Влияние педагогического наследия Я.А. Коменского на современное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 08:56, реферат

Описание работы

Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики. Актуальность. Великий мыслитель и гуманист жил и создавал свои труды в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Но его работы актуальны и сегодня. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования. Цель. Охарактеризовать педагогическое наследие Яна Амоса Коменского и оценить его вклад в современную педагогическую науку.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Я. Н. КОМЕНСКОГО 4
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Я.А. КОМЕНСКОГО 6
2.1 Дидактические принципы 7
2.2 Обоснование классно-урочной системы 9
2.3. Я.А.Коменский о нравственном воспитании 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Мой Реферат Влияние педагогического наследия ЯАКаменского.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 

Бирский филиал Башкирского Государственного Университета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ на тему

Влияние педагогического наследия Я.А. Коменского 
на современное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса заочного отделения (срок обучения 3 года)

Проверил: кандидат исторических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

Бирск – 2012 г

 

Содержание

 

 

Введение

Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое  национальное возрождение, никакое  воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Актуальность. Великий мыслитель и гуманист жил и создавал свои труды в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Но его работы актуальны и сегодня. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования.

Для того чтобы  эффективнее преподавать в наше время, необходимо знать истоки созданной  системы, ее историю. Надо понять ее содержание, сущность и первоначальные цели. Чтобы не сделать ошибок в будущем, важно знать опыт прошлых поколений и применять этот опыт на практике.

Цель. Охарактеризовать педагогическое наследие Яна Амоса Коменского и оценить его вклад в современную педагогическую науку.

Задачи:

1. Рассмотреть  педагогические взгляды Коменского.

2. Выявить  ведущие педагогические идеи  «Великой дидактики».

3. Выяснить  особенности учения Коменского  о нравственном воспитании.

При написании данной исследовательской работы был использован метод анализа и обобщения литературы по данной теме.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

1. Жизнь и деятельность Я. Н. Коменского

Великий сын чешского народа, мыслитель-гуманист, выдающийся общественный деятель, философ, лингвист, историк, основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский (1592-1670) жил в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Его время - время подготовки и осуществления буржуазной революции в Англии, время Тридцатилетней войны в Центральной Европе; когда жил Коменский, были еще свежи воспоминания о Реформации и Крестьянской войне в Германии; наконец, это было время, когда набирала силы и стремилась к власти молодая буржуазия, когда начали складываться крупнейшие колониальные империи.

Коменский родился в семье мельника, принадлежавшей к религиозной общине Чешских  братьев, объединявшей значительную часть  населения Чехии. Члены общины вели трудовую жизнь, оказывали друг другу  помощь, совместно заботились о воспитании детей, открывали для них школы.

В 1608-1610 гг. учился в братской латинской школе, где преподавание было настолько  неинтересным, что уже в последних  ее классах Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. Затем учился в Герборнской академии, где после долгого общения с педагогом Я.Г. Альштедом, принял решение стать учителем. Два года проучился в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - "Театр всех вещей" (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка "Сокровищница чешского языка". Этот труд занял у него 44 года (1612-1656). В 1614 году – учитель братской школы в Приерове. Именно тогда он впервые начинает использовать свой метод обучения латыни, опираясь на "Правила более легкой грамматики".

В 1616 году он стал священником семейной Общины чешских братьев и проповедником. В 1618-1621 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения-Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 году Каменский приступил к созданию труда под названием "Дидактика" на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою "Дидактику" на чешском языке (1632), и почти сразу же переведя ее на универсальный язык науки - латынь - под названием "Великая дидактика" (1633-1638).

Каменский подготовил несколько учебников: "Открытая дверь к языкам" (1631), "Астрономия" (1632), "Физика" (1633), написал первое в истории руководство для  семейного воспитания - "Материнская  школа" (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), вызвавшее большой интерес европейских учёных.

В 1650 году Каменский  был приглашен в Венгрию для  перестройки школьного образования  в землях князя Сигизмунда Ракоци, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении "Пансофическая школа" (1651).

В 1657 году по приглашению амстердамского сената он выехал в Голландию, где и прожил до самой смерти. В Амстердаме Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 году капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 году, рукописи остальных пяти частей были найдены только в 30-х гг.20 в.; полностью этот труд был опубликован в 1966 году. Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Каменский применил метод драматизации учебного материала и на основе "Открытой двери к языкам" написал ряд пьес, составивших книгу "Школа-игра" (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Итог своим трудами Каменский подвел в книге "Единственно необходимое" (1668).

Умер в  Амстердаме в 1670 году вдали от родины.

 

2. Педагогическое наследие  Я.А. Коменского

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических  трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Самый известный  теоретический труд Коменского по педагогике "Дидактика", т.е. общая теория обучения. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

"Материнская школа" - о воспитании ребенка в первые шесть лет жизни.

"Открытая дверь к языкам" - энциклопедический учебник латинского языка, переведенный на 16 языков мира. "Мир чувственных вещей в картинках" - учебник латинского языка для начинающих, упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", первая успешная попытка создания учебной книги на основе психологических принципов. Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному.

Стремясь  сделать учение для школьников более  интересным, Коменский составил учебную  книгу "Школа-игра", которая была предназначена для постановки на сцене школьного театра.

"Пансофия" - представляет попытку охватить в одной системе все человеческие знания таким образом, чтобы они составили одно логическое целое, в котором одно вытекает из другого, и знание было бы прочным, убедительным и всем доступным. Одинаковые знания всех обо всем должны стать средством всеобщего улучшения человечества, средством устранения споров и войн и осуществления международного сотрудничества.

Основные  педагогические идеи Коменского: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие  школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

 

2.1 Дидактические принципы

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые  обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов: принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип постепенности и систематичности знаний; принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Принцип природосообразности.

Основой обучения должен быть порядок, заимствованный из природы. В этом принципе содержится два основных положения:

1) необходимо соблюдать в обучении строгий порядок во всем;

2) следует заимствовать этот порядок из природы.

Принцип природосообразности направлен  на то, чтобы сделать процесс обучения более жизненным и естественным, легким и плодотворным. Этот принцип  имел большое прогрессивное значение в борьбе со старыми методами преподавания, которые требовали неимоверных усилий для усвоения материала. Обучение должно вестись на основе перехода от более легкого к более трудному, от близкого и знакомого к отдаленному и незнакомому, от общего к частному, от простого к сложному. Очень важно соблюдать в процессе обучения строгую постепенность, последовательность и преемственность в изложении предмета, "чтобы предыдущее пролагало путь последующему".

Для Коменского обучение – процесс  органического развития внутренних сил природы, глубокого понимания, осмысления явлений, тщательного их объяснения, а потом уже закрепления, выражения в речи и применения на практике.

Обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое. Этот принцип тесно связан с предыдущим. В нем получила дальнейшее развитие мысль о том, что процесс обучения – это процесс внутреннего органического роста. Он составляет нечто цельное. В нем все выходит из общего корня, и все стоит на своем месте.

Содержание и форма  должны находиться в определенном соотношении  между собой. Отсюда вытекает ряд правил обучения: необходимо раньше изучать предметы (материал), а потом – языки (форма), раньше изучать примеры, а затем грамматические правила.

1) Образование должно начинаться своевременно.

2) Один и тот же ученик должен учиться одному и тому же предмету только у одного учителя (иначе ему придется преодолевать разные формы).

3) Учить без разнобоя в методах.

Обучение должно быть всесторонним. Нужно учить так, чтобы в будущем человек не встречался в жизни с такими явлениями, предметами, о которых не мог бы "скромно рассуждать и без вредной ошибки применять с несомненной для себя пользой". Обучение, следовательно, должно быть связано с жизнью. Знания, которые человек получает в школе, помогают ему ориентироваться в обычных, наиболее распространенных жизненных явлениях.

Обучение должно быть развивающим, чтобы "изощрялись природные дарования, совершенствовались языки, облагораживались нравы". Коменский особенно ценил связь умственного и нравственного воспитания, "кто преуспевает в науках, а в нравственности отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает".

Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных  восприятий и из жизни. Коменский утверждал, что учить надо не только «из жизни», но и для жизни ("Мы вступаем в жизнь не только созерцателями, но и исполнителями"). Первоисточник знаний – сама жизнь, сами предметы. Коменский выводит принцип наглядности, это "золотое правило" для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.

Если учащимся каждый раз показывать, какое применение имеет ежедневно то, чему их учат, для чего служит каждая вещь, то они получат полную возможность убедиться в своих знаниях и у них возникнет желание действовать.

Однако наблюдений и чувственных  доказательств недостаточно для  того, чтобы обеспечить полноценные, вполне доброкачественные знания. Для этого требуется еще "приведение в действие разума". Вот почему следующий принцип Коменского гласит:

Ничему не учить на основании авторитета, а все обосновывать на свидетельстве чувств и разума. При обучении необходимо все подкреплять разумными доводами, объяснять причины, чтобы не оставалось места ни сомнению, ни возможности забыть. Оно должно сопровождаться развитием мышления, раскрыванием способностей, а также выработкой самостоятельного подхода учащихся к усваиваемым ими знаниями, чтобы они "не смотрели чужими глазами, не мыслить чужим умом". Учащиеся должны уметь выражать свои знания в правильной речи, свободно ими пользоваться в жизни.

Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах

 

2.2 Обоснование классно-урочной системы

Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную.

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство - от рождения до 6 лет включительно;

отрочество - от 6 до 12 лет;

юность - от 12 до 18 лет;

возмужалость - от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления, и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Информация о работе Влияние педагогического наследия Я.А. Коменского на современное образование