Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 06:58, доклад

Описание работы

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Успехи ребенка во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности

1.1 Обзор научно-методической литературы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе

1.2 Принцип преемственности как основополагающий аспект методики обучения изобразительной деятельности в современной системе образования

2. Художественно-творческая деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению в школе

2.1 Организация опытно-экспериментального исследования

2.2 Основные методы определения уровня подготовки детей к школе

2.3 Анализ уровня подготовки детей к обучению в школе

2.4 Формирование основных учебных умений и навыков дошкольников в рамках работы кружка по изобразительному искусству

2.5 Содержание контрольного эксперимента

3. Методические рекомендации по организации и содержанию работы кружка в рамках подготовки детей к обучению в школе

Заключение

Файлы: 1 файл

Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством.docx

— 37.99 Кб (Скачать файл)

Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Современные подходы  в решении проблемы подготовки  ребенка к школе посредством  изобразительной деятельности

 

1.1 Обзор научно-методической  литературы по проблеме психологической  готовности детей к обучению  в школе

 

1.2 Принцип преемственности  как основополагающий аспект  методики обучения изобразительной  деятельности в современной системе  образования

 

2. Художественно-творческая  деятельность как гарант повышения  уровня подготовки ребенка к  обучению в школе

 

2.1 Организация опытно-экспериментального  исследования

 

2.2 Основные методы определения  уровня подготовки детей к  школе

 

2.3 Анализ уровня подготовки  детей к обучению в школе

 

2.4 Формирование основных  учебных умений и навыков дошкольников  в рамках работы кружка по  изобразительному искусству

 

2.5 Содержание контрольного  эксперимента

 

3. Методические рекомендации  по организации и содержанию  работы кружка в рамках подготовки  детей к обучению в школе

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются уже в дошкольном возрасте. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом предопределяется успех его дальнейшего полноценного развития.

 

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Успехи ребенка во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.

 

Психолого-педагогические исследования и практика показывают, что основное значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа детского сада, направленная на всестороннее развитие ребенка - физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Особое внимание при этом уделяется организации разных видов деятельности (игр, наблюдений в природе, занятий, элементарного труда, конструирования, рисования) с учетом, с одной стороны, психофизиологических особенностей дошкольников, а с другой, требований, предъявляемых школой к их развитию. Важная роль в данном процессе отводится изобразительной деятельности.

 

Е.И. Рогов отмечает, что рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывая у него положительные эмоции [14, с.260].

 

Н.К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой надо дать возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось» [35, с.125].

 

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией вызывают у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время, умения планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.

 

Исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной и других педагогов указывают на возможность такой системы обучения в детском саду, которая будет способствовать подготовке детей к школе. В исследованиях изобразительной деятельности школьников, проведенных Е.И. Игнатьевым и Г.А. Лабунской, подчёркивается необходимость построения уроков изобразительного искусства в школе с учётом имеющихся у детей знаний, умений и навыков, приобретённых в дошкольном учреждении [24, с.215].

 

Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, сокращением сроков и обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе. Поэтому в настоящее время возникает настоятельная необходимость и обнаруживаются реальные возможности дальнейшего совершенствования программ и методов дошкольного воспитания, направленного на повышение уровня общего развития детей и улучшение процесса их подготовки к школе.

 

Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях необходимо использовать любой вид деятельности дошкольника с целью всестороннего развития личности и формирования его готовности к школе. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий детей, может быть использована в качестве одного из средств повышения уровня подготовки ребенка к школе, но необходимо изучить возможности ее применения с этой целью.

 

Объект исследования: процесс подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

 

Предмет исследования: условия, средства и методы педагогического воздействия на процесс подготовки детей к обучению в школе посредством занятий по изобразительному искусству.

 

Цель исследования: на основе анализа современных научно-методических источников по проблеме исследования разработать и проверить эффективность способов совершенствования подготовки дошкольников к обучению в школе посредством занятий по изобразительной деятельности.

 

Гипотеза нашей работы: целенаправленная организация изобразительной деятельности способна оказывать существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе, а именно на:

 

- развитие мелкой моторики  рук,

 

- умение работать по  образцу,

 

- способность концентрировать  свое внимание на важном,

 

- умение подчинять свою  деятельность требованиям взрослых.

 

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

 

- Рассмотреть и проанализировать  в свете современных научных  психолого-педагогических представлений  сущность понятия готовность  к обучению в школе и определить  его составляющие.

 

- Определить влияние комплексного  использования методов и приемов  изобразительной деятельности на  уровень подготовки детей дошкольного  возраста к обучению в школе.

 

- Смоделировать и экспериментально  проверить систему деятельности  в рамках кружковой работы, обеспечивающую  возможность повышения уровня  подготовки дошкольников к школе.

 

Теоретическими источниками исследования послужили:

 

− исследования по методике обучения изобразительному искусству и руководству изобразительной деятельностью школьников (Л.И. Божович, М.С. Кон, В.С. Мухина, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, В.С. Щербаков, И.П. Волков);

 

− теории развития творческих способностей в учебной деятель­ности (В.Н. Бутенко, Л.С. Выготский, Н.А. Дмитриева, В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Г.В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Полунина, С.В. Погодина);

 

− исследования по культурно-нравственному и изобразительному творчеству (Г.В. Лабунская, И.В. Лопухова, Б.М. Неменский, Б.И. Рубина, И.Ф. Свадковский, Я.Я. Чарнецкий, П.М. Якобсон).

 

Методы исследования:

 

- теоретический анализ  научно-методической литературы  по проблемам педагогики, психологии, искусствоведения;

 

- изучение и анализ  действующих программ кружков  и факультативов, дошкольной документации, учебно-воспитательных планов, дидактических  пособий по изобразительному  искусству и художественному  труду;

 

- изучение и обобщение  передового педагогического опыта  воспитателей дошкольных учреждений  образования;

 

- педагогические наблюдения  и анализ фактического материала, протоколирование рассуждений учащихся, сравнительный анализ вариантов  решения практических заданий;

 

- психолого-педагогический  эксперимент по совершенствованию  художественно-творческой деятельности  и повышению уровня подготовки  к обучению в школе детей  дошкольного возраста на кружковых  занятиях изобразительным искусством  и художественным трудом, обработка  экспериментальных данных исследований, проведенных в ДУО.

 

Научная новизна работы заключается в выявлении взаимосвязи между различными видами изодеятельности и компонентами психологической готовности к обучению в школе.

 

Теоретическая значимость исследования:

 

− определены возможности изобразительно-творческой деятельности в развитии интеллектуальных способностей и формировании духовно-нравс­твенной культуры личности;

 

− предложена организационно-педагогическая модель обучения рисо­ванию дошкольников через целенаправленное их включение в изобразительно-творческую деятельность;

 

− раскрыты сущность и механизмы оптимизации процесса и повышения уровня подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

 

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что результаты данного эксперимента представляют собой разработку методического комплекса занятий, направленных на повышение уровня подготовки детей к школе.

 

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспече­ны логической непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретико-методологических позиций; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; теоретической и экспе­риментальной обоснованностью предложенных автором методов обучения художественно-изобразительному творчеству детей дошкольного возраста.

 

 

1. Современные подходы  в решении проблемы подготовки  ребенка к школе посредством  изобразительной деятельности

 

 

1.1 Обзор научно-методической  литературы по проблеме психологической  готовности детей к обучению  в школе

 

 

Осуществляемая в стране перестройка системы начального образования, высокие требования к организации воспитания и обучения выдвигают проблему совершенствования подготовки детей к школе в ряд наиболее актуальных. Обеспечение высокого уровня готовности к школе создает фундамент для последующего успешного обучения детей.

 

Готовность детей к школе является комплексным образованием, охватывающим все стороны жизни ребенка, и обычно рассматривается на трех уровнях:

 

1. морфофункционалъном,

 

2. умственном,

 

3. личностном [9, с.314].

 

Рассмотрение готовности к школе на уровне индивида отражает степень зрелости психики ребенка, что проявляется в соответствии психического развития (процессов памяти, восприятия, мышления) требованиям нормативности для старшего дошкольного возраста и обеспечивает возможность выполнения учебной деятельности и сотрудничества на этапе начала школьного обучения. Начиная с данного уровня, можно говорить о «психологической готовности к обучению» (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер).

 

Готовность к школе на уровне личности связана с социальным созревание ребенка, его эмоционально-мотивационной сферой, деятельностной направленностью на решение новых задач, принятием новой социальной позиции и особенностями Я-концепции. Это высший уровень готовности к школе. (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, В.М. Мухина, Е.Е. Кравцова, В.Н. Маркова).

 

Готовность к школе, отражая черты инвариантности личностного развития старшего дошкольника, применительно к конкретной личности всегда несет на себе отпечаток ее индивидуальных особенностей. [13, с.25].

 

Таким образом, в широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями, нормами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане говорят о функциональной, умственной, нравственно - волевой, социально - психологической готовности к школе.

 

Центральным понятием нашей работы является «психологическая готовность к обучению, представленная комплексом психических качеств, необходимых для успешного начала обучения и включающая в себя мотивационный, волевой, интеллектуальный, коммуникативный, нравственный, эмоциональный компоненты [25, с.37].

 

Одна из проблем, связанная с исследованием психологической готовности к обучению в школе, заключается в том, что в современной науке нет единого подхода к пониманию структуры и компонентного содержания данного феномена. Существует большое количество разнообразных подходов к проблеме структурных компонентов психологической готовности, что иногда оборачивается несовпадающими и даже взаимоисключающими выводами. Отсутствие единой концепции в оценке психологической готовности к обучению ярко отражают опубликованные в последнее время многочисленные методики и тесты выявления уровней готовности к школе, большинству из которых свойственен сугубо суммарный подход к подбору заданий по принципу «чем больше, тем лучше».

Информация о работе Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе