Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность заключается в том, что в настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.

Содержание работы

Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса
Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.
Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.
Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр, при подготовке к школе на занятиях в детском саду и семье.
2. Планы - конспекты по проведению занятий с использованием компьютерных игр в детском саду.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса

    1. Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.
    2. Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.
    3. Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.

Заключение

Список использованных источников

Приложения

1. Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр, при подготовке к школе на занятиях в детском саду и семье.

2. Планы - конспекты по  проведению занятий с использованием  компьютерных игр в детском  саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность заключается в том, что в настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.

Дошкольное воспитание как  составная часть всей системы  непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. В дошкольном детстве ребенок  осваивает способы осуществления  деятельности. Использование компьютерных игр в дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Компьютерные игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить, они имеют яркий соревновательный характер.

Игра была важна для  развития ребенка с незапамятных времен. Игры современного ребенка  отличаются большим разнообразием. Дети нуждаются в традиционных, дидактических,  ролевых, компьютерных играх. Всегда основным мотивом игры ребенка является его желание действовать и жить, как взрослые. Но поскольку он из-за своих ограниченных возрастом возможностей не способен еще водить машину, управлять самолетом, лечить больных, ребенок реализует себя в игре. В игре все возможно. Как отмечал А.Н.Леонтьев цель ребенка в игре не выиграть, а играть, его интересует не столько результат, сколько сам процесс игры. Проблемой влияния компьютерных игр на развитие старших дошкольников в нашей стране занимались многие психологи и педагоги.

У истоков этой работы стояли ученые и специалисты центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца С.Л.Новоселова отмечала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка.

Исследование Г.П.Петку отмечает возможности игровых компьютерных программ для организации режиссерских игр. И.Ю.Пашелите доказала, что компьютерные средства эффективно обогащают систему развивающей дидактики детского сада, формируя у детей общие умственные способности. Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребенок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Другой ценный аспект это то, что с помощью компьютерных программ можно  приобщить малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.

Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых  программах не остаются незамеченными  ими самими и окружающими. Дети чувствуют  большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Дети с достоинством рассказывают друзьям обо всех "тонкостях" работы на компьютере, который выступает  как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение  компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и  придает ему более высокий  социальный статус.

Проблема исследования: состоит в уточнении педагогических условиях,  которых возможно применение компьютерных игр , а также особенностях их руководства.

Объектом исследования: особенности  руководства компьютерными играми дошкольника.

Предмет исследования: использование компьютерных игр в всесторонним развитии ребенка.

Цель данной курсовой работы: изучить использование компьютерных

игр в развитии дошкольника

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.
  2. Выявить влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.
  3. Определить использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного  образования.

Методы исследования: нами были использованы следующие методы: анализ педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по руководству компьютерными играми дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое  обоснование вопроса

1.1 Отечественный  и зарубежный  опыт использования  компьютерных игр в развитии  дошкольников

Компьютерные технологии проникают во все сферы жизни  современного общества, в том числе  в дошкольные образовательные учреждения. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях доказывают возможность и целесообразность его применения в обучении детей, показывают особую роль компьютера в  развитии интеллекта, креативности и  личности ребенка в целом (С.Л.Новоселова, С.Пейперт, Г.Петку, Б.Хантер и др.). Ребенок, как никто другой, нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представления о мире, учится мыслить и анализировать, развивать свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры. В рамках целостного подхода к развитию личности дошкольника одной из основных задач современной педагогики является формирование информационных качеств личности, информационной культуры. В решении этих задач могут помочь развивающие компьютерные игры[33].

Основная задача использования  компьютерной игры – подготовка ребенка  к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности  и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем. Практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные, сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством компьютера должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовать, используя дидактические компьютерные игры[6],[7],[28],[33].

Было признано целесообразным, в информатизации дошкольного образования  идти от деятельности к информатике, так как даже самые упрощенные сведения о принципах программирования в условиях перегрузки детей занятиями, изживания в детских садах  игры приведут к утрате связи познавательного  интереса детей с их реальной повседневной деятельностью. Информатика должна входить в жизнь ребенка через его игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности. Компьютер – развивающее средство самостоятельной деятельности ребенка. Компьютерные игры не заменяют обычных; компьютерные игрушки не заменяют «предметных» игрушек. Применение компьютерных игр и игрушек опирается на способность детей – замещать в игре одни предметы другими[30].

В игре ребенок оперирует  своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме  игровых способов действия, игровых  знаков, приобретающих значение в  процессе игры. Исследования С.Л.Новоселовой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Эта особенность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на мониторе, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы[31].

Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в  США, Великобритании, Франции. В США существует ряд моделей обучения детей дома и в школе с применением компьютеров. Исследования показали, что дети, обучающиеся в группах компьютерного обучения, достигли больших успехов по сравнению с теми, кто не использует компьютер. Исследования, проведенные в Великобритании, свидетельствуют о расширении сфер использования компьютера в образовании и воспитании детей, огромной популярности компьютерных игр. Был проведен опрос, Великобританскими педагогами в котором, по мнению 82% опрошенных, современные дети обладают более обширным багажом знаний, чем предыдущие поколения, именно благодаря тем возможностям в образовании, которые открывает компьютер. Компьютерные игры характеризуются как увлекательные и новаторские. 34% опрошенных указывают на то, что компьютер помогает в образовании и воспитании детей. По мнению французских специалистов, компьютерные игры учат детей логически мыслить, развивают словарный запас, расширяют кругозор. Среди обучающих программ, используемых в работе дошкольных учреждений Франции, есть такие, которые помогают детям осваивать буквы, распознавать их в словах. Авторы программ руководствуются принципом "обучать развлекая". Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности. У старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, обычно не свойственные детям этого возраста. В процессе деятельности детей за компьютером было выделено несколько типов мотивации: интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру; исследовательский мотив (желание найти ответ на незнакомые вопросы); мотив успешного решения познавательных задач [33].

Отечественная наука и  практика также располагают интересным опытом разработки и применения компьютерных программ в работе с дошкольниками [8],[10],[13],[18],[25].

В 1991 году началась реализация проекта "Пилотный детский сад". Целью этого проекта было получение комплекса наукоемких программно-методических средств для современных компьютеров, адресованных детям 4-7 лет и охватывающих все разделы дошкольного воспитания. Программа проекта отмечала необходимость установления преемственности в развивающем использовании компьютеров в детском саду и школе[30].

Ассоциация "Компьютер  и детство" в России создала десятки развивающих программ, направленных на развитие режиссерских игр, конструирования, комбинаторских способностей мышления, элементарных математических представлений, ориентации в пространстве, на знакомство с закономерностями природных явлений. Составлением игровых программ для дошкольников занимаются педагоги, психологи, программисты. До недавнего времени возможности освоения дошкольниками компьютерных средств не были представлены ни в одной программе. Но на даны момент выяснилось, что компьютер – специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее решать задачи деятельности на новом информационном уровне. Компьютерные средства рассматриваются в единстве с предметными игровыми условиями развития детской деятельности. Многие ученые ( Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова и др.) провели большую работу по применению новых информационных технологий в дошкольных учреждениях[33].

  Но остается еще много проблем в информатизации дошкольного образования, решение которых - приоритетная задача для образования и общества. Отечественный и зарубежный опыт применения игровых развивающих и обучающих компьютерных программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом использованы в практике дошкольного образования в качестве комплексного средства воспитания и обучения[33].

Таким образом, исследователи  применения компьютерных игр в образовательном  процессе ДОУ, отмечают, что развивающие  компьютерные игры можно и нужно  применять в развитии, обучении и  воспитании детей дошкольного возраста. Особо отмечается, что компьютерные игры не должны заменять обычных игр  дошкольников. Компьютер может стать прекрасным помощником в развитии и образовании ребенка. Навыки и способности, которые разовьет ребенок при помощи компьютера, окажутся полезными не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем. [28].

Разделяя точку зрения многих исследователей, я считаю основным аспектом использования компьютера в дошкольном учреждении, является всестороннее развитие ребенка, формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

 

1.2 влияние  компьютерной игры на развитие  дошкольника

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств  компьютерной игровой программы. Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили классические формы детской игры. Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности (С.Л.Новоселова).

В этом возрасте у детей  развивается воображение, которое  в свою очередь развивает мышление. Исследователи отмечают, что бездумное  применение компьютерных игр и игрушек  может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство  детей дошкольного возраста, у  которых дома есть компьютер, воспринимают его как игрушку. Поэтому важно  учитывать рекомендации специалистов, помогающие сделать средством обучения, а не игрушкой, порабощающей ребенка[31].

Малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о  том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и  при игре на компьютере. Яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс  слуховой. Для кого-то это может  стать замещением жизненных эмоций. Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое. Однако исследователи такие как С.Л.Новоселова Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, отмечают, что современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. [1].

Информация о работе Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника