Влияние дыхательной гимнастики на работу систем и внутренних органов детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Дыхание занимает одно из основных мест среди оздоровительных дисциплин. Например, с помощью дыхательной гимнастики ставят певцам голос, лечат астму и некоторые другие заболевания, освобождаются от психологических зажимов. Управляя процессом дыхания, можно научиться управлять своим организмом. Нередко применение дыхательных методик дает такой колоссальный оздоровительный эффект, какого нельзя добиться с помощью питания, физических упражнений, закаливания.

Файлы: 1 файл

Влияние дых.гимнас. на работу систем и внутр. органов.docx

— 24.97 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Дополнительная  профессиональная образовательная  программа

повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

 

 

 

Контрольная работа на тему:

« Влияние дыхательной гимнастики на работу систем и внутренних органов детей».

 

 

 

 

Выполнил:

Музыкальный руководитель

МДОУ ЦРР – д/с №28

г.о. Орехово-Зуево

Гапченко Е.А.

 

 

Проверил:

КПН, доцент

Кузнецов В.И.

 

 

 

 

 

г.о. Орехово-Зуево

2013г.

             Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут.

            Дыхательная гимнастика является мощным фактором оздоровления детей и снижения заболеваемости, увеличения их работоспособности, повышает внимание, улучшает память.

Выполнение гимнастики помогает выдерживать напряженный режим  жизни, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть.

           Дыхание занимает одно из основных мест среди оздоровительных дисциплин. Например, с помощью дыхательной гимнастики ставят певцам голос, лечат астму и некоторые другие заболевания, освобождаются от психологических зажимов. Управляя процессом дыхания, можно научиться управлять своим организмом. Нередко применение дыхательных методик дает такой колоссальный оздоровительный эффект, какого нельзя добиться с помощью питания, физических упражнений, закаливания.

            Дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в психофизическом и моторном развитии ребенка - идет рост скелета и мышечной массы, изменяются пропорции тела, осваиваются жизненноважные навыки (ходьба, бег, прыжки и др.), поэтому дыхательная гимнастика и правильное дыхание вообще играют особо важную роль в развитии ребенка.

            В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

  1. нижнее, или " брюшное", " диафрагмальное" (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений, в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя),
  2. среднее, или " реберное" (в дыхательных движениях участвует межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается),
  3. верхнее, или " ключичное" (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы, в основном вентилируются верхушки легких и немного - их средняя часть),
  4. смешанное (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких)

Таким образом, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.

Легкие являются органом  не только дыхания, но и выделения, а  также регуляции температуры  тела. Кроме того, они принимают  участие в выработке физиологически активных веществ, играющих определенную роль в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

             Известно, что осанка влияет на характер дыхания, но и привычный тип дыхания сказывается на строении грудной клетки, формирует определенную осанку.

             У детей, часто болеющих простудными заболеваниями, имеющих хронический насморк, преобладает - нижнегрудное и брюшное дыхание. Грудная клетка расширена к низу и в стороны, верхняя часть уплощена. Осанка обычно вялая, с " крыловидными" лопатками, выпуклым животом. Все мышцы спины и живота ослаблены .

Все эти дефекты в строении и форме грудной клетки, нарушения  осанки, возникшие в результате привычного неправильного дыхания, должны быть устранены. Основной метод коррекции - регулярная гимнастика, с помощью которой происходит обучение правильному дыханию и воспитывается привычка к нормальной осанке.

Формирование правильного  дыхания играет огромную роль в закаливании  и оздоровлении детей дошкольного  возраста.

               Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. В настоящее время наиболее популярными являются: парадоксальное дыхание по А. Н. Стрельниковой, поверхностное дыхание по К. П. Бутейко, редкое и глубокое дыхание по системе йогов, метод Фролова.  
Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой, таковой не является, скорее, это обычная гимнастика, состоящая из многократно повторяемых физических упражнений, сопровождаемых неправильным дыханием, дыханием наоборот - парадоксальным. А.Н. Стрельникова заставляет совершать противоестественные действия: вместо выдоха - вдох.

      Волевая ликвидация глубокого дыхания (ВЛГД), автором которого является К.П. Бутейко заключается в том, что люди вынуждены проявлять максимум волевых усилий для достижения положительного результата, а это далеко не всем по силам. 
Методом поверхностного дыхания можно воспользоваться, когда вы находитесь в запыленном или загазованном местах, в душном помещении. 
Самой благоприятной нагрузкой на дыхательный аппарат человека, без всякого сомнения, является тысячелетиями проверенное дыхание по системе йогов - глубокое и редкое, без шума и, естественно, через нос. Йоги утверждают: кто редко дышит, тот долго живет. И еще: чтобы быть здоровым, человек должен выполнять от 40 до 60 глубоких дыхательных упражнений в сутки.

      Правильное дыхание - это дыхание через нос и без шума. 
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. 
             Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

       Наша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, мы поможем ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

      Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

      Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Нужно дать ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Необходимо помочь почувствовать разницу. Затем дать подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

      Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания..

      Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.

       На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

       Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели. 
             При всей ценности и безусловной полезности дыхательных упражнений нужно внимательно следить, чтобы у малыша не возникло гипервентиляции легких. Заметив, что его дыхание учащено, он резко побледнел или покраснел или начал жаловаться на покалывания в ногах или кистях рук, значит, Вы перестарались. В обязательном порядке прерываем занятие и делаем такое упражнение для восстановления: ладошки складываем «ковшиком», накрываем ими лицо и 2-3 раза в них дышим, медленно и глубоко. После этого, по самочувствию малыша принимаем решение, либо продолжаем гимнастику, либо переносим занятие на завтра. 
Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действием, от которого лишь негативные эмоции. Все в наших руках!

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

- воздух набирать  через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен  быть длительным и плавным;

- необходимо следить,  за тем, чтобы не надувались  щеки (для начала их можно придерживать  руками).

Упражнения для  дыхательной гимнастики

Каша  кипит.

Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и  набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и  выпячивая живот – выдох. При  выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Бегемотик.

(облегченный вариант  предыдущего упр.) ИП: лежа или  сидя. Ребенок кладет ладонь на  область диафрагмы и глубоко  дышит. Вдох и выдох производится  через нос .Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Часики. 
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Надуй шарик

ИП: ребёнок сидит  или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Петушок. 
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Паровозик. 
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Вырасти большой. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Гуси  летят. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Бросим  мяч. ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Воздушный шарик. ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Волна. ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дерево  на ветру. ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Ножницы. И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Хомячок. Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Ныряльщики  за жемчугом. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

 

 

ВЫВОД:

Дыхательная гимнастика для детей оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:

- положительно влияет  на обменные процессы, играющие  важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- способствует восстановлению  нарушенных в ходе болезни  нервных регуляций со стороны  центральной нервной системы;

- улучшает дренажную функцию  легких;

- восстанавливает нарушенное  носовое дыхание;

- исправляет развившиеся  в процессе заболеваний различные  деформации грудной клетки и  позвоночника.

 
 

 


Информация о работе Влияние дыхательной гимнастики на работу систем и внутренних органов детей