Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Когда в 1919 году в Германии Рудольф Штайнер предложил открыть при табачной фабрике Вальдорф-Астория маленькую школу для детей рабочих, едва ли кто-то мог предположить, что спустя десятилетия вальдорфская педагогика завоюет сердца многих тысяч родителей, педагогов и детей во всем мире. С другой стороны, с самого зарождения вальдорфской педагогики и вплоть до сегодняшнего дня не умолкают голоса противников Рудольфа Штайнера. Радикально настроенные представители традиционных религиозных конфессий утверждают, что связанная с антропософией (эзотерическим религиозно-мистическим течением, популярным в начале двадцатого столетия) педагогика противоречит как христианству, так и другим традиционным мировым религиям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА …………………………….……….4
2 ВАЛЬДОРФСКАЯ (ШТАЙНЕРОВСКАЯ) СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ………….7
3 КРИТИКА ВАЛЬДОРФСКОГО УЧЕНИЯ…………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………14

Файлы: 1 файл

Контрольная по педагогике .doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал  в г. Минске 

Кафедра правоведения и социальной теории 
 
 
 

Контрольная работа 
 

по дисциплине «Педагогика» 

по теме «Вальдорфская педагогика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил:

              студент __ курса

              специальности ___________________

              ____________________  

                 (Фамилия, И.О.) 

              Проверил:

              ______________________

                            (должность)

              _______________________

                            (Фамилия, И.О.) 
               
               
               
               
               
               

Минск   2011 

 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА …………………………….……….4

2 ВАЛЬДОРФСКАЯ (ШТАЙНЕРОВСКАЯ) СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ………….7

3 КРИТИКА ВАЛЬДОРФСКОГО  УЧЕНИЯ…………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………14

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Когда в 1919 году в Германии Рудольф Штайнер предложил открыть при табачной фабрике Вальдорф-Астория маленькую школу для детей рабочих, едва ли кто-то мог предположить, что спустя десятилетия вальдорфская педагогика завоюет сердца многих тысяч родителей, педагогов и детей во всем мире. С другой стороны, с самого зарождения вальдорфской педагогики и вплоть до сегодняшнего дня не умолкают голоса противников Рудольфа Штайнера. Радикально настроенные представители традиционных религиозных конфессий утверждают, что связанная с антропософией (эзотерическим религиозно-мистическим течением, популярным в начале двадцатого столетия) педагогика противоречит как христианству, так и другим традиционным мировым религиям.

     Педагоги  в штыки встречают принципы вальдорфской системы: очень позднее – по меркам классической педагогики – начало обучения чтению, письму, математике; отсутствие оценок, экзаменов, контрольных работ.

     Ученые  восстают против ненаучных мистических  принципов, лежащих в основе вальдорфской педагогики.

     Родители  волнуются, сможет ли ребенок, привыкший к вольнице вальдорфского детского сада, адаптироваться к учебным и дисциплинарным требованиям обычной школы…

     Пожалуй, ни об одной педагогической системе  за последнее столетие не высказывалось столько противоречивых мнений. Так что же такое вальдорфская педагогика на самом деле? Отработанная десятилетиями система гармоничного воспитания? Панацея от зол современного мира? Эзотерическое лжеучение?

     В настоящее время вальдорфские детские  сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и России. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и более 900 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран.

     Фундаментом вальдорфского образования считается  другой взгляд на человеческую жизнь и ее стадии.

 

1 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  

     Согласно  вальдорфскому образованию, вся жизнь человека делится на три фазы: от рождения до 21 года, от 21 до 42 и от 42 лет до смерти. 

     От  рождения до 21 года происходит развитие человеческого существа, воплощение, вхождение в земную судьбу, в мир. В 7 лет человек идет в школу, в 14 лет начинается период полового созревания – эти точки являются ключевыми в этой фазе.  К 21 году человек начинает приобретать реальный жизненный опыт. И если в первой фазе в основном развивается физическое тело, то во второй уже раскрываются душевные возможности.  Третья фаза вальдорфской педагогики называется периодом «свободного действования». Именно в это время происходит реальное движение вперед – человек начинает отдавать свои знания и опыт другим.

     Рассмотрим  здесь первую, детскую фазу развития ребёнка от грудного возраста до достижения взрослости в 21 год, которая, в свою очередь, тоже делится на три периода.

      Первый  период (от 0 до 7) – грудной и маленький  ребёнок, ещё полностью погружённый в атмосферу родительского дома и окружённый материнской заботой.

      Второй  период (от 7 до 14) – ребёнок делает шаг в мир. Наряду с домом, важную роль играет школа.

      Третий  период (от 14 до 21) – время завершения общего образования и подготовки к будущей профессии.

     С биологической точки зрения можно  определить те же периоды так: 

     1. период от рождения до смены  зубов; 2. период от смены зубов до наступления половой зрелости; 3. период от наступления половой зрелости до совершеннолетия.

     Маленький ребёнок характеризуется большой открытостью к миру. Без душевного сопротивления он вбирает в себя всё из окружающего мира и встречает его с безграничным доверием. Он живёт в мире, где неразличимо смешаны добро и зло.

     Все органы чувств открыты. Из внутренней активности он отвечает подражанием, имитацией. Через подражание он учится говорить, при этом для ребёнка открываются врата в человеческую духовную жизнь. Ребёнок подражает не только видимым фактам, но и образу мыслей человека, который долго находится с ним. Это становится составной частью его жизни. Тот, кто в раннем детском возрасте не смог реализовать эту потребность, прежде всего, из-за недостаточного душевного контакта с родителями, остаётся подражателем навсегда, неуверенным, неудовлетворённым собой человеком. В этой фазе отношение ребенка к окружению отмечено доверием и открытостью, невозможными ни в какой другой фазе человеческой жизни.

     Ребёнок второго семилетия имеет уже свой собственный мир, в котором он живёт. Этот мир, словно сказочный сад, обнесён высокой стеной, отгораживающей его от действительности. Ребёнок царствует в этом мире. Здесь возможно всё, о чём мечтается.

     Внешний мир проникает туда только отдельными кусками, элементы внешнего мира принимаются в собственный мир и преобразуются в нём, пока не станут своими. В этот период у ребёнка много друзей. Он настроен на общение. Но дружеские связи ещё довольно внешние и, в сущности, не настроены на другого. Они, скорее, определяются желанием жить и играть с другими в своём собственном мире.

     В возрасте примерно семи лет у ребёнка появляются новые устремления. Он хочет идти в школу, хочет учиться, он хочет обрести внутреннюю опору, он хочет испытывать полное доверие к учителю, всему, что тот говорит и делает.

     У детей, которые в первые годы жизни  получали достаточную пищу для удовлетворения своей потребности к подражанию, это стремление к авторитету естественно.

     Дети, которым слишком рано пришлось принимать самостоятельные решения и выдавать самостоятельные суждения, нередко чувствуют определённую неуверенность. Их недоверчивость, стремление к противоречию свидетельствуют не о силе духа, а о внутренней слабости. Поскольку потребности в подражании в раннем детстве не были удовлетворены, они ищут для себя, особенно в подростковом возрасте, так называемые «особенные авторитеты».

     В период полового созревания (пубертатный период) пробуждается стремление проверить внешнюю сторону бытия, научиться понимать жизнь человека во всех её проявлениях, другими словами, ребёнок достигает такого возраста, когда у него формируются действительно глубокие интересы. Он нуждается в людях, умеющих ненавязчиво наладить с ним душевный контакт, подсказать ему истинный путь к знаниям и деятельности, помочь найти смысл жизни, предостеречь от безличной пустоты.

     Только  в третий период, с началом полового созревания, стена между внутренним миром ребёнка и действительностью медленно рушится. Он хочет изнутри завоевать эту действительность и может это сделать, потому что за прошедший период он приобрёл душевное единство. В своём собственном мире он познал центр, с которым всё соотносится: собственное «Я» – свою индивидуальность. Теперь, исходя из этого, он проникает во внешний мир и хочет его преобразовать согласно своим собственным нормам. Он стал теперь социально активен. Дружеские связи, которые теперь образуются, являются настоящими дружескими связями. Это поиск другого человека как индивидуальности. У подростков, если они, благодаря полученному к этому возрасту соответствующему воспитанию, жизнелюбивы и уверены в себе, потребность в углублённом познании мира и человека возникает как бы сама собой.

     Итак, социальные способности, которые можно  воспитать на описанном здесь пути, таковы:

  • через подражание в дошкольном возрасте – к осознанию свободы и неприкосновенности других людей;
  • через авторитет в школьные годы – к чувству уверенности в жизни, а благодаря этому к способности демократической совместной работы;
  • через обучение, осуществляемое в подростковом возрасте в близком человеческом контакте с учителями – к углублённому интересу к миру, к людям, к жизни.
 
 
 

 

      2 ВАЛЬДОРФСКАЯ (ШТАЙНЕРОВСКАЯ) СИСТЕМА  ОБРАЗОВАНИЯ 

     Эта система основана на уважении к детству, и учете индивидуальных потребностей каждого ученика. Программы этих школ нацелены в большей степени на развитие природных способностей ребенка, чем просто на передачу знаний. Они предполагают такой способ познания мира, который развивает в ученике чувство сопричастности ко всему, формируя активную позицию ребенка. Одна из отличительных способностей Вальдорфской системы – широта подхода и междисциплинарность. Такой метод позволяет сформировать представление о мире в целом. Понятно, что, имея такое представление, ученику не только легче осваивать отдельные области знаний, но и самостоятельно установить связь между явлениями, понять причины их возникновения и предугадать их развитие.

     Знания  в вальдорфской школе – это средства:

  • душевного и духовного обогащения ребёнка;
  • укрепления его волевой сферы: учебный материал связывается с жизнью ребёнка, используется в его практической деятельности;
  • познания окружающего мира во всех его взаимосвязях.

     Чем больше удаётся показать определённое явление как часть чего-то большого целого или же включённость во взаимодействии с другими явлениями, тем больше ученик переживает чувство осмысленности. И, напротив, изолированное знание быстро начинает казаться бессодержательным, пустым и бессмысленным.

     Поиск взаимосвязей побуждает учеников самостоятельно исследовать самые различные направления, задавать вопросы и пытаться найти ответ на них.

     Тем самым побуждается воля к мышлению, рождаются новые теории и идеи.

     Вальдорфская  педагогика сверхинтернациональна. По внутренней сути, она воспитывает открытость к миру и может принимать самые разные формы в зависимости от окружающей культурной среды. Ведь человечность – краеугольный камень этой системы – не принадлежит какому-то одному народу.

     Неповторимость  каждой личности и каждой культуры – великое богатство человечества! Одной из важных целей Вальдорфская системы является обучение взаимодействию с другими культурами, воспитание понимания их и уважения к ним. Человек, воспитанный в уважении к другим мировоззрениям, одинаково уверенно чувствует себя в любом социальном окружении и, общаясь с людьми, не акцентируется на цвете кожи или социальной принадлежности, а воспринимает действительную внутреннюю сущность человека.

Информация о работе Вальдорфская педагогика