Влияние педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Многочисленные исследования показывают, что наибольшие затруднения, встречающиеся в педагогической деятельности, связаны с неумением установить педагогически целесообразные отношения с детьми. Несмотря на то, что понятие «педагогическое общение» для большинства педагогов не ново, эти представления носят часто поверхностный, академический характер, что затрудняет применение теоретических знаний на практике. Тем самым объясняется актуальность изучения данной проблемы. Обозначенное противоречие позволило определить тему нашего исследования «Влияние педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста».

Содержание работы

Введение 3
Глава I Теоретические аспекты влияния педагогического общения
на личностное развитие ребенка раннего возраста
1.1. Понятие «педагогическое общение» в психолого-
педагогической литературе 7
1.2.Особенности личностного развития ребенка раннего
возраста 19
1.3. Педагогические условия, влияющие на развитие личности
ребенка раннего возраста 30
Выводы по I главе 38
Глава II Экспериментальное изучение педагогических условий,
влияющих на личностное развитие ребенка раннего возраста
2.1. Определение уровня личностного развития ребенка раннего
возраста 40
2.2. Реализация педагогических условий, обеспечивающих личностное
развитие ребенка раннего возраста в процессе педагогического
общения 56
2.3. Оценка результатов экспериментальной работы 63
Выводы по II главе 69
Заключение 71
Список литературы 74
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

     

               Влияние педагогического общения на личностное развитие

                                       ребенка раннего возраста

 

                                        Квалификационная работа

      

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Челябинск 2011

                                                    Содержание

 

Введение                                                                                                                   3       

Глава I Теоретические аспекты влияния педагогического общения

             на личностное развитие ребенка раннего возраста

1.1. Понятие «педагогическое общение» в психолого-

       педагогической литературе                                                                             7

1.2.Особенности личностного развития ребенка раннего

      возраста                                                                                                            19                                                                                                                                                                               

1.3. Педагогические условия, влияющие на развитие личности

      ребенка раннего возраста                                                                              30                                                                          

Выводы по I главе                                                                                                 38                                                                                          

Глава II Экспериментальное изучение педагогических условий,

       влияющих на личностное развитие ребенка раннего возраста

2.1. Определение уровня личностного развития ребенка раннего

       возраста                                                                                                          40 

2.2. Реализация педагогических условий, обеспечивающих личностное

       развитие ребенка раннего возраста в процессе педагогического

       общения                                                                                                          56                                                                                                   

2.3. Оценка результатов экспериментальной работы                                       63

Выводы по II главе                                                                                               69

Заключение                                                                                                          71                                                                                             

Список литературы                                                                                           74   

Приложение                                  

 

                                

                                                     Введение

 

        Социально–экономические преобразования, происходящие в России, обусловили необходимость подготовки педагогов, обладающих новым профессиональным мышлением, высокой мобильностью, компетентностью, ориентацией на реализацию процессов социализации и профессионализации личности, гуманизации и демократизации педагогического процесса. В этой связи профессиональные и общественные достижения человека в значительной степени зависят от совокупности сформированных профессиональных умений у педагогов и, в частности, коммуникативных умений. Коммуникативные умения являются важными профессиональными умениями педагога. Они обеспечивают выполнение функций педагогического общения, составляют содержание требований к коммуникативной педагогической деятельности, создают представление об уровне профессионально – коммуникативной культуры педагога.

         Поскольку педагогический процесс представляет собой взаимодействие педагога и ребенка, его результат во многом зависит от характера общения. Сегодня педагог является не столько источником информации, сколько другом, наставником, руководителем самостоятельного поиска знаний детьми, поэтому в новых условиях образовательной политики все чаще на смену традиционным принципам организации обучения и воспитания, основанным на воздействии личности педагога на воспитанников, приходит принцип сотрудничества между детьми и педагогом. А реализоваться он может только при умелой организации обучения, грамотно выстроенных взаимоотношениях с детьми.

       В настоящее время коммуникативные умения педагога и влияние их на личностное развитие ребенка раннего возраста нашло свое отражение в ряде нормативно-правовых документов. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что государственная политика в области образования основывается на принципах гуманизации, демократизации, свободного развития личности.[22] В Концепции дошкольного воспитания большое внимание уделяется развитию личности ребенка раннего возраста. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремлением быть непохожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по-своему и быть значимым для других людей.[33]

        Многочисленные исследования показывают, что наибольшие затруднения, встречающиеся в педагогической деятельности, связаны с неумением установить педагогически целесообразные отношения с детьми. Несмотря на то, что понятие «педагогическое общение» для большинства педагогов не ново, эти представления носят часто поверхностный, академический характер, что затрудняет применение теоретических знаний на практике. Тем самым объясняется актуальность изучения данной проблемы. Обозначенное противоречие позволило определить тему нашего исследования «Влияние педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста».

           Цель нашего исследования: теоретически обосновать и выявить педагогические условия, способствующие личностному развитию ребенка раннего возраста.

          Объект исследования: процесс личностного развития ребенка раннего возраста.

         Предмет исследования: педагогические условия, влияющие на личностное развитие ребенка раннего возраста.

         Нами была выдвинута гипотеза – влияние педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста будет проходить успешно при создании следующих условий:

-   будет использоваться субъект-субъектное взаимодействие;

- будет  проводиться работа по повышению педагогической культуры педагогов по развитию и воспитанию ребенка раннего возраста.

        Задачи исследования:

1.           Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Уточнить понятия «субъект-субъектное взаимодействие», «личностно           ориентированная модель», «личностное развитие ребенка раннего возраста».

3. Теоретически  обосновать педагогические условия, влияющие на                      личностное развитие ребенка раннего возраста.

     4. Организовать и провести экспериментальную работу по выявлению                                      уровня личностного развития ребенка раннего возраста.  

     5. Разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение         педагогической культуры педагогов по развитию и воспитанию ребенка раннего возраста.

          Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- наблюдение за детьми в процессе общения;

- индивидуальные и групповые беседы с педагогами;

- анкетирование педагогов;

- наблюдение за взаимодействием педагогов с детьми.

         База исследования: Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение (МДОУ) № 180 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 13 педагогов и 20 детей группы раннего возраста.

         Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической части), заключения, списка литературы, приложения.

 

         Этапы исследования:

I этап (январь-май 2010 г.)

Работа над теоретической частью, анализ состояния проблемы в теории и практике.

II этап (сентябрь-ноябрь 2010 г.)

Проведение экспериментальной работы.

III этап (декабрь-февраль 2010-2011г.)

Анализ результатов экспериментальной работы, оформление квалификационной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические аспекты влияния педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста

 

1.1.                                       Понятие «педагогическое общение» в психолого-      педагогической литературе        

 

        Современная эпоха в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в педагогической процессе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей. Поэтому одним из важнейших качеств педагога является его умение организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. Способность к общению с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к ним – на том, что в науке суховато называется профессионально – педагогической направленностью личности педагога.  В.А. Сухомлинский  не раз говорил о том, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе своей педагогический труд – повседневное общение с детьми – углубляет любовь к человеку, веру в него. Ибо именно взаимоотношения  с ребенком движут во многом процесс обучения и воспитания. В этом убеждают работы многих исследователей: Ю.П.Азарова, А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева,                       А.В. Петровского и др.

           Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович,         Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской и др. [7, 12]

        Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего, многих его перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.

         Индивидуальное своеобразие педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те качества, которые этому успеху препятствуют.

         Опыт педагогической деятельность показывает, что недостаточно только знания педагогом основ наук и методик, необходимо умение передачи этих знаний через систему живого непосредственного общения. Умение организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью является одним из важнейших качеств педагога. В психолого-педагогической литературе в этом случае говорят о коммуникативных способностях педагога, важных для осуществления педагогической деятельности. Педагогическое общение должно быть освоено каждым педагогом в процессе педагогической деятельности, ее плодотворность, творческие находки, наконец, успех воспитания детей зависят от умения построить педагогическое общение. Непрофессионализм педагогического общения дорого обходится обществу, и неслучайно изучению составных элементов педагогического общения, его структуры и технологии придается большое значение.

         Проблема педагогического общения была поставлена в работах классиков  педагогики как важнейшая из проблем обучения и воспитания. Особенно много внимания этому вопросу уделял А.С. Макаренко. Его мысли о необходимости для педагога овладеть педагогическим мастерством, техникой педагогического общения как никогда актуальны в современных условиях. Широко известны высказывания по этому вопросу                            В. А. Сухомлинского. Особое внимание обращал он на умение педагога пользоваться словом, он остро критиковал косноязычие и пустословие.

Информация о работе Влияние педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста