Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

Файлы: 1 файл

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

 

 На первый взгляд  в этой группе способных детей  нет, они проявляют интерес  и активность, но эпизодически  и нерегулярно. У детей есть  интерес, но технические навыки  отсутствуют. Дети предпочитают  рисовать карандашом и красками.

 

 При проведении исследовательской  работы были использованы следующие  методы:

 

 наблюдение – древнейший  метод познания, научный метод  исследования, не ограниченный простой  регистрацией фактов, а научно  объясняющий причины того или  другого явления;

 

 эксперимент – основной  метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в  деятельность испытуемого с целью  создания условий для выполнения  действий;

 

 диагностика и тестирование  – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения  сравнительно кратковременных одноразовых  испытаний, а также с целью  коррекции творческих отклонений;

 

 анализ продуктов деятельности  – один из методов психологи,  изучающей детские рисунки, стихи,  аппликации, конструирование, другие  продукты деятельности ребенка;

 

 метод исследования  личности – совокупность способов  и приемов изучения психологических  проявлений личности человека.

 

 Целью исследовательской  работы является выявление и  развитие творческих способностей  у детей подготовительной группы, путем проведения занимательных  занятий рисованием красками.

 

 Задачами исследовательской  работы является:

 

- проведение исследовательской  работы по выявлению художественных  способностей детей в старшем  дошкольном возрасте в технике  живописи;

 

- разработка путей развития  творческих способностей в области  рисования живописными материалами;

 

- апробирование инновационных  техник в живописи для развития  художественных способностей старшего  дошкольного возраста.

 

 Были подобраны критерии  оценивания уровней развития  художественно-творческих способностей  в области рисования красками. Основными направления изучения  художественно-творческих способностей  данной работы являются:

 

1) способность создания  художественного образа на основе  привлечения накопленного сенсорного  опыта и преобразование его  при помощи воображения;

 

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

 

3) способность рационально  применять различные техники  и рисовать живописными материалами,  используя цвет.

 

 Приоритетным направлением  в диагностике развития способностей  в живописи стала способность  создания художественного образа  с помощью цвета и применения  различных техник живописи..

 

 Проводимая исследовательская  работа состояла из трех этапов:

 

1) констатирующий;

 

2) формирующий;

 

3) итоговый.

 

 Для проведения исследовательской  работы был разработан специальный  цикл занятий.

 

1 –й этап.

 

 Констатирующий эксперимент.

 

 Цель: выявить уровень  художественно-творческих способностей  рисования живописными материалами,  выработанные предыдущим опытом.

 

 Констатирующий эксперимент  был проведен в виде занятия  со всей группой на тему  «Пасмурный весенний день».

 

 Программное содержание:

 

 закреплять умение  работать с красками, свободно  применяя технику воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.

 

 В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.

 

 Также была использована  наглядность в виде иллюстраций,  на которых изображена пасмурная  погода.

 

 Положительным в занятии  было то, что половина детей  справилась с поставленной целью.

 

 Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей.

 

 Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.

№ 

 Имя

 

ребенка 

 Увлечен.

 

 темой и 

 

техникой 

 Способн.

 

 созд. худ.

 

образ 

 Способн.

 

 к цвето-

 

воспр. 

 Способн.

 

 рацион.

 

 применять

 

техники 

 Владение

 

 техникой

 

изображен. 

 Знание

 

 основ

 

цветовед.

1. Дима Б. 

 

 

 

 

 

 

2. Максим Г. 

 

 

 

 

 

 

3. Ярик Я. 

 

 

 

 

 

 

4. Юра К. 

 

 

 

 

 

 

5. Влада В. 

 

 

 

 

 

 

6. Халид К. 

 

 

 

 

 

 

7. Саша Л. 

 

 

 

 

 

 

8 Лена М. 

 

 

 

 

 

 

9. Настя М. 

 

 

 

 

 

 

10. Юля О. 

 

 

 

 

 

 

11. Саша П. 

 

 

 

 

 

 

12. Эля Р. 

 

 

 

 

 

 

13. Настя Р. 

 

 

 

 

 

 

14. Женя Ч. 

 

 

 

 

 

 

15. Костя Ш. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Условные обозначения:

 

 низкий уровень;

 

 средний уровень;

 

 высокий уровень

 

 Вывод констатирующего  эксперимента: из проведенного эксперимента  видно, что увлеченность темой  и техникой у детей развита  на высоком уровне, способность  создавать художественный образ  почти у всех отсутствует, так  же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Настя Р., Юля О., Саша П., Халид К., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.

 

2 –й этап.

 

 Формирующий эксперимент.

 

 Проводился с детьми: Настя Р., Саша П., Юля О., Халид К., которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки художественно-творческих способностей, а точнее способность передавать художественный образ с помощью цвета.

 

 Цель формирующего  эксперимента: развитие художественно-творческих  способностей у детей 6-7 лет  с помощью нетрадиционных техник  в живописи.

 

 При проведении формирующего  эксперимента были использованы  индивидуальные занятия со способными  детьми, дидактические игры и  упражнения.

 

Тема: «Весеннее дерево».

 

 Программное содержание:

 

 закреплять умение  рисовать с помощью «тычка»; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами.

 

 Ход занятия.

 

 В начале занятия  детям были прочитаны стихотворения  о весенних деревьях. В течение  занятия были использованы следующие  методы: объяснение с частичным  показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка. Также было  использовано упражнение «вхождение  в образ».

 

 Детям было предложено  описать по прочитанным стихотворениям, каким они видят это дерево.

 

 Дети активно приступили  к работе, применяя соединение  техник: аппликация из ниток, рисование  «тычком», используя цветоведение.

 

 Дети были очень  заинтересованы этой техникой, выполнили  задание на хорошем уровне, проявив  способность к цветовосприятию окружающего мира.

 

Тема: «Одуванчики в траве».

 

 Программное содержание:

 

 Учить детей представлять  образ цветка в соответствии  с его описанием в стихотворениях  поэтов; закреплять навыки рисования  штрихами полусухой кистью –  прямыми штрихами при рисовании  желтой головки цветка. При изображении  белой головки использовать прием  «набрызга». Развить способность рационально применять технику «набрызга».

 

 Ход занятия.

 

 В начале занятия  детям были прочитаны стихотворения  и предоставлены иллюстрации  с изображением одуванчиков. В  течение занятия был использован  рассказ о технике «набрызга». Прошло закрепление с детьми о последовательности выполнения работы.

 

 Детей заинтересовало  нестандартное оборудование (зубные  щетки), которое было им предложено  и вызывало неподдельный интерес.

 

 Дети получили огромное  удовольствие от предложенной  техники и добились хороших  результатов.

 

Тема: «Летний пляж».

 

 Программное содержание:

 

 Закреплять умение  рисовать «по-сырому», развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов впечатлений; научить детей создавать художественный образ при помощи цвета, опираясь на предыдущий сенсорный опыт.

 

 Ход занятия.

 

 Детям было предложено  оборудование и иллюстративный  материал. В ходе занятия использовалась  музыка, различная по содержанию  и характеру. Был предложен  рисунок-схема с изображением  солнца и волнообразных линий  – некая поверхность, с помощью  подбора цвета дети должны  были превратить в ледяную  пустыню африканскую жаркую пустыню  или в солнечный ласковый пляж. Дети использовали различные  тона и цветовую гамму для  получения рисунков, имеющих разный  характер. Использовался контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный  подход. Занимательность преобладала в разнообразии цветовых оттенков. Дети были активны и эмоциональны, что видно из их работ.

 

 Так же были проведены  следующие упражнения: «Времена  года», «Части суток», «Цветной  круг», «Настроение тучек», в ходе  которых было видно, что дети  заинтересованы работой с красками, но умения и навыки подбирать  нужный цвет находятся на низком  уровне. В ходе упражнений у  детей развивались умения создавать  художественный образ с помощью  цвета, но в основном дети  упражнялись в применении нетрадиционных  живописных техник.

 

3 –й этап.

 

 Итоговый эксперимент.

 

 Цель: выявить уровень  художественно-творческих способностей  рисования живописными материалами,  выработанных в ходе формирующего  эксперимента.

 

 Итоговый эксперимент  был проведен в виде коллективной  работы со всеми детьми на  тему «Царство Нептуна».

 

 Программное содержание:

 

 Закреплять умение  самостоятельно подбирать технику,  цветовой образ для создания  коллективной работы; закреплять  навыки работы нетрадиционными  материалами и техниками; воспитывать  интерес к нетрадиционным живописным  техникам.

 

 В ходе занятия были  использованы такие методы и  приемы как: рассказ, вопросы,  показ, объяснение, указание, напоминание,  анализ. Детям было предложено  нетрадиционное оборудование и  иллюстративный материал. Также  использовалась музыка для лучшего  эмоционального настроя. Дети  использовали мыльную пену различных  оттенков, что вызвало огромный  интерес к работе.

 

 Дети активно и старательно  выполняли работу. Коллективная  работа получилась очень интересной  по содержанию.

 

 Итог подведен в  виде таблицы:

№ 

 Имя

 

ребенка 

 Увлечен.

 

 темой и 

 

техникой 

 Способн.

 

 созд. худ.

 

образ 

 Способн.

 

 к цвето-

 

воспр. 

 Способн.

 

 рацион.

 

 применять

 

техники 

 Владение

 

 техникой

 

изображен. 

 Знание

 

 основ

 

цветовед.

1. Дима Б. 

2. Максим Г. 

3. Ярик Я. 

4. Юра К.

5. Влада В. 

6. Халид К. 

7. Саша Л. 

8 Лена М. 

9. Настя М. 

10. Юля О. 

11. Саша П. 

12. Эля Р. 

13. Настя Р. 

14. Женя Ч. 

15. Костя Ш. 

 

 Условные обозначения:

 

 низкий уровень;

 

 средний уровень;

 

 высокий уровень.

 

 Вывод итогового эксперимента: проведя цикл занятий с использованием  разнообразных техник, видно, что  у детей, имеющих способности  к работе красками и нетрадиционным  техникам, изучаемые показатели  находятся на высоком уровне, например, знание основ цветоведения. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

 

 

 Вывод по исследовательской  работе:

 

 Все задачи, которые  были поставлены в начале исследовательской  работы, были выполнены. Был проведен  анализ специальной и научной  литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Проведена исследовательская работа по выявлению художественных способностей детей в технике живописи. Были разработаны пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами. Апробированы инновационные техники в живописи для развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Информация о работе Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами