Виды и задачи исследовательской деятельности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:40, реферат

Описание работы

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов.

Содержание работы

Введение 2
Виды исследовательской деятельности студентов. 3
Структура научной самостоятельной работы студентов в вузе 4
Формы научной самостоятельной работы в вузе 6
Самостоятельная научная исследовательская работа студентов 10
Виды научно-исследовательской самостоятельной работы студентов 12
Заключение. 17
Список источников. 18

Файлы: 1 файл

Контольная работа по методологий Богданова Ольга, гр 3421.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 




 

Хозяйка

[Выберите дату]




 

Министерство образования  и науки РФ ФГБОУ ВПО 

«Глазовский государственный  педагогический институт им. В. Г. Короленко»

факультет педагогики и  методики дошкольного образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа по политологии

на тему:

«Виды и задачи исследовательской деятельности студентов».

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       выполнила: студентка гр. 3421

                                                       заочного отделения

                                                       дошкольного факультета ПиМдо

                                                       Богданова Ольга Алексеевна

                                                       проверил:  кандидат педагогических наук,

                                                       доцент

       Пацукова  Т. Н. 

 

 

 

 

 

г. Глазов, 2012 г.                           

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

Введение

 Научно-исследовательская  работа студентов является одной  из важнейших форм учебного  процесса. Научные лаборатории и  кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения. Часто труд преподавателя сравнивают с трудом садовника. Так вот, если подготовку простых студентов можно сравнить с выращиванием картофеля, где имеются наработанные технологии и удобрения, то подготовку будущих научных работников в кружках и лабораториях ВУЗов можно сравнить с выращиванием редкого на наших полях ананаса. Один неверный шаг, один неверный совет, - и весь долгий труд может оказаться бесполезным, и редкое растение погибнет, не принеся плодов.

 Студенческие научные  объединения часто становятся  кузницей молодых кадров для ВУЗов, в стенах которых они работают и за их пределами. Уже в трудах Ломоносова мы встречаем слова о необходимости поощрения молодых студентов, изъявивших желание заниматься собственными исследованиями во внеаудиторные часы. Не этому ли обязана русская наука, своему освобождению к концу 19-го века от засилья иностранцев, выдвинув ряд учёных мирового масштаба.

 Сегодня, когда  Россия и её наука переживают  не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности студентов. Плохое финансирование образовательных учреждений породило начало процесса старения преподавательского  состава. С одной стороны, происходит процесс фильтрации, когда в ВУЗах остаются люди, действительно любящие свою профессию, и не способные променять её на какую-либо другую. Но с другой, этот процесс способен привести к такой ситуации, что через десять-двадцать лет нехватка кадров приведёт к снижению «планки» при отборе преподавателей, и высочайший уровень образования, которым славилась и славится советская и российская система высшего образования, уйдёт в историю. Студенты, занимающиеся научной работой, - это не самая большая часть затрат бюджета ВУЗа; они требуют главным образом моральной поддержки, и отказывать им в этом просто кощунственно.

 Целью данной работы  является рассмотреть известные  виды и формы научно-исследовательской  работы студентов Целью данной  работы является рассмотреть известные виды и формы научно-исследовательской работы студентов.

 

 

 

Виды исследовательской  деятельности студентов.

 

Научная самостоятельная  работа является одним из важнейших  средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами стандарта в процессе обучения и самообразования, выполнения научно-исследовательских работ, коллективной и индивидуальной творческой деятельности. Требования к организации и проведению научной самостоятельной работе в вузах, как правило, находит своё отражение в нормативных документах и регламентируется специальными Положениями вуза.

Научная самостоятельная  работа студентов опирается на умения и навыки самостоятельной работы, которые развиваются у них  в процессе учебной деятельности с первого курса.

Научная самостоятельная работа по своей организации и содержанию в педагогическом университете разделяется на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работы (рис. 1).

 

 

 

 

 

Рис. 1.

 

Структура научной  самостоятельной работы студентов  в вузе

 

Ведущая роль, особенно на младших курсах, в руководстве  научной самостоятельной работой принадлежит преподавателям. Продвижение студента в учебе и научной работе увеличивает его долю и степень самостоятельности, когда от роли руководителя и организатора преподаватель постепенно переходит к роли советчика и консультанта. Организационно научная самостоятельная работа может проходить по-разному:

а) под руководством преподавателя (научного руководителя), что соответствует репродуктивному и самостоятельному уровню СРС;

б) в рамках научного студенческого кружка, научной  группы и научного студенческого общества и т.д.;

в) индивидуально в  сотрудничестве с преподавателями  кафедры, что соответствует переходу студента от самостоятельного уровня к научному уровню организации и осуществлению его познавательной деятельности.

Четко сформулированная задача, проблема, постоянный интерес  руководителя к научной самостоятельной работе студента стимулируют интенсивность и качество его работы (участие в работе кружков на кафедрах, в научных конференциях разного уровня, а также в написании курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.).

Поскольку участие в  научной самостоятельной работе является составной частью профессионального  образования студента, то одним из показателей успешности будет являться сформированные у него умения и навыки, которые он развивает в результате познавательной деятельности и самообразования:

а) умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном (нескольких) источнике, ориентация в отобранных (рекомендуемых) публикациях и др. и смысловой ее переработки, содержащейся в различных источниках – учебниках, методических материалах, электронной учебной продукции, ресурсах Интернета и др ;

б) умения и навыки письменной фиксации информации для ее последующего использования с помощью различных видов записи (план, конспект, реферат, сообщение, аннотация и др.);

в) умение доложить результаты исследования и подготовить их к опубликованию.

В вузе сложились  определенные формы научной самостоятельной работы студентов, которые представлены на рисунке 2.

 

Рис. 2

 

Формы научной  самостоятельной работы в вузе

 

На первом этапе (на протяжении первого – второго курсов) студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, воспитывая любовь к избранной специальности. Формами УИРС на этом этапе, могут быть: написание рефератов по изучаемым курсам; составление библиографии по определенной теме, в том числе и на основе анализа ресурсов Интернета; участие в изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, макетов, моделей); изготовление по заданиям кафедр чертежей, схем, плакатов; участие в подготовке лекционного демонстрационного материала, в том числе и с использованием возможностей компьютерных технологий; разработка компьютерных учебных программ; выполнение заданий во время учебной и производственной практики и т.д.

На втором этапе студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические или экспериментальные разработки. Как правило, эти исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных, курсовых иди дипломных работ, а также при прохождении производственной практики.

На этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты по методологическим вопросам, которые заслушиваются и обсуждаются на занятиях. Обязательным дополнением УИРС на обоих ее этапах следует считать работу в научных кружках студенческого научного общества во внеучебное время.

Лучшие работы студентов  рекомендуются на студенческие научно-технические  конференции, конкурсы, выставки.

Реферат, доклад, курсовая и дипломная работы являются основными научными исследованиями, которые студент осуществляет в период обучения в вузе. При выполнении этих форм самостоятельной работы студент показывает свои умения поиска литературы, ее конспектирования, анализа и обобщения подобранного материала, составления плана, структурирования научного исследования, оформления работы. Рассмотрим общие требования к выполнению доклада, реферата, курсовой и дипломной работ.

Реферат – сжатое, письменное изложение научной информации по конкретной теме.

Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента с согласия преподавателя той дисциплины, по которой он пишется.

Реферат бывает монографическим  – по одному источнику, например, реферирование монографий, статей, учебных пособий, и обзорным – по нескольким источником, предполагает анализ выбранной темы.

Структура основной части реферата может содержать разделы:

  • сведения об авторе реферируемого материала, если это необходимо для полного раскрытия темы;
  • в главной части реферата описание научной информации по теме;
  • обобщения, выводы, замечания, значение выбранной темы.

Реферирование может быть посвящено частной проблеме или обобщению различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему, и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер деятельности по написанию реферата представляет его основную научную ценность.

Реферат может излагать основное содержание научной статьи или монографии. Такой реферат содержит основное содержание первоисточника, и обязательно указывается точка зрения составителя, с которой он рассматривает проблему.

Как и у любого вида научной самостоятельной работы, реферирование имеет несколько обязательных этапов.

  1. Выбор темы студентом происходит самостоятельно и определяется тематикой рефератов, которая приводится в каждом УМК по всем изучаемым в университете дисциплинам.
  2. Определение целей, задач и проблем, которые раскрывают сущность выбранной темы.
  3. Подбор литературы и составление библиографического списка основных источников, который составляет, как правило, 15 – 20 источников.
  4. Выполнение выписок, конспектов из подобранных учебных пособий и статей. Особое внимание уделяется определениям, классификациям, анализу различных подходов при раскрытии темы реферата.
  5. Составление плана основной части реферата и написание самого реферата, его оформление. Реферат может быть оформлен в напечатанном или рукописном виде. Перед защитой реферата желательно показать его черновик преподавателю, затем уже окончательно оформлять.
  6. С рефератом студент может выступить на семинарском или лабораторно-практическом занятии.

Доклад – форма самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает сущность исследуемой проблемы, анализирует различные подходы к её изучению, а также собственные взгляды на нее.

Подготовка доклада  требует от студента самостоятельной  и интеллектуальной работы, поскольку включает в себя такие обязательные элементы, от которых зависит и качество его выполнения и успешность проделанной работы:

  1. изучение наиболее важных работ по выбранной теме, перечень которых дает или преподаватель или студент предлагает сам;
  2. анализ подобранного материала, выделение наиболее значимых фактов, мнений, подходов различных ученых и научных положений;
  3. обобщение и логическое построение доклада;
  4. написание доклада с соблюдением требований научного стиля.

Доклады бывают письменные и устные.

Структура доклада зависит от вида и уровня самостоятельной работы:  он  рассматривается как форма учебной самостоятельной работы для выступления на семинарском занятии, и форма научной самостоятельной работы для выступления на кружке, конференции и др.

Информация о работе Виды и задачи исследовательской деятельности студентов