувств у ребёнка, которые являются опорой дляпамяти. Современная психология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных. Задача педагога — преодолеть безучастное отношение учеников к учебному материалу. В результате активного и живого стиля работы во время урока включается жизнь внутреннего чувства с её радостью и болью, с её приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребёнка, что ему интересно. Например, чувство ритмаявляется насущной потребностью ребёнка до полового созревания.[42] Поэтому в данном возрасте ребёнку легко даётся заучивание большого количества стихотворений. Также легко и весело заучивают дети таблицу умножения под ритмические хлопки и топанье ногами.

Интерес — как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития[править | править исходный текст]

Ребёнку интересно то, что созвучно процессам на данном этапе его  внутреннего развития. Так, детям  до 9 лет интересно активно играть, много двигаться, подражать и  слушать сказки. То есть их интерес ещё находится в области дошкольного периода, они там, где «мир добр». Поэтому обучение детей данного возраста строится на подражании, на подвижной игре и на сказках.[39]

Также младшие школьники ощущают  потребность в ритме, в живых  образах и в творческой фантазии, которая растет к 9 годам и наиболее остро ощущается от 9 до 12 лет. Во время рубикона (кризиса развития, происходящего в 9 лет) ребёнок отделяет себя от окружающего мира, ему уже интересны вещи «какие они есть на самом деле». Поэтому в обучение вводятся реалистические предметы: краеведение и зоология в 4-классе, география, ботаника и история в 5 классе.[40]

Равновесие между «созерцательными»  и «активными» предметами как  метод сохранения физического и  психического здоровья[править | править исходный текст]

Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

На странице обсуждения должны быть подробности.

 

При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей.[43][44][45] Решением данной проблемы является введение большого количества предметов, на которых дети занимаются активной деятельностью. Это эвритмия (вид искусства, разработанный Р. Штайнером), живопись и т. д. На созерцательных предметах педагог стремится разбудить воображение ребёнка, привести в движение его чувства. Это может быть интересное сообщение во время преподавания, либо захватывающий рассказ в конце урока. Главное — включить интерес как положительную эмоцию.[46]. В 2012 году в Германии отмечено, что у вальдорфских учеников значительно реже встречаются соматические расстройства - головные боли и боли в животе, бессоница (у 11% против 17% учеников из обычных школ[47].

Ритмический распорядок дня[править | править исходный текст]

В этом разделе  не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. 
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. 
Эта отметка установлена 10 октября 2013.

 

В течение учебного дня идет плавный  переход от умственной деятельности к физической через деятельность чувств. Существует строго определённый ритм дня. Утренняя зарядка в вальдорфской школе заменяется ритмической частью. Младшие школьники 20 минут активно движутся, ритмически топают и хлопают, читают стихи.

Первый урок — это главный урок, один из главных общеобразовательных предметов (математика, родной язык, география, физика, химия и т. п.) Затем идут уроки, на которых происходит ритмическое повторение. Это иностранный язык, музыка, эвритмия, гимнастика, живопись и др. Практической деятельностью занимаются в послеобеденное время. Это ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки.

Преподавание «по эпохам»[править | править исходный текст]

Главной особенностью преподавания в  вальдорфской школе является изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами»[48]. «Эпоха» длится 3-4 недели. Благодаря такому распределению материала ребёнок имеет возможность полностью вжиться в него. Ему не надо тратить энергию на начало и остановку. По окончании «эпохи» дети чувствуют прилив жизненных сил благодаря чувству удовлетворения, что за этот период они чего-то достигли.

Принцип «гармонизации  душевной жизни»[править | править исходный текст]

В процессе обучения и воспитания педагоги стремятся к равновесию в развитии трёх душевных способностей ребёнка: воли, чувства и мышления. Гармония душевной жизни создаёт  благоприятные условия для здоровой телесной жизни. Воля, чувства и мышление проявляются на каждом этапе развития ребёнка в соответствии с возрастными  особенностями. Это учитывается  в методической работе. Так, в начальной  школе в наибольшей степени обращаются преимущественно к воле ребёнка, в средней школе — к чувствам, в старших классах — к мышлению.[49]

Принцип «гармонизации  социальной среды»[править | править исходный текст]

Большое значение для ребёнка имеет  создание вокруг него здоровой социальной среды, так как индивидуальность может развиваться свободно, если вокруг ничто её не подавляет.[50]

Высокие требования к личности учителя[править | править исходный текст]

Чтобы избежать отрицательного влияния  на ребёнка, педагог должен заниматься самосовершенствованием, контролировать своёповедение .[51][52]

Индивидуальный подход к ребёнку[править | править исходный текст]

Данный подход позволяет наиболее полно раскрыться способностям и  не навредить здоровью ребёнка. Например, для того, чтобы уравновесить действие темперамента в ребёнке, ему дают возможность увидеть себя со стороны. Для этого детей с одинаковыми темпераментами часто сажают за одну парту. Безоценочная система обучения, отсутствие соревнований не вызывает у ребёнка, который действительно слабее других, чувства неполноценности. Единственной мерой его достижений является сравнение его собственных успехов сегодня с достижениями вчерашнего дня, что даёт возможность каждому ребёнку испытать состояние успеха и тем самым способствует накоплению антисуицидальных факторов личности и профилактикенаркомании. Индивидуальный подход избавляет ребёнка от лишних стрессов, исключает обесценивание личности ребёнка.

Совместная деятельность в классе[править | править исходный текст]

Дружный класс также способствует душевному комфорту ребёнка. Объединение  детей в классе происходит на ритмической  части, на занятиях эвритмией и ботмеровской гимнастикой. Согласованность движений возможна лишь при условии взаимного внимания друг к другу. Хоровое чтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Участие в совместных спектаклях учит действовать сообща, уважать друг друга, понимать, что результат их работы зависит от слаженности их действий, служит профилактикой неудачного социального опыта (одной из причин самоубийств[53]). Главным объединяющим фактором является авторитет учителя, который необходим ребёнку в качестве примера для осмысленного подражания и для чувства защиты. Очень важно учителю организовать свою работу таким образом, чтобы ученики становились все более самостоятельными, чтобы их личная привязанность к учителю перерастала в привязанность к школе. Это помогло бы их безболезненному переходу на старшую ступень.

Критика[править | править исходный текст]


Критики вальдорфской педагогики указывают на то, что её школы изначально предназначались для социальной адаптации детей. Создание первого учебного заведения такого рода профинансировал владелец табачной фабрики «Вальдорф-Астория», желавший воспитать квалифицированных рабочих[54].

Васильев В. А. ставит вальдорфской педагогике в вину то, что она целиком и полностью основывается на работах Р. Штайнера, многие высказывания которого носили оккультный характер[54].

Вальдорфские школы обвиняются представителями Русской православной церкви в идеологических связях с оккультизмом иантихристианской направленности[55][56][57][58].

Вальдорфские выпускники[править | править исходный текст]


Вопреки распространённому мнению, что вальдорфская педагогика создаёт для ученика «тепличные условия», не обеспечивает последующей социальной адаптации выпускников, что приводит к их маргинализации после окончания школы, практика показывает, что вальдорфские выпускники успешно учатся в вузах[48], что подтверждается исследованиями, проведёнными в разные годы. Так, в 1981 году в ходе изучения биографий граждан 1946—1947 гг. рождения по заказу Министерства образования (Бонн) под руководством Бернхарда Фира (Bernhard Vier) три независимых исследователя установили, что среди вальдорфских выпускников 22 % получили высшее образование, что в 3 раза выше уровня выпускников государственных школ, а среди тех, кто посещал вальдорфскую школу с 1 по 13 класс, этот показатель достигает 40 %; при этом отмечается, что эти результаты достигнуты при отсутствии внешнего дисциплинирования, нацеленности на конкретный результат, специализации до 13 класса, конкурентного давления и других негативных для психики факторов[7].

В 2012 году на пресс-конференции эксперт ОЭСР (OECD) в сфере образования и международный координатор исследованийPISA Андреас Шляйхер (Andreas Schleicher) представил результаты исследования Дюссельдорфского университета имени Генриха Гейне, которое было направлено на изучение внутришкольной ситуации[47]:

  • При одинаковых результатах выпускных экзаменов у вальдорфских учеников выше уровень мотивации (нравится учиться — 80 % против 67 % в обычных школах), так как обстановка в школе воспринимается как приятная и поддерживающая у 85 % и 60 % соответственно, хорошие отношения с учителем — 65 % и 31 % соответственно.
  • То, что развивает в учениках вальдорфская школа, в большой степени соответствует тому, что требует мир от человека, когда воспроизведение готовых знаний утрачивает значение, важно не законсервировать знания до ближайшего экзамена, а творчески и эффективно применять их в новых областях".

Существует множество примеров успешных карьер вальдорфских выпускников.[59][аффилированный источник? 27 дней]

Примечания[править | править исходный текст]


↑ Показывать компактно

  1. ↑ "...это педагогическое течение базируется на антропософских идеях, в частности — важности целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов для развития человека." Эпштейн, М. Н. Эпштейн М. М. Альтернативное образование. Идейные основания. Характерные черты. Многообразие альтернатив/М. М. Эпштейн. - СПб. : Образовательные проекты ; Образоват. центр "Участие", 2013. - 112 с. Стр. 55
  2. ↑ Перейти к:A Statement of Principles and Aspirations (англ.) (pdf). The European Council for Steiner Waldorf Education (May 2009). Проверено 15 декабря 2013. Архивировано из первоисточника 15 декабря 2013.

The educational activity in the schools and settings is informed by anthroposophy, a developing body of work initiated by the scientist, philosopher and educator Rudolf Steiner (1861-1925), focusing on the nature of the growing child and integrated approaches to teaching and learning. Emphasis is given to the dual aspects of care and learning. The educational approaches embrace pedagogy, curriculum, the assessment and evaluation of teaching and learning, and the organisation, administration and management of the settings or schools themselves. (Образовательная деятельность в школах и учреждениях основывается на антропософии, развивающемся учении, начатом учёным, философом и просветителем Рудольфом Штайнером (1861-1925), в центре внимания которого — природа растущего ребенка и интегрированный подход в обучении и воспитании. Особая роль отводится двойственности аспектов заботы и обучения. Этот образовательный подход включает в себя педагогику, учебный план, характеристику и оценку преподавания и учебы, а также организационную, административную и управленческую работу в самих учреждениях и школах.)

  1. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок .D0.91.D0.A1.D0.AD не указан текст
  2. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок vseslova не указан текст
  3. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок autogenerated1 не указан текст
  4. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок autogenerated2 не указан текст
  5. ↑ Перейти к:"...denn immerhin ist die Waldorfschule eine Gesamtschule reinsten Typs (...поскольку Вальдорфская школа - общеобразовательная школа в чистом виде)"DER SPIEGEL 51/1981 Beste Einsichten [1]
  6. ↑ Пегов, В.А. Вальдорфская педагогика в России: опыт первых трёх семилетий. Обзор научных исследований: Монография / В.А. Пегов. - Смоленск: СГАФКСТ, 2013. - 192 с. Стр. 9-12
  7. ↑ "Der Besuch einer Waldorfschule ist durch einen zensurfreien Bildungsweg ... gekennzeichnet. ... Der Lehrstoff ... wird weitgehend ohne Benützung von Schulbüchern vermittelt."Kompetenzen und individuelle Merkmale der Waldorfschüler/innen im Vergleich (нем.) (html). Bundesinstitut für Bildungsforschung, Innovation & Entwicklung des österreichischen Schulwesens (BIFIE). Проверено 15 декабря 2013.Архивировано из первоисточника 16 декабря 2013.
  8. ↑ Statistics for Waldorf schools worldwide
  9. ↑ Paull, John (2011) Rudolf Steiner and the Oxford Conference: The Birth of Waldorf Education in Britain. European Journal of Educational Studies, 3(1): 53–66.
  10. ↑ Statistics for Waldorf schools worldwide

Информация о работе Вальдорфская педагогика