Владимир Иванович Вернадский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:59, доклад

Описание работы

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года, когда его отец, Иван Васильевич Вернадский был профессором Александровского лицея и Технологического института. В 1868 году семья Вернадских переехала на юг, в Харьков из-за болезни отца. С 1873 года он поступает в первый класс Харьковской классической гимназии. Очень большое влияние на воспитание будущего ученого оказали отец и дядя, Евграф Максимович Короленко. Каждый из них, очевидно, «лепил» детский разум Володи по-своему, сообразно своим наклонностям и вкусам, свойственному ему строю мышления.

Файлы: 1 файл

статья Шевергиной Владимир Иванович Вернадский.docx

— 24.89 Кб (Скачать файл)

Ю.В.Шевергина

студентка 2-1н группы

Руководитель И.В. Несина 

Владимир Иванович Вернадский

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года, когда его  отец, Иван Васильевич Вернадский был  профессором Александровского лицея  и Технологического института. В 1868 году семья Вернадских переехала  на юг, в Харьков из-за болезни  отца. С 1873 года он поступает в первый класс Харьковской классической гимназии. Очень большое влияние  на воспитание будущего ученого оказали  отец и дядя, Евграф Максимович Короленко. Каждый из них, очевидно, «лепил» детский  разум Володи по-своему, сообразно  своим наклонностям и вкусам, свойственному  ему строю мышления.

«В 1876 году семья Вернадских переезжает в Санкт-Петербург, где В.И. Вернадский поступает в четвертый класс Первой петербургской классической гимназии. Именно в годы учебы в Петербургской гимназии (1876-1881) происходит решительный поворот интересов Вернадского в сторону естествознания и естественнонаучного мышления.

В 1879-1881 гг. в круг интересов  Вернадского входят сложные явления  человеческой психики и сознания, которыми он продолжал интересоваться всю жизнь. В это время его  внимание привлекли явления гипнотизма и он много читал по этому вопросу.

В последних классах гимназии внимание Вернадского все более  привлекают общие проблемы математики, стоящие на границе математики и  философии. К этим вопросам он неоднократно возвращался впоследствии, особенно в 1920-1940-е гг.

В 1881 г., после окончания  гимназии, Владимир Иванович поступает  в Петербургский университет.

В Петербургском университете 1890-х гг. был сосредоточен почти  весь цвет русской научной мысли, и Вернадский из удушливой атмосферы  толстовской гимназии сразу попал  в ошеломляюще светлый и прекрасный мир большой науки.

Неизгладимый след оставил  в жизни Вернадского великий  русский естествоиспытатель Дмитрий  Иванович Менделеев. Без преувеличения  можно сказать, что космологические  и космографические идеи, столь ярко воплотившиеся во всем научном творчестве Вернадского, были заронены в сознание начинающего исследователя прежде всего лекциями Менделеева, которые он читал студентам первого курса естественного отделения.

Д.И. Менделеев оказал решающее влияние на творческий путь Вернадского  как естествоиспытателя и мыслителя.

Значительное влияние  на формирование научных интересов  и мировоззрения Вернадского  на первом курсе оказало духовное общение с другим крупнейшим естествоиспытателем, одним из первых активных дарвинистов России, А.Н. Бекетовым.

В 1884 году, после окончания  университета В.И. Вернадский принимает  предложение С.Ф. Глинки остаться при  минералогическом кабинете. Теперь его  научная работа связана с глубоким методологическим переосмыслением  предмета, задач и метода минералогии, характера ее связи с другими  науками – словом, существующая картина минерального мира подвергается им основательной критике с позиций  картины еще не существующей, но реально возможной и отвечающей в гораздо большей степени  действительному положению вещей.

В 1886 году Вернадский женился  на Наталии Егоровне Старицкой (1862—1943), с которой прожил более 56 лет. В  семье было двое детей: сын Георгий  Владимирович Вернадский (1887—1973), известный  исследователь русской истории, дочь Нина Владимировна Вернадская-Толль (1898—1985), врач-психиатр; оба скончались в эмиграции, в США.

В 1887 году Вернадский сдает  магистерские экзамены (аналогичные  теперешним кандидатским) по минералогии, геологии, аналитической химии, соответственно, В.В. Докучаеву, А.А. Иностранцеву, Н.А. Меншуткину.

Как ученый, Вернадский уже  получает определенное признание в  научных кругах. В 1886 г. его избирают членом Петербургского общества естествоиспытателей, в 1887 г. – членом Вольного экономического общества» [1].

«С 1890 по 1898 гг. читал лекции и занимался со студентами в качестве приват-доцента Московского университета. Развивая теорию генезиса минералов. В 1891 г защитил магистерскую диссертацию. В следующем году вышел его «Курс кристаллографии».

Много ездил по Центральной  и Восточной Европе и России, проводя  геологические изыскания В1897 г.

В 1906 г. Вернадский был заведующим Минералогическим музеем, а в 1908 г  стал экстраординарным академиком Российской Академии наук в Петербурге. Жил  попеременно в Петербурге и Москве.

В декабре 1909 г выступил на XII съезде естествоиспытателей и  врачей с докладом «Парагенезис химических элементов в земной коре», положившим начало науке геохимии, которая, в  понимании Вернадского, должна была стать историей «земных атомов».

В марте 1912 г Вернадский был  избран ординарным академиком Российской Академии наук, в 1914 г стал директором Геологического и Минералогического  музея Академии наук в Петербурге. В 1915 г выступил в качестве учредителя и председателя Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС), созданной для координации развития горнорудной промышленности.

В ноябре 1917 г. вынужден был  скрыться и уехал в Полтаву.

В Киеве в 1918 г при гетмане  ПЛ. Скоропадском Вернадский занялся  организацией Академии наук Украины, был  избран ее президентом. Занимался также  формированием академической библиотеки.

Приняв приглашение Парижского университета, в начале лета 1922 г. уехал  шесте с женой и дочерью  через Прагу (где осталась учиться дочь) в Париж.

В марте 1926 г вернулся в  Ленинград по настоянию своего ученика  А.Е. Ферсмана и президента Академии наук СФ. Ольденбурга.

В конце 1926 г выше.1 в светтруд ученого «Биосфера», в 1940 г — «Биогеохимические очерки».

В конце 1930-х гг. Вернадский возглавлял Комитет по метеоритам и  космической пыли, Комиссию по изотопам, участвовал в работе Международного комитета по геологическому времени  и др. В июне 1940 г инициировал  создание Комиссии по урану и тем  самым фактически положил начало ядерному проекту в СССР.

В 1944 г вышло в свет последнее произведение ученого  «Несколько слое о ноосфере». Умер Вернадский в Москве 6 января 1945 г.» [4].

Вклад Вернадского  в науку

«В. Вернадский внес существенный вклад в минералогию и кристаллографию. В 1888-1897 он разработал концепцию структуры силикатов, выдвинул теорию каолинового ядра, уточнил классификацию кремнеземистых соединений и изучил скольжение кристаллического вещества, прежде всего явление сдвига в кристаллах каменной соли и кальцита.

В 1890-1911 разработал генетическую минералогию, установил связь между  формой кристаллизации минерала, его  химическим составом, генезисом и  условиями образования.

В эти же годы Вернадский сформулировал основные идеи и проблемы геохимии, в рамках которой им были проведены первые систематические  исследования закономерностей строения и состава атмосферы, гидросферы, литосферы. С 1907 вёл геологические  исследования радиоактивных элементов, положив начало радиогеологии.

В 1916-1940 Владимир Иванович сформулировал  главные принципы и проблемы биогеохимии, создал учение о биосфере и ее эволюции. Вернадский поставил задачу количественного  изучения элементного состав живого вещества и выполняемых им геохимических  функций, роли отдельных видов в  превращении энергии в биосфере, в геохимических миграциях элементов, в литогенезе и минералогенезе. Им были схематично очерчены главные тенденции в эволюции биосферы: экспансия жизни на поверхности Земли и усиление ее преобразующего влияния на абиотическую среду; возрастание масштабов и интенсивности биогенных миграций атомов, появление качественно новых геохимических функций живого вещества, завоевание жизнью новых минеральных и энергетических ресурсов; переход биосферы в ноосферу.

В 1960-х наступил «Ренессанс идей Вернадского» в СССР, а в 1990-х  наблюдался бум переизданий его  трудов на европейских языках: с 1993 в Италии, Испании, Германии, Франции и СШАчетыре раза была публикована «Биосфера» и три раза — «Научная мысль как планетное явление». Его идеи использовались при конструировании закрытых экосистем в космических полетах и в грандиозном проекте по созданию искусственной биосферы («Биосфера -2») в США.

В историко-научных работах  Владимир Вернадский отказался от кумулятивной модели прогресса знания, показал  непрерывные преобразования картины  мира и ценности добытых фактов и  обобщений, предопределяемые комплексом когнитивных и социально-культурных факторов» [3].

Учение о биосфере и ноосфере

«В структуре биосферы Владимир Вернадский выделял семь видов вещества:

1) живое; 
2) биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке); 
3) косное (абиотическое, образованное вне жизни); 
4) биокосное (возникшее на стыке живого и неживого, к биокосному, по Вернадскому, относится почва); 
5) вещество в стадии радиоактивного распада; 
6) рассеянные атомы; 
7) вещество космического происхождения.

Владимир Вернадский был  сторонником гипотезы панспермии. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых  организмов. Живое вещество развивается  в реальном пространстве, которое  обладает определенной структурой, симметрией и диссиметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.

Важным этапом необратимой  эволюции биосферы Владимир Вернадский считал ее переход в стадию ноосферы. Основные предпосылки возникновения  ноосферы:

1) расселение Homosapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами; 
2) развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы; 
3) открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой; 
4) победа демократий и доступ к управлению широких народных масс; 
5) все более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был  свойствен исторический оптимизм: в  необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса» [2].

 

Список литературы:

1. Мочалов И.И. Владимир  Иванович Вернадский. 1863-1945 гг. - М.: Наука, 1982. - С. 29-30.

2.Яншин А.Л. Учение В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу // В. И. Вернадский. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. - С. 495.

3. http://to-name.ru/biography/vladimir-vernadskij.htm

4.http://citaty.su/kratkaya-biografiya-vladimira-vernadskogo/


Информация о работе Владимир Иванович Вернадский