Виды инструктажей на
уроке трудового обучения.
Трудовое обучение –
это часть всего учебно-воспитательного
процесса в школе, оно служит всестороннему
и гармоническому развитию личности
учащихся, подготовке к практической
деятельности. Роль трудового обучения в умственном воспитании обуславливается
тем, что в труде у человека расширяется
круг восприятия и представления, совершенствуются
познавательные способности, формируются
основные процессы умственной деятельности
(анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается
умение самостоятельно приобретать знания
и применять их на практике.
Задачи, стоящие перед учителем
при изучении материала.
- Научить учащихся обращаться с инструментами, оборудованием, приспособлениями и подготавливать их к работе.
- Научить учащихся правильно и рационально выполнять трудовые приемы.
- Научить учащихся правильно выполнять трудовые операции.
Вводный инструктаж по
всей теме проводится для того, чтобы открыть перспективы
изучения темы, а также настроить учащихся
на выполнение данных учебных заданий.
На такой вводный инструктаж затрачивается
от 7-10 мин. Он может быть:
- по простой комплексной работе сообщается наименование темы и количество часов на изучение;
- по сложной комплексной работе кратко ознакомить учащихся с содержанием темы: сообщить какие работы будут выполняться учащимися по всей теме, показать эти работы и дать краткую их характеристику; указать какой материал из пройденного следует повторить учащимся для лучшего усвоения темы.
Вводный инструктаж по материалам урока по операционной
теме.
Примерная схема.
- Проверить теоретическую подготовку учащихся к уроку (задаются вопросы) Учитель задает вопросы краткие и опрашивает как можно больше учащихся. Вопросы задаются не сложные, учитывая способности учащихся.
- Объяснить организацию рабочих мест и порядок выполнения операции. Материал излагать учитывая подготовку учащихся методом рассказа-объяснения, используя при этом чертежи, инструкционные карты, образцы.
- Показать изучаемые трудовые приемы и операции. Демонстрация трудовых приемов и операций показывается подробно, каждый элемент и всю операцию в рабочем , замедленном и снова в рабочем темпе.
- Предупредить о типичных ошибках и способов контроля.
- Сообщить технику безопасности.
- Проверить, как учащиеся усвоили материал. Задавать самые сложные теоретические вопросы обязательно спросить технику безопасности, повторить приемы и операции учащихся, которые демонстрировал учитель. Желательно наиболее сложные вопросы повторить два раза для слабых учащихся.
- Желательно повторить показ трудовых приемов.
- Учащиеся приступают к выполнению заданий.
Текущий инструктаж по операционной теме.
При обходе рабочих мест
учитель подходит к каждому учащемуся,
учитывая индивидуальные способности, наблюдает за работой.
Если учащиеся допускают ошибки, останавливают
работу, и при помощи наводящих вопросов
добиваются, чтобы сам учащийся нашел
ошибку и исправил ее, если учащийся не
может найти ошибку или исправить, учитель
практически показывает трудовой прием
и операции. Если учащийся справляется
с заданием, необходимо похвалить и инструктировать
следующих учащихся.
Заключительный инструктаж по операционной теме.
- Подвести итоги за урок. Обычно проводится методом беседы. При разборе работ можно вызвать наиболее подготовленного учащегося, чтобы он дал характеристику данному изделию. Указал ошибки и как их исправить, указал причины, которые повлияли на ошибки.
- Разобрать работы учащихся (2 – 3 изделия), в которых допущены более часто повторяющиеся ошибки, и 1 – 2 отличные работы. Учащемуся, отлично выполнившему работу, предлагается объяснить, как он выполнял предложенное задание или наоборот вызвать худшего учащегося, чтобы он разобрал лучшую работу.
- Сообщить оценки за данный урок.
- Сообщается тема следующего урока.
- Домашнее задание. Повторить теоретический материал, который нужен к следующему уроку.