Влияние дидактической игры на развитие речи младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 17:45, реферат

Описание работы

Речь – способность, данная людям, как великий дар Природы. Но речь не является врождённой способностью. Она формируется постепенно, вместе с ростом ребёнка. А самый благоприятный период для развития речи ребёнка – это младший дошкольный возраст. Именно здесь закладываются основы грамотной, красивой и чёткой речи. Речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. Ещё мыслитель-гуманист Я.А. Коменский полагал, что ребёнка следует обучить трём важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».

Файлы: 1 файл

Влияние+дидактической+игры+на+развитие+речи+младших+дошкольников.doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Влияние дидактической игры

на развитие речи младших дошкольников

Речь – способность, данная людям, как великий дар Природы. Но речь не является врождённой способностью. Она формируется постепенно, вместе с ростом ребёнка. А самый благоприятный период для развития речи ребёнка – это младший дошкольный возраст. Именно здесь закладываются основы грамотной, красивой и чёткой речи. Речевое воспитание начинается  с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. Ещё мыслитель-гуманист Я.А. Коменский полагал, что ребёнка следует обучить трём важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться». Речевое развитие происходит в процессе познания ребёнком окружающего мира ежеминутно, постоянно и пронизывает всю его жизнь. Но темпы и качество познания окружающего мира, следовательно, степень овладения необходимыми умениями, у детей разная. На развитие речи оказывает влияние наследственность, особенности беременности и родов, соматическое здоровье ребёнка, среда и всё это необходимо рассматривать в комплексе.

Наши дети находятся во 2 младшей группе с диагнозами ОНР и ЗРР. Они все нуждаются в серьёзной коррекционной помощи. И наша задача была в том, чтобы помочь ребёнку достигнуть среднестатистических показателей, то есть «нормы», не забывая при этом про индивидуальный подход. Эти нормы заложены  в «Программе воспитания и обучения в детском саду», они представлены как характеристики того объёма речевых умений и навыков, которыми ребёнок должен овладеть к определенному возрасту. И этот объём лучше всего освоить ребёнку в игре, потому что у дошкольника ведущий вид деятельности – игра и именно в игре обучение идёт эффективнее, а воспитание приятнее.

Для того чтобы начать работу по данному разделу, была изучена методическая литература, в которой рассматривается вопрос об использовании дидактических игр в развитии речи.

Проведя диагностику речевого развития, были определены основные направления работы. По степени сложности выявленных речевых недостатков дети группы были распределены на подгруппы.

Для достижения результатов по развитию речи, использование дидактических игр распределили в течение дня, определено было время и содержание основных форм работы: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.

Фронтальная работа – игры проводятся как минимум 2 раза в день на занятии и во второй половине дня. Это дидактические игры на подвижность артикуляционного аппарата, на развитие умения управлять своим дыханием, силой и тембром голоса («Большие и маленькие», «Кто как кричит» и другие). А так же разнообразные речевые игры на звукопроизношение, обогащение словаря, грамматического строя речи и др.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия или ей можно посвятить всё занятие целиком, что позволяет назвать этот вид деятельности игрой – занятием. Особенность игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное запоминание и внимание.

Подгрупповая и индивидуальная работа проводится 2-3 раза в день: во время утреннего приёма или во второй половине дня (во время свободной самостоятельной деятельности детей или во время прогулки).

Индивидуальная работа организуется в специально оборудованном «речевом» уголке групповой комнаты, где есть зеркало и магнитная доска. В «речевом» уголке можно заниматься одновременно с 1, 2 и 3 детьми.

Для организации данной работы в группе создана специальная речевая среда: дидактические игры, которые постоянно обновляются, разместили в привлекательные коробочки, что позволяет заинтересовать ребёнка. Малыш в любой момент и по своему желанию может устроиться с понравившейся дидактической игрой в любом удобном для него месте игровой комнаты. При подборе игр, стремимся удовлетворить потребности наших детей, в зависимости от пола и уровня развития. Так дидактические игры «Кто где работает», «Кому что надо для работы», «Наши помощники» помогают ребёнку разобраться в мужских и женских профессиях. Разнообразие предлагаемых дидактических игр даёт детям возможность получить всестороннее развитие. Так на нашей «умной» полочке можно встретить игры, позволяющие вспомнить русские народные сказки и закрепить предметы ближайшего окружения, поговорить об объектах живой и неживой природы, пофантазировать, рассматривая картинки с несуществующими птицами и полюбоваться предметами народного декоративно-прикладного искусства.

Вся работа проводится совместно с родителями, и она не ограничивается временем приёма ребят в детский сад и периодом адаптации. Рекомендуем родителям разнообразные игры, в зависимости от уровня развития ребёнка. Стараемся через родительские собрания, личные консультации, беседы и рекомендации, которые предлагаем под заголовком «Советы любящим родителям». Здесь знакомим родителей с содержанием, формами и методами работы по развитию речи. Даём конкретные рекомендации, как можно заниматься с ребёнком по развитию речи. Стараемся убедить каждого родителя в том, что значительный процент речевых успехов ребёнка зависит от них самих.

Диагностика усвоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» показала, что достигнуты ощутимые результаты. Совсем «не говорящих детей» у нас нет, дети много общаются как с взрослыми, так и друг с другом. Хотя, конечно, о качестве речи пока говорить рано. И родители отмечают, что у большинства детей появился интерес к слову, что они могут выразить свои желания, рассказать о своих друзьях, об играх с ними. Словарь многих детей постепенно переходит из «пассивного» в «активный». Речь становится более понятной и внятной.

И в этом есть заслуга, проводимых с малышами дидактических игр по развитию речи.


Информация о работе Влияние дидактической игры на развитие речи младших дошкольников