Влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 16:33, доклад

Описание работы

Анализ данных, дает возможность конкретизировать психологически опасные/безопасные характеристики как проявление личностных качеств учителей. Так, равнодушие, унижение личности учеников, отмеченные участниками анкетирования как психологически опасные характеристики, свидетельствует об отсутствии профессионально значимого качества личности учителей - педагогической направленности. В то же время, такие психологически безопасные характеристики, указанные опрошенными, как справедливость и уважение учеников со стороны учителя говорят о направленности учителя на ребенка, ориентации на развитие его индивидуальных способностей, объективной оценке продвижения каждого из учеников в учебе.

Файлы: 1 файл

влияние личностных характеристик учителя на психологичскую безопасность учащихся.docx

— 25.43 Кб (Скачать файл)

 

Влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся

 

Работу выполнила студентка 42 группы ОФО Сумочкина Анастасия Алексеевна



 

 

Анализ данных, дает возможность конкретизировать психологически опасные/безопасные характеристики как проявление личностных качеств учителей. Так, равнодушие, унижение личности учеников, отмеченные участниками анкетирования как психологически опасные характеристики, свидетельствует об отсутствии профессионально значимого качества личности учителей - педагогической направленности. В то же время, такие психологически безопасные характеристики, указанные опрошенными, как справедливость и уважение учеников со стороны учителя говорят о направленности учителя на ребенка, ориентации на развитие его индивидуальных способностей, объективной оценке продвижения каждого из учеников в учебе.

Проявление учителем во взаимодействии с учащимися таких психологически опасных характеристик как психологическое давление, напряженность, агрессивность, авторитаризм, раздражительность, говорит о ригидности, т.е. жестком ролевом поведении педагога, нетерпимости к ошибкам и недостаткам в поведении детей. Устойчивость (уравновешенность) эмоционального состояния и поведения учителя в педагогически трудных ситуациях, относится участниками опроса к психологически безопасным характеристикам. Это свидетельствует об умении (способности) педагогов регулировать свое эмоциональное состояние, способности отказаться от неэффективных типов поведения в реализации поставленных задач, что обусловлено наличием у них такой интегральной личностной характеристики, как гибкость.

Согласно анкетным данным, психологически опасными характеристиками являются некомпетентность учителя в своем предмете, необъективная оценка учителем знаний учеников, что свидетельствует об отсутствии у педагогов глубоких знаний, умений и навыков, относящихся к деятельностной и коммуникативной подструктурам педагогической компетентности. Низкий уровень знаний учителями своего предмета,

неспособность установить контакт с учащимися приводит к потере учениками интереса к обучению. Напряженность и агрессивность педагога формирует негативный эмоциональный фон, который вызывает у детей страх, тревожность и боязнь учителя. По мнению опрошенных, знание педагогом своего предмета, доверие, доброжелательность, открытость, относится к психологически безопасным характеристикам, способствующим созданию благоприятных, т.е. психологически безопасных условий для развития личности обучающихся, а так же о наличии у учителей педагогической компетентности.

Анализ и обобщение полученных результатов дают возможность предположить, что личностные качества учителей, являющиеся компонентами структуры интегральных характеристик (направленности, компетентности, гибкости и самосознания), определяют их способность создавать психологически безопасные условия для развития личности учащихся. Эти условия формируются в системе взаимодействия педагогов и учащихся, способствуют или препятствуют возникновению у учеников страха самовыражения, тревоги и боязни учителя, проявлению негативных эмоциональных состояний и переживаний в ситуациях, сопряженных с самораскрытием, демонстрацией своих возможностей.

Данное положение определило выбор психологического инструментария для более полного и углубленного исследования влияния личностных характеристик педагогов на психологическую безопасность учащихся.

На втором этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент с помощью специально разработанной методической программы, в котором приняли участие 113 учителей и 194 ученика математического лицея и лингвистической гимназии. Экспериментальное исследование состояло из 3 серий.

I серия была направлена: на изучение и сравнение уровня  школьной тревожности (методика  исследования уровня школьной  тревожности учеников Филлипса) и психологической безопасности образовательной среды (опросник Г.С. Кожухарь, В.В. Коврова «Психологическая безопасность образовательной среды» (ПБОС) для подростков) у учащихся математического лицея и лингвистической гимназии.

Оценка различий проводилась с помощью непараметрического метода сравнения двух независимых выборок и-критерия Манна-Уитни.

Анализ результатов исследования уровня тревожности по методике Филипса у учащихся лицея и гимназии выявил значимые различия по следующим параметрам:

1. Показатель шкалы «переживание  социального стресса» у учеников  гимназии (5,5) указывает на неблагополучное  эмоциональное состояние детей, на фоне которого развиваются  их социальные контакты (прежде  всего со сверстниками). У учащихся  лицея данный показатель ниже (3,48) и можно сказать, что они  эмоционально более благополучны  и контакты с окружающими людьми  складываются продуктивнее.

2. Высокие показатели  уровня тревожности по шкале  «страх не соответствовать ожиданиям  окружающих» у учеников гимназии (4,62) -отображают их ориентацию  на значимость других в оценке  своих результатов,

поступков и мыслей, тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Низкие показатели по этой шкале у учащихся лицея (2,1) говорят о большей самостоятельности и независимости их в оценке себя, своих поступков и от окружающих.

3. Высокие показатели  по шкале «низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу» у  учащихся гимназии (3,23) демонстрируют  повышенный уровень тревожности, напряженности, что в данном случае  можно объяснить повышенной интеллектуальной  нагрузкой, т.к. школа работает по  программе с углубленным изучением  предметов.

У учащихся лицея данный показатель (2.27) - свидетельствует о том, что они обладают большей устойчивостью к интенсивным интеллектуальным нагрузкам, а так же то, что насыщенный образовательный процесс организован в соответствии с возрастными и санитарными нормативными показателями.

4. Показатели уровня тревожности  по шкале «проблемы и страхи  в отношениях с учителями»  ниже у учеников лицея (4,19), чем  у учеников гимназии (6,3), что отображает  общий негативный эмоциональный  фон отношений гимназистов с  педагогами и снижает успешность  обучения детей.

5. Показатели по параметру  «психологическая удовлетворенность  образовательной средой» имеют  высокий уровень различия между  группой учащихся лицея (14,6) и  учеников гимназии (12,4). Это свидетельствует  о том, что учителя лицея создают  более благоприятные психологические  условия для учащихся, чем педагоги  гимназии.

Анализ и обобщение полученных результатов позволяют сделать вывод, что ученики лицея не испытывают страха перед педагогами, свободно сотрудничают с ними, достаточно самостоятельны и независимы от мнения окружающих, более успешно строят взаимоотношения со сверстниками, удовлетворены условиями школьной среды. Учащиеся гимназии наоборот находятся в ситуации переживания социального стресса, зависимости от оценки и мнения окружающих, испытывают затруднения в межличностном взаимодействии. Это создает определенные трудности у школьников в поиске оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, самореализации. При этом «гимназисты» испытывают страх перед учителями, что указывает на отсутствие поддержки, сопереживания, сотрудничества со стороны педагогов по отношению к ним и ведет к неудовлетворенности учеников психологическими условиями образовательной среды.

Таким образом, полученные данные дали нам основание предполагать, что проявление личностных характеристик педагогов лицея в большей мере способствует созданию условий психологической безопасности учеников, чем личностные характеристики учителей гимназии.

Главными факторами, детерминирующими обеспечение педагогами психологической безопасности учащихся, являются «эмоциональная гибкость», «направленность на общение». Входящие в данные факторы оптимально высокие показатели психологических переменных: самоконтроль, ответственность, доверие, экстраверсия, сотрудничество, а так же эмоциональная устойчивость, необходимая для снижения влияния негативных эмоциональных состояний педагогов (тревожности, напряженности, депрессивности), статистически значимо увеличивают значения показателей, характеризующих психологическую безопасность учащихся: «общение, взаимодействие учителя с учениками», «поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке». И наоборот, чем ниже проявление у педагогов данных личностных характеристик, тем ниже психологическая безопасность учащихся.

6. Представления учителей  и учащихся о психологически  опасных/безопасных характеристиках  школьной среды, имеют сходную  структуру: характеристики, относящиеся  к личности учителя и его  профессиональной деятельности; характеристики, относящиеся к ученику, его учебе, взаимодействию с учителями, одноклассниками; характеристики, относящиеся к окружающему  физическому пространству школы. Но имеются различия в «весовых»  показателях структурных компонентов. Представления учащихся соотносятся  чаще с проявлением личностных  качеств учеников, а педагогов  с проявлением качеств их учеников.

7. Важным психолого-педагогическим  условием развития личностных  характеристик учителей, обусловливающих  психологическую безопасность учеников, является повышение уровня профессионального  самосознания учителя, а именно  его аффективного компонента - самоотношения, самопринятия при помощи специально разработанной коррекционно-развивающей программы.

8. Эффективность разработанной  коррекционно-развивающей программы  «Психологическая безопасность  на уроке», доказанная в исследовании, позволяет рекомендовать ее для  внедрения в системы обучения  и повышения квалификации учителей.

 
 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.- 335с. 
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. -376с 
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 517с. 
4. Ершова H.H. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1997 
5. Котик М.А. Психология защищенности человека от опасности в профессиональной деятельности. Дисс.докт. психол.н.М.,1985 
6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.:Наука,1986.255с. 
 

 


Информация о работе Влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся