Влияние музыкальной сказки на развитие социальных качеств личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Гипотезой исследования является предположение о том, что использование в педагогическом процессе музыкальной сказки положительно влияет на развитие социальных качеств младших школьников.
Задачи исследования:
На основе анализа психологических источников выявить роль музыкальной сказки в развитии и формировании личности.
Дать психологическую характеристику младшего школьного возраста.
Раскрыть особенности восприятия и влияния музыкальной сказки на душевное состояние ребенка.
Опытно-экспериментальным путем выявить возможности использования музыкальной сказки как средства развития социальных качеств младших школьников.

Файлы: 1 файл

О. Ю. Иванова 2011 г. Дипломная работа.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И  ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

                                                                       «Допускается к защите»

                                                     Зав. кафедрой педагогики и психологии,

                                               Кандидат психологических наук, доцент

___________________О.Ю. Иванова      

                                            «___» __________________ 2011 г.                   

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Влияние музыкальной сказки на развитие социальных качеств личности ребенка»

 

 

 

Автор:

студент 5 курса

заочной формы обучения

факультета психологии и педагогики

Каручок Андрей Севостьянович

 

Руководитель: кандидат психологических  наук, профессор

Каширин Владимир Петрович

 

 

 

 

     

Москва 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Необходимой предпосылкой в решении  жизненных проблем является наличие  определенных моральных качеств, свидетельствующих об отношении личности к обществу (коллективизм, патриотизм) труду и его результатам (трудолюбие, дисциплинированность, бережливость), к себе и другим людям (честность, доброта, принципиальность и другие). Нравственные качества личности взаимосвязаны и образуют систему. Целостное выражение они находят в характере личности. Сущность личности образуют ее социальные качества. В связи с этим очевидно, что развитие социальных качеств личности у детей необходимо начинать как можно раньше.

Вместе с тем, существующая на сегодняшний день система воспитания младших школьников, на наш взгляд, в полной мере эту задачу решить не может. Мысль о необходимости модернизации современной системы образования прослеживается во многих документах последних лет. Авторы экспертно-аналитического центра по обновлению общего образования обосновывали необходимость серьезнейшего пересмотра всего процесса образования, который должен быть ориентирован на реальное развитие личности, перехода от модели авторитарного образования к педагогике свободы. Основополагающей проблемой образования при этом становится создание особой среды учения, в которой все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей на основе «привлечения ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения».1 Особенно остро этот вопрос стоит перед начальной школой, когда закладывается фундамент для успешного становления социальных качеств младших школьников.

В данной работе за основу взята музыкальная  сказка как средство развития социальных качеств младшего школьника. Музыкальная сказка является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Однако в области музыкального воспитания младших школьников музыкально-театральная деятельность детей представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чем свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Изучению развития социальных качеств младших школьников, в  том числе и при помощи комплекса художественных средств из области музыки, литературы, драматургии, посвящены работы А. Г. Бердниковой, М. Б. Зацепиной, Т. С. Комаровой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. К. Кирнакской, Н. И. Киященко, И. П. Макеевой, Н. А. Метлова, Н. И. Монахова, Л. А. Муляр, С. С. Петренко, Д. Ю. Соколова, П. И. Яничева и др.

Цель исследования – выявить влияние музыкальной сказки на развитие социальных качеств младших школьников.

Объект исследования: развитие социальных качеств личности ребенка. 

Предмет исследования: музыкальная сказка как средство развития социальных качеств младших школьников.

Гипотезой исследования является предположение о том, что использование в педагогическом процессе музыкальной сказки положительно влияет на развитие социальных качеств младших школьников.

Задачи исследования: 

  1. На основе анализа психологических источников выявить роль музыкальной сказки в развитии и формировании личности.
  2. Дать психологическую характеристику младшего школьного возраста.
  3. Раскрыть особенности восприятия и влияния музыкальной сказки на душевное состояние ребенка.
  4. Опытно-экспериментальным путем выявить возможности использования музыкальной сказки как средства развития социальных качеств младших школьников.

Для решения поставленных задач  использовались следующие методы: 

    • теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы,
    • эмпирические методы (наблюдение, беседа),
    • диагностические методы (методика оценки социальных качеств школьника Н. И. Малахова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ  ВЛИЯНИЯ   МУЗЫКАЛЬНОЙ  СКАЗКИ  НА  РАЗВИТИЕ  СОЦИАЛЬНЫХ  КАЧЕСТВ  ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА

 

    1. Психологический анализ музыкальной сказки как фактора развития и формирования личности

 

 

В отечественной системе воспитания на каждом возрастном этапе проектируется  цель всестороннего и гармонического развития личности. При этом необходимо найти способы и средства педагогического воздействия, наиболее соответствующие данному возрасту детей. Одним из таких средств является музыкальная сказка.

Наши предки, занимаясь воспитанием  детей, рассказывали им занимательные  истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи, описываемые в историях, предохраняли малышей от опасностей, учили их жизни. С середины XIX века сказка из народного развлечения превращается в объект исследования. Собиратели сказок: братья Гримм, А.Н. Афанасьев – исследуют сказки с лингвистических и филологических позиций.

Позднее интерес к сказке приобретает  новый поворот: к ней обращаются психологи. Сказочным сюжетам, по мнению психоаналитиков – последователей Карла Юнга, отводится особая роль в психической жизни людей: они являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека. Причем суть этих конфликтов остается неизменной на протяжении тысячелетий: они свойственны нашим современникам и переживались людьми далекого прошлого.2

Как отмечает Л. А. Муляр, сказка – образно-концептуальный полисемантичный  микрокосм – в силу яркой образности и смысловой многослойности в процессе становления и развертывания социального бытия стала уникальной формой семиологической запечатленности социальной реальности, сферой слияния несакрально чудесного художественного вымысла и важных социальных обобщений.3        

Именно этим объясняется бытование  сказки в народной среде на протяжении тысячелетий.

Сказка имеет свои разновидности. Легенды, сказы, мифы, саги, притчи, анекдоты – вот далеко не полный перечень сказочных форм. Существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает следующую классификацию сказок (рис.1).4

Рис.1. Виды сказок

 

Необходимо отметить, что в настоящее  время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка, как отмечает И. П. Макеева, навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.5

Традиционное образование противопоставляет  сказку императивному знанию, как  легковесное – тяжеловесному, как естественное – противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас – труднодоступному и непонятно зачем нужному.

В. А. Сухомлинский не представлял  обучения в школе не только без  слушания, но и без создания сказки, справедливо полагая, что «сказка – это радость мышления, и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению».6

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

  • Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
  • Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
  • Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.7

Любая сказки ориентирована  на социально-педагогический эффект: она  обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал  сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

С социально-педагогической точки зрения важны следующие функции сказки:

  1. Социализирующая функция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
  2. Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
  3. Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
  • способность сказки в малом являть большое;
  • способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо – земля – подземный мир; прошлое – настоящее – будущее);
  • способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
  1. Развивающе-терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
  1. Культурно-этническая функция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
  2. Лексико-образная функция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.8

Что касается музыкальной сказки, то общеизвестно, что театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает к созданию новых образов. Важнейшим в театрализованных играх является процесс творческих переживаний. Большое внимание уделяется импровизационным моментам. Ведь главное – это понимание смысла музыкальной сказки.

Использование в процессе создания сказки музыкальных произведений обусловлено самой природой музыкального искусства, поскольку музыка оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Общеизвестно, что музыка – важнейшее средство коммуникации и интеграции. Ученые отмечают, что она невербальным образом усиливает эмоциональное восприятие, влияет на характер человека.

Произведения музыкального искусства, используемые в качестве звукового ряда, сопровождающего основное задание, способствуют созданию воображаемой ситуации, дающей импульс к развитию творческого начала и позволяющей взглянуть на себя со стороны. Они способны решать проблему развития психических процессов младших школьников, в том числе и развития социальных качеств.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения  к добру, красоте, человечности... Как  гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В. А. Сухомлинский.10 Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Театральная деятельность – важнейшее средство развития у  детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить  себя на его место в различных  ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. По выражению Б. М. Теплова, благодаря столь замечательным особенностям, она становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве.11

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Информация о работе Влияние музыкальной сказки на развитие социальных качеств личности ребенка