Влияние конструирования на развитие творчества ребенка дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Часто под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Обычно люди, решая задачи на развитие воображения, беспомощно отмечают у себя слабую фантазию, и не предпринимают активных попыток развить свое воображение, считая это нужным, но невозможным.
Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление, восприятие, воображение. Их развитию нужно уделять особое внимание в воспитании детей разных возрастов. Ученые считают детство наиболее благоприятным периодом для развития образного мышления и воображения.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 21.44 Кб (Скачать файл)

 

                                       Контрольная работа

Тема: « Влияние конструирования на развитие                      творчества ребенка дошкольника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часто под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Обычно люди, решая задачи на развитие воображения, беспомощно отмечают у себя слабую фантазию, и не предпринимают активных попыток развить свое воображение, считая это нужным, но невозможным.

Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в  детстве, через развитие высших психических  функций, таких, как мышление, восприятие, воображение. Их развитию нужно уделять  особое внимание в воспитании детей разных возрастов. Ученые считают детство наиболее благоприятным периодом для развития образного мышления и воображения.

Творческое воображение  детей представляет огромный потенциал  для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

Творчество можно рассматривать  как сущностное свойство целостности  человеческого бытия. Формирование творческой личности - одна из важных задач  педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для  этого - конструкторская деятельность детей.

В процессе конструирования  ребенок испытывает разнообразные  чувства: радуется красивой постройке, которую он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое  главное: создавая постройку, ребенок  приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления  об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности  и детали, овладевать конструктивными  навыками и умениями, учится осознанно  их использовать.

Особое значение в формировании творчества имеют специфически детские  виды деятельности, к которым относится  и конструирование. Способность  к творчеству проявляется у детей  уже в дошкольном возрасте. Развитие этой способности происходит в условиях той или иной деятельности.

И так, что же представляет собой конструкторское творчество ребенка дошкольного возраста? Конструируя, ребенок создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна. Конструкторская деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?

А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное».

И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского конструкторского творчества, которое  проявляется не только тогда, когда  ребенок самостоятельно придумывает  тему своей постройки, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные  средства, внося интересные дополнения, и т.п.

Основополагающим моментом в конструировании выступает  аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру  объекта и его частей, учесть логику их соединения.

Аналитико-синтетическая  деятельность позволяет определить способы конструирования. Совершенствование  аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного  творчества дошкольника.

Творчество в конструировании  наблюдается уже у младших  дошкольников (например, в выборе объекта  для постройки, в новом использовании  известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей  развивается способность вносить  изменения в способы конструирования  для того, чтобы постройка подчинялась  требованиям ситуации. У старших  дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают  новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна  приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три  основных этапа, каждый из которых, в  свою очередь, может быть детализирован  и требует специфических методов  и приемов руководства со стороны  педагога.

Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Второй этап - процесс  создания изображения.

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение  и завершение.

В дошкольном возрасте при  развитии воображения конструирование  имеет такое же значение как художественная деятельность, элементы труда и учения, которые реализуются средствами художественного, умственного и  нравственного воспитания детей. Они  могут иметь игровую форму, но вместе с тем обладают своими особыми  целями. Они взаимосвязаны и направлены на выполнение детьми различных действий, которые принято называть творческими.

Творческое воображение  зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени  самореализации и оценки собственной  деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности  процесса обучения и воспитания..

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению  с опытом взрослого. Отношение к  среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и  влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка  опять совсем другое. Интересы ребенка  и взрослого различны и поэтому  понятно, что воображение у ребенка  работает иначе, чем у взрослого.

Ребенок живет в фантастическом мире больше, чем в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой так же не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

. детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

. юность - сочетание вымысла  и деятельности, «трезвого расчетливого  рассудка»;

. зрелость - подчинение воображения  уму, интеллекту.

Воображение у ребенка  начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его  жизни. Каковы же этапы развития воображения  у детей дошкольного возраста?

До 3-х лет у детей  воображение существует внутри других психических процессов, в них  закладывается его фундамент. В  три года происходит становление  словесных форм воображения. Здесь  воображение становится самостоятельным  процессом.

В 4 - 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 - 7 лет воображение  носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных  ситуациях, характеризуясь содержательностью  и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для  развития воображения необходимо наличие  определенных условий: эмоциональное  общение со взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Как говорилось ранее исследования Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б, Эльконина, В.А. Крутецкого и других показали, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.


Информация о работе Влияние конструирования на развитие творчества ребенка дошкольника